Нацбанк Бурятии накроет волной перемен?

В финансовом сообществе Бурятии ходят упорные и противоречивые слухи об отставке управляющего Национальным банком РБ (отделением Банка России) Николая Степанова
A- A+
По одной из версий, он подал заявление об отпуске с последующим увольнением. По другой, уже уволен, а коллектив учреждения направил обращение к руководству Центробанка РФ. По третьей – регулятор снаряжает комиссию для комплексной проверки Нацбанка РБ, по результатам которой будет принято кадровое решение.

В Нацбанке по этому поводу комментариев не дают. Однако отставка Николая Степанова представляется весьма вероятной в связи с событиями вокруг БайкалБанка. А также – кадровыми перестановками в Центробанке РФ.
 
Дозаигрывался?

Сведения о том, что Николай Степанов в значительной степени содействовал переходу БайкалБанка под контроль московского «банковского альянса», появились в СМИ еще до отзыва его лицензии. Одна из республиканских газет сообщала о встречах управляющего Нацбанком с зампредом скандально известного Арксбанка Александром Герасименко, который минувшим летом неоднократно приезжал в Улан-Удэ, чтобы от имени «банковского альянса» решать различные вопросы по БайкалБанку. 

В дни апрельского ажиотажа правлением БайкалБанка было подготовлено обращение в Центробанк РФ с просьбой о начале процедуры санации – финансового оздоровления. Был даже предложен конкретный банк, готовый оказать помощь БайкалБанку в преодолении возникших проблем. Если бы подобное решение было поддержано Центробанком РФ, БайкалБанк мог сохранить самостоятельность и восстановить платежеспособность.

Однако, по имеющимся данным, Николай Степанов воспротивился такому варианту и настоятельно рекомендовал руководству БайкалБанка сотрудничать с «банковским альянсом», а в дальнейшем – полностью передать ему бразды правления. Он же закрыл глаза на увольнение по инициативе представителей «банковского альянса» целого ряда высококлассных специалистов, способных оказать реальное сопротивление выводу активов и уничтожению республиканского банка.

Когда пост председателя правления БайкалБанка занял москвич Виталий Авдеев, Совет директоров, оставшийся в прежнем составе, потребовал гарантий того, что новое руководство действительно будет делать все необходимое, чтобы поставить банк на ноги, а не устроит ему эвтаназию. В этой ситуации Николай Степанов приложил немало усилий, чтобы обеспечить утверждение кандидатуры Виталия Авдеева без весомых гарантий. В том числе, путем оказания персонального давления на некоторых членов Совета директоров БайкалБанка.

Еще об одном красноречивом эпизоде с участием Николая Степанова рассказал источник в МВД по Бурятии. Туда поступило заявление от генерального директора коммерческой фирмы, которая была крупным заемщиком БайкалБанка. В заявлении утверждалось, что эта фирма якобы находилась под полным контролем прежнего руководства банка и использовалась для «мошеннических схем». Факт подачи заявления был оперативно и широко растиражирован на различных ресурсах Интернета.

Однако, по словам источника, генеральный директор фирмы, неожиданно для себя оказавшийся фигурантом шумной PR-кампании, в дальнейшем пояснил, что написал заявление в правоохранительные органы под давлением представителей «банковского альянса». Предприниматель сообщил, что управляющий Нацбанком Николай Степанов пригласил его встретиться с глазу на глаз. Но вместо конфиденциальной беседы его ждали сотрудники службы безопасности «банковского альянса», которые в духе лихих 90-х потребовали передать под их контроль фирму, владевшую многими объектами недвижимости, и написать заявление в полицию против прежнего руководства БайкалБанка.

Похоже, уже тогда новые собственники и руководство БайкалБанка работали над тем, как переложить ответственность за происходящие и грядущие события на своих предшественников…

Самое главное – Николай Степанов «проглядел» массированный вывод активов БайкалБанка. Хотя сигналы об этом в Нацбанк РБ поступали, и неоднократно.
    
«Крыша» протекла

Разумеется, можно отбросить мысль о том, что Николай Степанов в ситуации с БайкалБанком действовал злонамеренно. Он был заинтересован в сохранении единственного самостоятельного банка Бурятии уже потому, что от этого во многом зависел и статус возглавляемого им Нацбанка РБ. Возможно, он наивно поверил в декларируемые «банковским альянсом» планы развития БайкалБанка. Хотя для финансиста наивность равносильна профнепригодности, и это был тот самый случай, когда благими намерениями вымощена дорога в ад. Или же управляющий Нацбанком РБ просто вынужден был исполнять поступающие сверху указания о содействии «банковскому альянсу», став заложником жесткой дисциплины и сложных, скрытых от посторонних глаз внутренних «раскладов» в системе Центробанка РФ.

Совершенно очевидно, что структуры, подобные «банковскому альянсу», и банки-«пылесосы», собирающие вклады у населения под баснословные проценты, но не отражающие их в отчетности (Мособлбанк, Арксбанк и ряд других), не могут существовать без «крыши» в органах банковского надзора. Судя по апрельским событиям вокруг БайкалБанка, «крыша» у возжелавшего его активов «банковского альянса» была очень крутая. Она смогла за несколько недель создать единственному самостоятельному банку Бурятии такие проблемы, которые вынудили его закрыть офисы и приостановить обслуживание клиентов.

Однако любая «крыша» рано или поздно начинает «протекать». Это и произошло минувшим летом, когда на федеральном уровне разразился скандал с Арксбанком, переполнивший чашу всеобщего терпения.
 
Перестройка надзора

В октябре началось реформирование системы банковского надзора Центробанка РФ. Свои посты покинули сразу два зампреда – Алексей Симановский (переведен советником) и Михаил Сухов (уволен по собственному желанию), работавшие на руководящих должностях в Центробанке РФ с 1996 года.

«Вероятно, Набиуллиной (председатель ЦБ РФ. – Прим. ред.) дали карт-бланш, потому что даже у Игнатьева (председатель ЦБ РФ с 2002-го по 2013 год. – Прим. ред.) не было полномочий убрать эту команду», – предположил в интервью «Ведомостям» президент Московской международной валютной ассоциации (ММВА) Алексей Мамонтов. По его мнению, отставку зампредов  ЦБ могли инициировать силовые структуры, у которых накопилось много вопросов к надзорному блоку.

Значительно резче высказалась «Комсомольская правда», опубликовавшая запись в Твиттере банкира Александра Лебедева: «ЦБ покидают остатки «транзитно-обнально-конвертной» крыши мошенников-банкиров, похитивших в России $100 млрд. за последние десять лет».

Сама же председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина объяснила начавшуюся реформу, сильно напоминающую «чистку», необходимостью «глубокой перестройки надзора, обновления всей системы».

Вероятно, под разгулявшуюся внутри Центробанка РФ волну перемен попал и управляющий Нацбанком РБ Николай Степанов. Эта волна может также накрыть весь Нацбанк РБ, поскольку планы передать функции банковского надзора в Иркутск, а в Улан-Удэ оставить обычный расчетно-кассовый центр, озвучиваются давно. После банкротства БайкалБанка они стали реальны как никогда…

Артем Самсонов, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.