Ольхонский раскол

Мыс Хобой – одно из самых величественных и сакральных мест Байкала
A- A+
Люди приходят сюда, чтобы полюбоваться красотой жемчужины мира с высоты птичьего полета, подумать о смысле жизни или помедитировать. На днях стало известно о том, что именно в этом месте известный скульптор Даши Намдаков планирует установить свою скульптуру «Хранитель Байкала». Такая идея стала яблоком раздора.  

Свое название мыс получил за необычную каменную плиту, формой напоминающую клык зверя («хобой» с бурятского – «клык»). Хобой считается священным местом и служит для проведения культовых обрядов. В настоящее время мысу присвоен статус ландшафтного памятника природы. 

– Даши сам выбрал место на возвышенном берегу с крутым склоном, где чудом сохранились старые лиственницы. Около этих священных деревьев будет установлена скульптура из бронзы в виде древнего дерева, крона которого превратилась в окаменевшую «корону», и в ней будто застряли окатыши байкальской гальки, – говорит Надежда Комарова, искусствовед Арт-фонда Даши Намдакова. 

Уже в 2017 году здесь планируется появление «Хранителя Байкала». Поговаривают, что памятник не только украсит местность, но и защитит озеро от всяческих напастей – загрязнения, обмеления и даже привлечет на Ольхон еще больше туристов. 

В популярной иркутской газете «Восточно-Сибирская правда» вышла статья об установке скульптуры. Автор публикации – бизнесмен и финансовый партнер проекта Виктор Бронштейн – в красках рассказал о том, какой прекрасной она будет: «Ветви этого дерева с колокольчиками и камнями похожи на рога огромного оленя и соответствуют древнейшим наскальным рисункам. Скульптура для мастера – не простое, а глубоко личное мистическое произведение».

Публикации в «Восточно-Сибирской правде» искренне удивились в «Заповедном Прибайкалье». Здесь нам сообщили, что установка скульптуры на мысе Хобой вряд ли будет разрешена.  

– К нам обращались представители хужирского муниципалитета. Они сообщили, что хотели бы установить эту композицию на мысе Хобой. Но это место находится в зоне сельскохозяйственного назначения национального парка. На этой территории никакого строительства не предусмотрено, в том числе установка скульптуры. Мы по закону не можем дать такого разрешения, – сообщили «Номер один» в пресс-службе «Заповедного Прибайкалья».

Тем временем, несмотря на подвисшие в воздухе вопросы с местом установки, уже известно, что эскиз скульптуры и ее модель готовы. Отольют «Хранителя Байкала», предположительно, в Бурятии. Вполне вероятно, что скульптура будет бронзовой. Ее приблизительная высота – 7,8 метра, ширина – 6,8. В некоторых источниках уже говорится о том, что открытие запланировано на июль 2017 года. 

Об установке скульптурной композиции в сакральном месте говорит уже, пожалуй, весь Ольхон. И не только – новость дошла до Бурятии. В социальных сетях обсуждение не прекращается уже неделю. Мини-опрос в Facebook’е показал, что из сотни проголосовавших за установку –  лишь треть. Остальные либо резко против, либо предлагают свои варианты развития событий.

Так, известный в Бурятии создатель «Большой Байкальской тропы» Андрей Сукнев считает, что «дупло» дерева, то есть отверстие в памятнике, рискует превратиться в место для сбора мусора. По мнению общественника, на Ольхоне есть проблемы намного важнее, чем скульптура.

– При всем уважении к творчеству Даши (Намдакова. – Прим. ред.), памятник там не нужен. А вот дорога хорошая нужна, с ограждениями, чтобы нельзя было съехать, тропы и настилы нужны, – считает путешественник.

Другие также считают, что памятнику на мысе Хобой не место.

«Памятник прекрасный, но стоять он должен не в природе. Живописная природа – это сама по себе памятник. Это недопустимо. Кроме того, это противоречит культуре бурятов. Ведь это не сэргэ, а именно что монументальное изделие, преисполненное гордыней и бизнес-идеей», – пишет Евгений Усов, пользователь Facebook.

Некоторые шаманы тоже уверены – лишний раз нарушать красоту, созданную природой, не стоит: «Места там для нас сакральные. Это неприкасаемое место и Мекка для шаманов». 

Однако в шаманском центре «Тэнгэри», напротив, уверены: если скульптуру установят с разрешения божеств и сопроводят это обрядовыми действиями, то почему бы и нет. Верховный шаман церкви «Тэнгэри» Баир Цырендоржиев сообщил нам, что Даши Намдаков лично посетил большой молебен (тайлаган. – Прим. ред.) на Ольхоне, где уже попросил у всех божеств благословления на установку памятника. 

– Благословление он, конечно же, получил. Памятник – от слова «память». Она должна быть. В храмах и дацанах есть буддистские статуи. Пускай и там тоже будет мемориал, в этом нет ничего плохого. Ставятся же субурганы, и этот памятник такой же – несет людям добро и благословение, – отметил Баир Цырендоржиев.

Чем закончится история с установкой «Хранителя Байкала», которая с каждым днем обрастает все новыми спорами и скандалами, пока трудно представить. 

Эльвира Долговых, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.