Монгольская угроза

В Кабанске прошли общественные слушания по проекту ГЭС на Селенге
A- A+
Жители Бурятии решили инициировать общественные слушания по проекту строительства монгольской ГЭС на крупнейшем притоке Байкала. Результаты обсуждения направят в Монголию руководству проекта Шурэнской ГЭС, а также в адрес Всемирного банка, который является кредитором данного проекта.

Проектировщиков зовут «на разговор»

Вокруг опасной для Байкала «Шурэнской ГЭС» уже давно кипят скандалы. В прошлом году в адрес Всемирного банка, выдавшего кредит на проектирование станции, ушла жалоба от общественников. 

В мае 2015 г. в Бурятию и Монголию прибыли специалисты инспекционного совета Всемирного банка. После Совет директоров постановил дать шурэнскому проекту год на передышку и потом принять решение - что делать с жалобой.

Известно, что в Монголии активно разрабатываются шесть проектов по строительству крупнейших в стране плотин в бассейне Селенги. Монголия пользуется разработками из советского прошлого, когда проработаны были более 20 мест в разных притоках главной артерии Байкала. Это благодатное наследство сейчас выдвигается как светлое будущее южных соседей.

В Бурятии общественники не стали дожидаться повторного решения от Всемирного банка. Потому что стройка даже одного объекта окажет серьезное влияние на экологию. В Монголии идет активная пропаганда этих гидропроектов, экологи проигрывают суды, а некоторым вообще запретили въезд в Монголию. Поэтому встречи вне степных границ проходят в России.

 «С инициативой проведения обсуждения выступили жители Кабанского и Тарбагатайского районов. Мы поддержали ее», - говорит Сергей Шапхаев, директор Бурятского регионального объединения по Байкалу.

Кроме экологов, сельчан новую встречу поддержали представители федеральных структур, ученые, власти района и поселений, красноярская экологическая организация «Плотина». 

На встрече было решено поручить представителям власти обратиться к монгольской стороне. По мнению участников диспута, без представителей Монголии этот вопрос вряд ли сдвинется с места. Все экологические оценки запланировали обсудить в марте 2016 г.

Протокол слушаний получат все инстанции в России, которые так или иначе имеют отношение к ситуации или могут на нее повлиять. Письмо получит руководство Всемирного банка. Еще одно уйдет в монгольское Минэнергетики, Минфинансов и МИД Монголии. Послание получит и китайский банк, который участвует в гидроэнергетических проектах Страны степей.

Пока российские власти не проявляют активности. На встречах с руководством Монголии однажды был достигнут двусторонний консенсус, который, впрочем, никак не мешает ей осуществлять поиск инвесторов для своих гидропроектов.

Смотреть комплексно

На сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО пришло понимание, что только комплексная оценка всех объектов сразу позволит увидеть масштаб предполагаемой экологической катастрофы.

Напомним, кроме Шурэнской ГЭС Монголия планирует построить ГЭС на правом и левом притоках - Орхонскую и Эгийн-гольскую. Причем последняя находится практически на завершающей стадии подготовки. 

«Сегодня были первые слушания, но следующие должны быть расширены - и по географии, и по предмету обсуждения. Ведь, например, по Эгийн-гольской ГЭС российской стороне до сих пор никаких официальных документов представлено не было. А эта ГЭС идет впереди всех», - подчеркивает Александр Колотов, директор экологической организации «Плотина».

За Байкал и Селенгу – всем миром 

Эксперты предостерегают: если проигнорируются заявления экологов, неизбежно пострадают водно-болотные угодья дельты Селенги. Именно они являются естественным фильтром Байкала. Пострадают нерестилища омуля в Селенге - будет меняться температурный режим, еще более усилится распространение спирогиры и других вредных водорослей.

На этот раз в обсуждении общественного совета приняли участие представители «Иркутскэнерго». 

«Мы обратились к нашим коллегам из неправительственных организаций Иркутской области, чтобы они написали письмо губернатору об организации таких же слушаний в области», - говорит Сергей Шапхаев об объединении в этом вопросе с соседним регионом. 

Иркутск – единственный регион, который наряду с Бурятией проявляет небывалую активность в борьбе с монгольскими гидропроектами. Можно считать, что соседи бьются за экологию Байкала, впрочем, экологи, скорее всего, преследуют именно такие цели. Что касается власти, то здесь можно усомниться в бескорыстности порывов сохранения экосистемы озера. У Иркутской области свои ГЭС, которым тоже необходимо питание. ГЭС много, а Байкал один. И в прошлом году от самого крупного притока – реки Селенги – он получил около 50 % необходимого объема воды.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.