26.12.2016
На авторынке готовятся к приостановке ввоза японских  автомобилей

Авторынок Улан-Удэ замер в ожидании. С нового года стартует очередной раунд борьбы российских чиновников с правым рулем.  Каждый импортируемый в 2017 году из Японии подержанный автомобиль теперь должен быть оснащен российской системой экстренного реагирования при ДТП «Эра-ГЛОНАСС».  Без него таможня не даст добро.  

Как обойти этот заградительный эшелон, пока никто не знает. О новых тенденциях на рынке продаж подержанных автомобилей Бурятии узнавал корреспондент «Номер один».

На территории улан-удэнского авторынка на улице Приречная продаваемых машин немного. Но бросается в глаза заметно большее, чем несколькими месяцами ранее, число выставленных на продажу так называемых «беспробежных» японских автомобилей, ввезенных напрямую из Японии. В основном это праворульные Toyota-Corolla, Toyota-Prius-гибрид,  Toyota-Probox, Honda-Fit – недорогие, комфортные, надежные народные марки. Цены колеблются в коридоре 450–650 тысяч рублей.

Как рассказывают продавцы, ввоз «бэушных» автомобилей из Японии в Бурятию вырос с лета этого года, когда упал курс доллара, по которому рассчитываются цены машин на аукционах, и курс евро, с которого рассчитывается  госпошлина. Это сделало иномарки чуть более доступными.

– Большинство покупателей, которые напрямую заказывают автомобиль из Японии, это те, кто продал леворульный автомобиль, купленный в автосалоне четыре-пять лет назад, продал его и снова хочет пересесть на японский, –  говорит продавец Николай Кузнецов. – Японские машины ломаются гораздо реже и запасные части на них дешевле – это сегодня важный момент при принятии решения о покупке машины. Ну и, конечно, комфорт – тут они вне конкуренции.

Дополнительным презентом для любителей японских «праворулек» в этом году стало постепенное снижение пошлин. Так, таможенная ставка уменьшилась в среднем на 2% от таможенной стоимости машины. Это стало возможным после вступления России в ВТО, где от страны потребовали ежегодно снижать таможенные барьеры в рамках членства во Всемирной торговой организации. К 2019 году, по расчетам, таможенные ставки снизятся до 12,5%. Тогда никаких препятствий для победного возвращения правого руля в Сибирь и Дальний Восток больше не будет. 

Однако российские чиновники, мотивируя свои действия «защитой рынка» (а на самом деле действуя в пользу определенных лоббистов-автопроизводителей),  придумали очередной барьер в обход ВТО. Поставив условием для ввоза подержанных иномарок наличие устройство вызова экстренных служб («Эра-ГЛОНАСС»).  Поскольку за рубежом их не устанавливают, практически весь автомобильный импорт с 1 января 2017 года встанет. 

Проблема в том, что тем самым наш неразвитый автомобильный рынок еще более обеднеет, и автомобилисты будут отброшены в прошлый век. Ведь ни отечественные автозаводы, ни сборщики иномарок выпустить многие новинки автомобилестроения не в состоянии. Например, технологическое превосходство японцев состоит в том, что они выпускают такие автомашины, как Toyota-Prius-гибрид и ряд других электромобилей, вполне бюджетные по цене. Автомобиль расходует по городу пять литров бензина. Сегодня на подобные автомобили в России наблюдается просто колоссальный спрос.

– Свежие Toyota-Prius в Улан-Удэ продаются в среднем за 600–700 тысяч рублей, и, купив подобную модель, можно не заморачиваться насчет бензина, эти машины их просто «нюхают», а не «жрут», как машины из автосалона, – добавляет Николай Кузнецов. – При этом запчасти на них есть практически в любом крупном магазине, а электробатареи можно легко поменять на контрактные.

 Однако сегодня возможностей сэкономить на бензине у автомобилистов Бурятии все меньше. 

– Фактически тем самым российские чиновники, нагромождая различные барьеры на пути автомобильного импорта, действуют вопреки желанию людей экономить топливо, снижать вред для экологии, ездить на недорогих и надежных автомобилях  и играют на руку нефтяным компаниям, приближенным к Кремлю, – считает автомобильный юрист Александр Доржиев.  

Между тем продавцы на улан-удэнском авторынке уверены: спрос на отечественные автомобили в результате драконовских мер не повысить. Те, кто поездил на «тойотах» вряд ли пересядут на «жигули». Люди все равно будут стремиться к лучшему. Также оптимистично они смотрят в будущее рынка подержанных автомобилей, который переживал не один кризис. Ведь уже были и многократные увеличения ввозных пошлин, и введение утилизационных сборов, и многое другое. Все это, по мысли разработчиков драконовских мер, давно должно было похоронить импорт «японок» навсегда. Но каждый раз рынок подержанных японских «праворулек»  восставал из пепла, как птица Феникс.   

По словам автопродавцов, и эту «бучу с ГЛОНАСС, как уже было не раз, придумали для того, чтобы под видом соблюдения государственных интересов нажилась узкая кучка людей».  И хотя импорт «бэушных» автомобилей уже не остановить, новые устройства вновь ощутимо ударят по кошельку потребителей. Но это уже совсем другая история. 

Дмитрий Родионов, «Номер один».

^