В очереди за долгами

Кредиторы «Икат плюс» теряют надежду вернуть свои деньги
A- A+
Банкротящийся «Икат плюс» умудрился задолжать десяткам компаний, банкам, налоговой и своим же работникам десятки, а то и сотни миллионов рублей. Взыскать их для многих кредиторов будет непросто. Особенно тяжело мелким компаниям с небольшими долгами – бизнесмены жалуются, что судебные приставы в некотором роде пренебрегают ими, откладывая их дела в долгий ящик.

Повезет не всем

Некогда благополучный строительный гигант Бурятии «Икат плюс», принадлежащий депутату Хурала Бато Очирову, похоже, доживает последние месяцы. Процедура банкротства уже запущена, а кредиторы выстроились в очередь, выставляя компании баснословные суммы.

Напомним, наблюдение в отношении одного из главных строителей Бурятии введено в декабре прошлого года. Но попытки обанкротить его начались еще раньше. Первой с подобными требованиями пришла компания «Байс» еще в августе 2015 года. Однако тогда суд принял решение – по иску отказать.

Но, учуяв кровь, «акулы» бизнеса быстро окружили раненного в кошелек «Иката» с новым ворохом требований. Атаки продолжались всю осень. В итоге тем, кто нанес смертельный удар, оказалось ООО «Атлант» с требованиями порядка 30 миллионов рублей.

С тех пор список кредиторов регулярно пополнялся. Сейчас он близок к двум десяткам предприятий. Самый крупный, как водится, Сбербанк. Он требует больше миллиарда рублей. Еще один банк, пытающийся высудить с умирающего застройщика «кровные», - «Азиатско-тихоокеанский банк» - более 300 миллионов.

Претензии налоговой на порядок скромнее – около 39 миллионов рублей. Также среди терзающих финансовую плоть «Иката» - охранные агентства, субподрядчики, поставщики, лизинговые и проектные компании. Порядка 10 миллионов рублей бывший гигант задолжал управляющей компании «Уют». Недосчитался 300 тысяч даже торговый дом «Забайкалспецодежда».

И это только те долги, которые находятся на рассмотрении в суде. Между тем, по «Икату» уже идут десятки исполнительных производств, находящихся на контроле приставов.

«На исполнении в Управлении ФССП России по Республике Бурятия находится 96 исполнительных производств о взыскании задолженности с ООО «Икат-плюс» в пользу различных физических и юридических лиц на сумму около 48 млн рублей», - сообщили нам в пресс-службе ведомства.

Уголовная развязка

Однако главными кредиторами строительного гиганта остаются работники, которым не выплачивается заработная плата. Причем, это для «Иката» вполне обычная ситуация.

Еще в прошлом году прокуратура начала давить на строительную компанию, на тот момент не выплачивающую работникам зарплату уже несколько месяцев. Бато Очиров тогда публично обещал, что с долгами расквитается.

Недавно стало известно, что на депутата завели уголовное дело. Оказалось, что работники не видели оплаты с июля по ноябрь. К моменту возбуждения дела долгов накопилось порядка 40 миллионов рублей.

Как гласит УК, полная невыплата зарплаты свыше двух месяцев, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, наказывается либо штрафом – до полумиллиона, либо принудительными работами – до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Правоохранительные органы заявляют, что средства на счетах компании имелись, но шли не на погашение долгов перед работниками, а на «иные коммерческие цели».

В процедуре банкротства зарплатные задолженности всегда погашаются в первую очередь. И это обнадеживает. Но что делать другим кредиторам, чья очередь даже не вторая?

Субподрядчики в пролете

- В 2013 году работали на субподряде у «Иката». Стоили «Форум» - напротив «Столичного». Работу сделали, все нормально, никаких претензий от заказчика не было, - рассказывает представитель компании «Экострой».

Однако рассчитываться «Икат» не торопился. Какую-то часть средств, причитающихся за проделанную работу, «Экострой» все же получил. Но потом – тишина. Всего «Икат» остался должен порядка 900 тысяч рублей.

- До Нового года кое-как платили, потом платить перестали. Я какое-то время подождал. Очиров, генеральный директор «Икат плюс», на контакт сначала шел, что-то обещал. В конце концов мы подали в суд, выиграли, - говорит представитель компании «Экострой».

Решение суда вышло в июне. В августе компания обратилась к судебным приставам с исполнительным листом. В службе завели дело. Но результатов выигравшая компания так и не увидела.

- Сначала они кормили завтраками. То в течение месяца, то в течение двух недель обещали перегнать деньги. Потом они просто-напросто «забили» на это все. С сентября месяца вообще трубки не брали, - говорит сотрудник компании.

Четвертая очередь – это безнадежно?

Сейчас компания работает в Туве, и обивать пороги управления ССП по Бурятии возможности просто нет. Когда же представитель «Экостроя» приехал специально, чтобы выяснить судьбу исполнительного дела, по его словам, оказалось, что тот специалист, который ведет дело, – в отпуске, а начальник – на больничном.

- Замначальника пояснил, что у нас четвертая очередь. Я задал вопрос: когда настанет срок для нашей очереди? В ответ – молчание. Я попросил дать мне реестр – кто стоит впереди нас, после нас. Мне ответили, что сегодня не приемный день, надо прийти через 10 дней. «Пишите заявление», - процитировал приставов представитель «Экостроя».

Следующая инстанция, которую планирует посетить компания, – прокуратура. Но для этого сначала надо получить документы, которые приставы пока что не предоставили.

В службе судебных приставов нам пояснили, что очередность выплат прописана в законе, и ничего с этим поделать нельзя.

«В первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда», - сообщает пресс-служба ведомства.

Вторая очередь – зарплаты и выходные пособия, третья – платежи в бюджет и внебюджетные фонды. «Экострой» попадает под четвертую очередь – «все остальные требования». Таким образом, высока вероятность, что никаких возмещений от «Иката» компания вообще не получит.

- У нас также арестованы счета. Мы также не можем заплатить налоги, нам идут пени. И как нам быть? А мы не можем заплатить, потому что наши приставы не работают, - печально констатируют в компании «Экострой».

Сколько таких небольших компаний, которые рискуют остаться ни с чем, точно неизвестно. Но, как поясняют в «Экострое», многие субподрядчики, работающие на строительстве «Форума», также не получили обещанного.

Владимир Пашинюк, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.