По ту сторону КПП

Как проходят армейские будни в Бурятии?
A- A+
Недавняя волна самоубийств в армии всколыхнула правозащитников и СМИ. В преддверии 23 февраля «Номер один» решил разобраться, что происходит сегодня в наших войсках. 

Секретные пытки и глотание гвоздей

Проблема службы в российской армии, пожалуй, одна из самых болезненных в стране. Для Бурятии в этом году она стала особенно острой. В конце января министра обороны России призвали к ответу за смерти солдат-срочников в республике. Обращение к Сергею Шойгу поступило от омбудсмена Юлии Жамбаловой.

Начиная с декабря в республике вновь произошло сразу несколько трагедий, связанных с военнослужащими. Речь шла о трех странных суицидах, в одном из которых уже установлен факт доведения до самоубийства. Последняя, уже четвертая трагедия в 2016 году, произошла в Кяхте. По неподтвержденным данным, смерть настигла военнослужащего на полигоне во время военных учений. Что случилось на самом деле, пока неизвестно. 

По данным члена СПЧ, директора правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» Сергея Кривенко, почти в половине случаев причина гибели военнослужащих остается скрытой от общества. За другую половину берутся немногие юристы. Доказать в большинстве случаев ничего невозможно.

Причем общественности становятся известны только свершившиеся факты смерти, суицидные попытки или «случайные» ранения вообще трудно подсчитать. 

Помогите анонимно!

Как отмечает руководитель филиала Комитета солдатских матерей России в Бурятии Ольга Ганичева, даже сами родители не всегда спешат предавать попытки суицида огласке или просить о помощи юристов. Несмотря на то что солдаты у нас порой пытаются повеситься или глотают иголки и гвозди.

- Матери звонят, но отказываются называть имя. Элементарно боятся, как бы не стало еще хуже. А когда я объясняю, что без имени и номера военной части помочь не получатся - начинается ругань, слезы, - рассказывает Ольга Ганичева.

Понять таких матерей можно. Если в одних частях, получив жалобу, командование спешит объективно расследовать ситуацию, то в других может начаться прилюдная «порка». Вызовут прямо из строя, назовут фамилию, начинают во всеуслышанье задавать каверзные вопросы. А после к «жалобщику» приклеиваются слова «красный», «стукач» и так далее. То есть начинается еще большая травля.

Но ведь жалуются ребята не просто так. По информации комитета, сегодня по-прежнему в армии процветает рэкет, унижения во всех проявлениях,  избиения. 

Одни из примеров - когда солдата отправляют в увольнение, отбирая форму. 

- Говорят: иди голый и покупай одежду на гражданке. Издеваются даже земляки над земляками, чего, кстати, в советской армии не было, - констатирует Ольга Ганичева. 

Позитивный пиар

Тем временем российская армия сегодня выглядит внешне весьма привлекательно. Наличие современных душевых кабин, стиральных машин, хорошего питания, психологов… есть даже тихий час, как в детском саду, коим так возмущены бывалые офицеры. Сайт Министерства обороны РФ вообще явно создавался профессионалами в сфере PR.

«В армии ты пройдешь не только хорошую школу жизни, но и приобретешь настоящих друзей, окрепнешь физически и духовно, возмужаешь, тебе будет доверено боевое оружие», - романтично пишут на сайте. - «Ты получишь новую военную форму, при создании и в разработке которой был учтен опыт передовых армий мира. Легкая, прочная и удобная, сделанная с применением самых современных технологий и материалов, она обеспечит тебе комфорт в повседневных и боевых условиях». 

Кстати, описанию темы формы уделяется особая страничка. Конечно, там же напоминают про питание, гуманизацию службы, научные роты для ученых и возможности для спортсменов. Не обходится и без заманивания дальнейшими перспективами льготного поступления в вузы или вообще освобождения от экзаменов. Словом, служба в армии после таких чтений кажется просто сказкой. Даже говорят, что можно будет выходные проводить дома и звонить близким по мобильному.

Реальность без иллюзий

Конечно, когда попадаешь в армию, видишь несколько другую реальность. Некоторые военные рассказывают: новая техника пылится, потому что никто не умеет ею управлять. Военнослужащие без конца ремонтируют прогнившую старую. В их речи нет и намека на интеллигенцию: мат на мате. Каждый день – это день сурка, и если с командованием не повезло, дни до дембеля считают не по традиции «за сто дней», а с самого прибытия на службу.

Тем временем в связи с внешней политикой в некоторых частях практически не остается срочников. Всех стараются перевести на контракт. Не всегда обходится без агрессивной рекламы. 

- В прошлом году был конфликт, связанный с Камчаткой. Ребят отправили, пообещали золотые горы. Они поверили, а, прибыв на место дислокации, поняли, что все совсем иначе. Забили тревогу, но им сказали, что домой они уже не поедут. В итоге нам удалось решить эту проблему, но могло все получиться совсем иначе, - рассказывает случай из практики Ольга Ганичева.

Комитет солдатских матерей сегодня консультирует тех, кто всерьез собрался заключать контракт. Это важное решение, которое в отдельных случаях может стоить жизни, и принимать его нужно, понимая всю серьезность вопроса. 

Семейная подготовка

Кстати, по некоторым данным, теперь из-за участившихся жалоб солдат проверки в армии доходят до абсурда. Построить взвод могут из-за пятна от аллергии, похожего на синяк. 

Между тем, хороших историй об армии, несмотря на огромное количество негатива, все равно больше. Твой сегодняшний «обидчик», который еще вчера пытался проверить тебя на прочность, завтра может взять над тобой шефство и стать лучшим другом. А порой, по словам общественников и самих военных, подбираются вообще беспроблемные воинские коллективы, и один год в армии кажется неделей.

- В любом случае вчерашний школьник попадает в мужской коллектив с жесткими правилами. Но родители должны понимать, что именно в их руках воспитание своих детей, они обязаны готовить их к взрослой жизни, - подытоживает Ольга Ганичева.

Даниил Новак, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.