SWOT-анализ Бурятии: от угроз к возможностям

Что такое SWOT-анализ и как он повлияет на будущее Бурятии - объяснили ученые БГУ в администрации Кяхтинского района
A- A+
Презентация результатов социологического исследования в Кяхте открыла новый этап разработки республиканской «Стратегии 2030», которая завершится к концу 2016 года. 

Восточные ворота России не случайно выбрали для первой презентации новой методики. Сыграло роль и приграничное расположение, и знаменитое купеческое прошлое Кяхты. При всей выгодности географического положения район испытывает большие сложности, предпринимательская активность здесь сочетается с высоким уровнем безработицы.  

Именно определение преимуществ и недостатков Кяхтинского района стало предметом глобального социологического исследования на экспертном уровне, его провели в январе ученые БГУ. Применили SWOT-анализ, метод стратегического планирования, выявляющий сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы в масштабах района.

Ирина Смоляк, заместитель руководителя администрации главы Бурятии и правительства Бурятии по информационной политике и связям с общественностью:

  - SWOT-анализ делается для того, чтобы понять существующее положение, те возможности, которые есть у муниципального образования, понять потенциал и пути его реализации, а существующие угрозы свести к минимуму. Мы специально проводили работу с независимыми экспертами, чтобы определить реальное положение дел. SWOT-анализ проведен уже по всем районам Бурятии, на данный момент завершается работа в северных районах. Затем будут проводиться обучающие семинары. Сама стратегия состоит из отдельных частей. У Кяхты, например, большой блок будет посвящен сотрудничеству с Монголией. В завершение состоится республиканская площадка, где на уровне республики мы сделаем общие выводы - увидим перспективы и возможности Бурятии.

SWOT-анализ охватывает все сферы общественной жизнедеятельности. В муниципальных образованиях Бурятии работают 27 экспертных площадок, к участию в них  приглашены 378 экспертов, отобранных методом случайной выборки. Это представители 14 базовых профессиональных групп из органов местного самоуправления, агропромышленного комплекса, культуры, здравоохранения, образования, общественных, молодежных организаций, промышленности, социальной защиты населения, сферы обслуживания, СМИ, транспортно-логистического комплекса и туризма. Эксперты дали субъективную оценку текущему положению дел и вероятные прогнозы развития в 8 подсистемах общественной жизнедеятельности. 

Ученые Института экономики и управления БГУ, в свою очередь, представили результаты проведенного анализа на заседании Совета по стратегическому планированию в администрации Кяхтинского района. Достоинства и недостатки в каждой сфере в SWOT-анализе оцениваются с позиций потенциальных возможностей и угроз. Например, в подсистеме «Рынки сбыта» преимуществами Кяхтинского района эксперты назвали выгодное географическое положение, развитую торговлю и транспортно-логистический комплекс, поддержку малого и среднего бизнеса и предпринимательскую активность. Эти достоинства с высокой долей вероятности могут привести к созданию здесь зоны свободной торговли или свободной экономической зоны, но в то же время могут быть чреваты разорением местных предпринимателей. Подобный анализ провели также в области экологии, ресурсов, инноваций, инфраструктуры и в других сферах общественной жизнедеятельности района.

Результатом этого глобального исследования и станет «Стратегия 2030», предусматривающая развитие республики на долгосрочный период. Таким образом, основную роль в ее разработке играет население, ученые лишь разъясняют механизм, чем стратегия отличается от программы социально-экономического развития, по которой Бурятия жила последние годы.

Николай Атанов, научный руководитель Института экономики и управления БГУ, доктор экономических наук, профессор БНЦ СО РАН:

- Многие считают, что стратегия – это тот же документ, что и программа, только с иной обложкой. Сторонников этого мнения я бы отослал к Закону о стратегическом планировании № 171 от 28 июня 2014 года. Не хочу критиковать прежний закон о прогнозировании и программах социально-экономического развития 1995 года. Он тоже сыграл свою роль. Но сегодня общество достигло того уровня, что прежний закон не отвечает необходимому на данный момент качеству системы управления. Переход на стратегирование – это мировая тенденция, пионерами в нем стали японцы. Стратегический план состоит из функциональных блоков: целеполагание, прогнозирование, а программы развития выступают в качестве реализации этой стратегии. 

- Жители Бурятии готовы принять активное участие в разработке стратегии? 

- Судя по обсуждениям в правительстве, интерес к стратегии большой. Мне кажется, пришло общественное осознание того факта, что дальше так жить нельзя. Нужно кардинально менять идеологию управления, а новый механизм дает стратегическое планирование. Принятая сегодня система давит на самостоятельность развития регионов, а закон о стратегическом планировании как раз предусматривает делегирование больших полномочий на низы.

Действительно, обсуждение в активном формате деловой игры никого не оставило равнодушным, в результате «мозгового штурма» участники Совета по стратегическому планированию составили внушительный список эффективных мер по борьбе с пьянством, возрождению семейных ценностей и повышению патриотизма. Их обязательно возьмут на вооружение не только в Кяхтинском районе, но и в масштабе республики. 

Ирина Смоляк, заместитель руководителя администрации главы Бурятии и правительства Бурятии по информационной политике и связям с общественностью:

- Суть метода в том, чтобы люди сами находили идеи и варианты развития. Ученые просто подскажут механизмы и организуют процесс. Если человек лично пришел к той или иной идее, ему хочется воплотить ее и реализовать запланированное. Специалисты очень активно принимают участие в деловой игре – обсуждении общественных и духовных ценностей. Я думаю, с таким же энтузиазмом они будут обсуждать проблемы, связанные с экономикой, развитием инфраструктуры и социальной сферы своего района. 

Надо признать, участники Совета восприняли новые полномочия не только с большим интересом, но и с резонной долей сомнения.

Владимир Мохун, исполняющий обязанности заместителя руководителя администрации МО «Кяхтинский район»:

 - Это новый этап в жизни органов местного самоуправления, никогда раньше разработкой стратегии органы местного самоуправления не занимались, что само по себе вызывает много вопросов. Мы живем сегодня в условиях ограниченных ресурсов, насколько мы готовы к реализации тех стратегических наработок, которые зародятся по результатам наших сегодняшних встреч, совещаний? Вот этот вопрос сегодня задают все присутствующие. Как мы сможем выполнить задачи? Насколько это выполнимо в условиях муниципального образования? Каким должно быть согласование результатов с органами исполнительной власти субъекта, с федеральными органами исполнительной власти? Ситуация в стране сложная и поэтому стратегия должна содержать в себе несколько сценариев развития: оптимистичный, умеренный и пессимистичный. Мы должны быть готовы к тому, что имеющихся ресурсов будет меньше. Вот такие вопросы мы будем обсуждать на своих экспертных площадках и, надеюсь, находить решения.

Светлана Лузанова, начальник управления образования МО «Кяхтинский район»:

  - Будет ли новая методология составлять фундамент стратегии, сказать пока сложно. По-моему, в ней больше субъективных, нежели объективных факторов. Но видно, что в результате обсуждения удалось взбудоражить общественное мнение, вызвать интерес к этой стратегии.

Судя по тому, как стартовало обсуждение SWOT-анализа в районах Бурятии, новая методика вполне способна преодолеть социальную апатию населения. Одним из следующих шагов разработки «Стратегии 2030» станет определение миссии муниципальных образований и республики. Это необходимое условие для определения вектора дальнейшего развития, видения того общества, к которому следует стремиться.

Марьяна Сафина, «Номер один». 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.