Бизнес рискует прокиснуть

Сыровары Бурятии оказались на грани закрытия из-за отсутствия господдержки
A- A+
Сулугуни, качокавалло, халуми и качотта – экзотические названия ласкают слух и звучат, словно ария из древнегреческой оды. Эти знаменитые сорта европейских сыров раньше можно было купить только за границей. Два года назад выпуск продукции наладила чета предпринимателей из Гусиноозерска. 

Натуральный сыр местного производства уже нашел множество поклонников в Улан-Удэ, в том числе понравился первым лицам республики – от Алексея Цыденова до Хамбо ламы Аюшеева. Однако сейчас предприятие находится под угрозой закрытия. 

Сырная душа из Гусиного озера 

Идея открыть свою сыроварню пришла в голову жительнице Гусиноозерска Евгении Турчаниновой.  

– Началось все с семьи. Варила сыр для мужа и себя, потом начали друзья заказывать. Когда заказов стало очень много, решили взяться за дело серьезно, – рассказывает Евгения.

Сначала сыр варили в обычной кастрюле на домашней кухне. Потом вкусные эксперименты переместились на летнюю кухню. 

– По образованию я инженер автоматизации сельского хозяйства. Чтобы стать профессионалом по изготовлению сыра, я ездила в Углич, где получила квалификацию «сыродел-мастер» в НИИ сыроварения. 

С наплывом заказов Турчаниновы устроили семейный совет и решились на покупку своей сыроварни. Деньги на бизнес  взяли, оформив обычный потребительский кредит в банке. 

По словам Евгении, бизнес-план строился на основе изготовления только свежих сыров. 

–  У нас стартап, денег нет. Поэтому мы делаем только свежие сыры. Сколько сварили – столько продали. Чтобы делать выдержанные сыры, нужно много дорогого оборудования, – говорит Евгения. 

Уникальные сорта, которые вошли в ассортимент гусиноозерской сыроварни, выбирали по всей Европе. 

– Из каждой страны мы взяли самые популярные свежие сыры, которыми они гордятся. 
Это Греция, Швейцария, Италия, Грузия, Норвегия. Самые популярные сорта – это качотта, халуми и сулугуни, – отмечает предпринимательница.  

За свою продукцию Евгения Турчанинова получила множество премий. «Халуми» был признан лучшим продуктом 2016 года, по мнению Союза потребителей Бурятии. Этот приз гусиноозерцы получили на прошлой неделе. А «Качокавалло» стал победителем номинации «Сыры» на межрегиональной выставке «БайкалЭкспо». 

Молоко без белка

Как отмечает предпринимательница, главная трудность в этом ароматном бизнесе возникла из-за сырья. 

– Для сыра нужно молоко с высоким содержанием белка. Именно от него зависит выход сыра. У нас же в Бурятии молоко идет в расчете на жир. А белок зависит от многих факторов – породы, выгула, кормов. Для примера, нам нужен уровень белка в 3,25 %, а  самый высокий у наших коров в Джиде –  3,08, – поясняет тонкости производства Евгения. 

Зимой в родном Селенгинске и Гусиноозерске  молока почти нет, поэтому сыровары едут за сырьем в Джиду. В смену предприятие, которое получило название «Сырный дворик», перерабатывает 350–400 литров. 

– Заказы приходят к нам по телефону и Интернету не только из Гусиноозерска, где у нас два магазина, но и из Улан-Удэ. В столице мы выставляем свой товар в «Мегатитане», в «Здоровой снеди», «Азбуке вкуса», а начали мы работать с «Барис-онлайн», – говорит гусионоозерский сыровар. 

Угощение для VIP-персон 

За два года народная реклама чудо-сыра облетела не только район, но и столицу. В Улан-Удэ за сыром к Турчаниновым обращаются самые разные люди – от домохозяек до рестораторов. 

– Мы производим не только 12 сортов сыра, но и творог, сметану, йогурт и масло. Качество – на самом высоком уровне, – с гордостью заявляет Евгения. 

К своему клиенту сыровары из района пробились не сразу. Не секрет, сырных традиций или сырных гурманов в России почти нет, а рядовые жители привыкли покупать недорогие сорта типа «Российского» или «Сливочного».  

– Народ у нас даже не слышал таких названий, как халуми или качотта. Пока культуры сыроедения в Бурятии нет. У нас знают максимум сыр с плесенью или моцареллу. А ведь у каждого сыра есть свои секреты. Например, халуми родом с Кипра. Там его едят с арбузом. Его поджаривают с двух сторон две минуты до золотистой корочки, а не жаренный, он скрипит немного, – рассказывает сыровар. 

В этом году Евгении удалось попасть на «королевский» стол – врио главы республики Алексей Цыденов заказал у гусиноозерских предпринимателей десерт на Сагаалган:

– Алексей Самбуевич заказал корзину сыров для себя и в подарок для  Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Потом позвонили и рассказали, что Алексею Цыденову наш сыр понравился.  

Бизнес под заморозкой

Планов у предпринимателей было много – открыть свой магазин в Гусионоозерске и увеличить поставки в Улан-Удэ. Однако все эти замыслы с приходом весны рушатся, как карточный домик. Причина – стало слишком тепло на улице. 

– Мы производим молодые сыры, а они требуют определенной температуры при перевозке. Сейчас потеплело, и без грузовика с рефрижератором товар просто не довезти до Улан-Удэ, – сетует предпринимательница. 

Супруг Евгении поискал информацию в Сети и нашел несколько подходящих автомобилей. Цена вопроса – чуть больше 400 тысяч рублей. 

– За зиму мы скопили почти 200 тысяч, остальные хотели взять в кредит. Но мы ходим почти год по фондам и банкам, и нам везде отказывают. Как ни странно, мы не попадаем ни в одну программу – ни  в районе, ни в фонде поддержки малого предпринимательства,  – сетует сыровар. 

По словам Евгении, они вложили в бизнес больше 1,5 миллиона рублей своих денег. Однако если не успеют купить рефрижератор до апреля, сыроварню придется закрыть. 

Интересно, откликнется ли кто-то из власть имущих, узнав о проблеме начинающих бизнесменов? 

Леонид Григорьев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.