«Осиротелая» Бурятия

В республике закрывают единственный в Сибири музей природы
A- A+
Здание по улице Ленина, 46 было построено около 100 лет назад. Сейчас в нем располагаются театр кукол «Ульгэр» и музей природы Бурятии, об уникальности которого ходят легенды. Фонды музея насчитывают около 20 тысяч единиц хранения. Однако посетить сокровищницу местной флоры и фауны с 25 марта стало невозможно. Виной тому несколько балок в перекрытии, которые находятся в аварийном состоянии. 

Более того, как стало известно на днях, даже после ремонта здания музей природы не вернется на прежнее место. Примечательно, что о дальнейшей судьбе легендарного учреждения культуры ничего не может сказать даже сам министр. 

Подавленное настроение

Главная цель музея – раскрыть природно-культурное богатство республики, иными словами, только здесь можно полюбоваться на Бурятию в миниатюре. Год от года сюда тянулись вереницы школьников и туристов, которые с удовольствием бродили мимо десятков уникальных экспонатов. 

Уникальные фондовые коллекции здесь разнообразны и интересны всем, «от мала до велика». Есть раритеты: ископаемые кости древних животных, возрастом от 3,5 миллиона лет до 10 тысяч лет, останки костей динозавров мезозойского периода (100–120 миллионов лет). Есть чучела редких краснокнижных животных и птиц, таких как черный журавль, дрофа, амурский тигр, лошадь Пржевальского, а также гербарий лекарственных трав 1930-х годов и многое другое. 

О том, что музей природы Бурятии временно прекращает экспозиционную деятельность, стало известно в минувшую среду. И уже 24 марта министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков собрал пресс-конференцию, на которой рапортовал: «Принято решение о том, что здание находится в ограниченно работоспособном состоянии. Поэтому с сегодняшнего дня мы прекращаем посещение музея».

Узнав о том, что уникальный объект временно прекращает свою работу, его сотрудники испытали настоящий шок. 

– Коллективу никто ничего не говорил, – признаются сотрудники музея. – Мы об этом узнали на прошлой неделе вместе с журналистами СМИ. Никак не ожидали, что нас закроют прямо сейчас. Думали, что отработаем хотя бы каникулы. Учредитель все-таки должен был разъяснить ситуацию, объяснить, в связи с чем приняли такие меры, рассказать о сроках, о том, какая работа будет проведена. 

Сегодня работники находятся в подавленном состоянии. На плечи сотрудников легла тяжелая задача – «благодаря» практически полной заморозке деятельности изменить государственное задание, в котором четко были прописаны выставки, мероприятия, количество посетителей и даже примерный заработок музея. 

Отдадим здание театру

В здание по улице Ленина находятся два объекта – театр кукол «Ульгэр» и музей природы Бурятии. При этом музей занимает старую часть здания, построенную в 1916–1917 годах, а театр располагается в пристрое 30-х годов, который, к слову, ремонтировали сравнительно «недавно» – в 70-х годах после пожара. Теперь, после проведения ремонта, все здание целиком возьмет себе театр кукол «Ульгэр». 

– Работу музея здесь нельзя продолжить, потому что, как только встанет вопрос о ремонтно-реставрационных работах, будут применяться новые строительные нормы и требования. Как только здание становится на реконструкцию или реставрацию, проектировщики обязаны предусмотреть все новые требования: для пожарных, создание доступной среды и другое. Когда начинается разработка проектно-сметной документации, все нормы и требования нужно учесть, что мы и будем делать. Проектировщики говорят, что мы не можем разместить здесь два учреждения культуры, – уклончиво пояснил решение министерства Тимур Цыбиков. 

В своем рассказе перед прессой министр также сообщил, что сейчас для музея природы якобы ищут помещение. В приоритете – центр. Но ведь музею нужно, по меньшей мере, 1,2 тысячи квадратных метров площади. Теоретически было бы легче найти помещение именно для кукольного театра, чем для музея природы, которому можно было бы предоставить все здание целиком. Где в центре города министерство собирается найти такую умопомрачительную свободную площадь и почему именно музей должен переехать, остается загадкой.

– «Ульгэр» было бы проще куда-то переместить, у них нет фондов. Им не нужно строить новую экспозицию, – пожимают плечами работники музея.

Для разработки проектно-сметной документации (ПСД) и проведения первоочередных аварийных работ министерству культуры уже выделено 606 тысяч рублей. Однако на ремонте балок ведомство решило не останавливаться, и полностью приспособить здание для театра. 

– В ближайшее время будут заключаться договоры для разработки ПСД. Надеемся, работы будут проведены до октября, – уверяет министр.

Но непосредственно к самой реставрации старой части здания, в котором находится музей, приступят лишь в 2019–2020 году. Реставрационные работы займут три-четыре года. Таким образом, можно сделать неутешительный вывод, что экспозиции музея природы Бурятии жители региона и туристы не увидят еще как минимум пять лет. Все это время экспонаты будут находиться в здании по улице Ленина, 46 за закрытыми дверями. Конечно, если не случится чудо, и площадь, где разместится музей, внезапно не найдется. 

Удар по туризму

Полной заморозки в работе музея не предвидится, упор в работе будет сделан на передвижные выставки. 

– Сами понимаете, либо по музею группу водить, объяснять и показывать, либо ездить. Две большие разницы, – говорят сотрудники. – Но пусть хоть так. Выездную работу мы проводим на протяжении многих лет. Ездим по школам, садам, районам с передвижными выставками.

Нельзя не отметить, что 2017 год в России стал Годом экологии. Очень печально, что музей природы Бурятии прекращает работу на неопределенное время именно сейчас. Ведь в планах у сотрудников было приготовлено много разных планов и сюрпризов, как для жителей республики, так и для туристов.

– Это выставки, различные экологические мероприятия совместные с природоохранными организациями, с заповедниками. Сейчас в самом разгаре у нас должна быть «Экологическая весна», в которую входит множество мероприятий: «Марш парков», «День Земли», «День воды». Наш ежегодный конкурс «Музейный эрудит», где мы собирали шесть-восемь школ города ежегодно. Всего этого теперь не будет, – говорят работники. 

Место, которое занимал музей, весьма привлекательно. Здание находится в самом сердце города, на пересечении пешеходных зон. Именно здесь отмечается наибольший поток туристов. Но сейчас Бурятия словно осиротела. Теперь в нашем регионе нет еще одного уникального культурного объекта. Когда музей природы вновь распахнет свои двери перед посетителями, никто не знает. 

Ольга Лазарева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.