Ремонт для галочки

Программа обеспечения жильем детей-сирот вызвала волну негодования
A- A+
На днях комиссия из высших чиновников проверила сиротские дома в Сотниково. Планировалось обойти два жилища, откуда поступали жалобы, однако на улицу начали выбегать жители новостроек, которые также живут в сырости. Кроме того, жители жалуются на отсутствие воды и печек. Как люди уже четвертый год живут без тепла и живительной влаги, выяснял корреспондент «Номер один».

По щиколотку в воде

После недавней публикации «Номер один» о сырых домах с плесенью, которые были построены для сирот по федеральной программе, последовала реакция врио главы Алексея Цыденова. Он поручил сотрудникам министерств немедленно устранить недоделки в новостройках. Напомним, дети, оставшиеся без попечения родителей, начали получать квартиры в микрорайоне «Молодежный» поселка Сотниково еще в 2015 году. 

Уже тогда у людей возникали вопросы по качеству новостроек. Однако первыми рассказать обо всех ужасах четырехквартирных жилищ решились новоселы, которые получили собственный угол в конце прошлого года. 

– Когда нам вручили ключи от квартиры, показали жилье, в котором нам предстоит жить, мы увидели обмерзшие насквозь окна и стены, – рассказывают сироты. – Нам сказали, мол, печку протопите, и все станет нормально. И что толку? Печку топим, дома возникает страшный конденсат. Стены покрылись сантиметровой плесенью. А из пола буквально просачивается вода. Живем по щиколотку в воде. Дети все простыли, у дочки началась пневмония.

После публикации комиссия в составе сотрудников министерства строительства, минсоцзащиты, руководства Иволгинского района и представителей застройщика выехали в поселок Сотниково с проверкой. Планировалось обойти два дома, однако жители выходили навстречу высокому руководству и просили посетить их дома тоже.

– Мы приехали туда при наличии двух жалоб, а те люди, которые вышли с просьбой осмотреть их дома тоже, писали жалобы на месте. В итоге мы обошли 16 домов. Есть строительные недостатки, но застройщик не отказывается их устранять. По каждому посещенному помещению будет составлен дефектный акт, будут определены сроки устранения строительных недостатков. Это примерно апрель-май, – рассказывает Галина Гершман, начальник отдела реализации программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан минстроя Бурятии. 

Сэкономить на сиротах

Доподлинно не известно, сколько всего сотниковцев живет в сырости и плесени. В общем, за четыре года застройщик построил 256 квартир для сирот. Многие из новоселов предпочитают молчать о своих проблемах. Те же, кто решился заявить о своих проблемах, теперь переживают, что их дома будут отремонтированы «для галочки».

– Люди от застройщика пришли, вскрыли пол, спустили туда пушку и таким образом сушили пол. То есть доски, которые уже все в плесени, они решили высушить и положить обратно, про лаги я вообще молчу – они насквозь мокрые, их так просто не высушить, менять пол полностью никто не собирается. То есть они сейчас заколотят эту сырость, и начнется то же самое, опять будет стоять сырость, – возмущен житель Сотниково Иван Григорьев. 

Другой житель Сотниково, Аюр, получил квартиру еще в 2015 году, тогда же начал жаловаться в прокуратуру.  Однако пристальное внимание к своей проблеме привлек только сейчас. 

– Я уверен, что ремонт будет сделан некачественно. Судя по тому, как они строили, не нужно возлагать больших надежд. Вы видели, какие строительные материалы они использовали? Это же самый дешевый стройматериал, я специально ходил в магазин и смотрел ценники, на нас очень хорошо сэкономили, – говорит Аюр. 

Кроме того, мужчина утверждает, что во многих домах неверно расположены отдушины, где-то они вообще отсутствуют. Неудивительно, что в квартирах сыро, ведь воздух просто не имеет возможности циркулировать под полом. 

– А доски! Они на пол положили обычные заборные доски, там даже стыков нет. Между ними щели, воздух холодный дует. Заборы вообще из обычного горбыля сколочены. Еще мне кажется, что они фундамент зимой заливали прямо на мерзлую землю – отсюда и сырость, земля растаяла и дала сырость. У моего соседа весной, когда все таять начало, фундамент подмыло, то есть проползти в дом можно было под основанием, а потом фундамент вообще трещинами пошел, – вспоминает житель. 

Серафиме Очировне еще повезло – ее семье достался одноквартирный, отдельно стоящий домик. Ведь в двухквартирных вообще нет звукоизоляции, то есть слышно все, о чем ведут разговоры соседи. 

Несколько месяцев назад женщина не выдержала и решила провести оценку дома, говорит, было интересно, сколько на ней сэкономили. Строители, осмотрев жилище в 30 квадратных метров, пришли к выводу, что дом стоит ровно половину того, что заплатил минстрой заказчику. 

– Оценили не больше чем в 200 тысяч рублей. А минстрой заплатил застройщику за одну квартиру 420 тысяч! – возмущена женщина. 

Тем временем желающих подать жалобу на качество жилья с каждым днем становится все больше. Доверия к застройщику у людей уже нет: они опасаются, что ремонт, который он проведет, будет некачественным. В минстрое успокаивают: «Если сделает неправильно, заставим переделать».  

Вот только на вопрос: «Почему приняли эти дома с нарушениями?» ни у кого из чиновников ответа так и не нашлось. 

Дома без печей

Еще один скандал разгорелся вокруг того же социального жилья, и снова – в поселке Сотниково. Однако на этот раз жители жалуются на отсутствие воды и печек.

Деревянные одноэтажные дома построили на улице под названием Барская также в 2013 году. Как признают чиновники, выбора тогда не было, и пришлось купить первые попавшиеся дома. Не удивительно, что в них нашлось столько изъянов. 

– Мы так обрадовались, что получили свой угол, что поначалу даже внимания не обратили на недоделки, – говорит жительница поселка Сотниково Серафима Базырова. 

Позже выяснилось, что дома с трудом можно назвать качественными. Из восьми жилищ, которые построил и продал минстрою Бурятии некий предприниматель Гармаев Анатолий Михайлович, ни одно до конца не соответствовало требованиям.

– В двух домах вообще нет печки! Представляете!? Нам приходится платить по восемь тысяч в месяц за свет, зимой мы греемся от обогревателей. Еще у нас нет отдушин в фундаменте, из-за этого в доме очень сыро. Нет сеней, которые удерживали бы тепло внутри помещения. После дождя вся влага проникает сквозь стены в дом. Двери толщиной с консервную банку постоянно промерзают, та же история с окнами, – говорят обладатели «счастливых» квартир.

Дома «понатыканы» как грибы – в одной ограде стоит аж четыре жилых помещения. Из них два одноквартирных дома и два – двухквартирных. Такое соседство не по душе всем, ведь постоянно приходится сталкиваться с соседями в общем дворе, а огородить себе участок нельзя, пока он не станет личной собственностью владельца.  

Скважина на чужой земле

Но сейчас Cерафиму Базырову беспокоит не вопрос «куда делись деньги», а проблема, которую оставил после себя застройщик. Дело в том, что при застройке он без предупреждения подключил сиротские дома к чужой системе водоснабжения. Сосед, чью воду потребляли восемь домов, почти два месяца не мог понять, почему ему приходят такие большие счета на оплату. 

Когда все прояснилось, он потребовал отсоединить чужие трубы и рассчитаться за воду. Сиротам пришлось полгода жить без воды, ожидая, когда им пробурят новую скважину. Дождались. Но тут возникла новая проблема. 

– Скважина пробурена за забором, на территории другого сиротского дома. В нем проживает молодой парень-сирота, он совсем недавно заселился. У нас есть опасения, что по истечении пяти лет, когда всем разрешат приватизировать дома, он оформит участок вместе со скважиной на себя и будет устанавливать свои правила, возможно, отключит остальных от водоснабжения, – предполагает Серафима Очировна. 

Женщина просит организовать управляющую компанию, которая решила бы эту проблему. Коммунальщики выполняли бы все работы по обслуживанию и ремонту скважины, собирали бы оплату по счетчикам с жителей.

– Но администрация Иволгинского района не хочет брать на себя такую ответственность. В минстрое Бурятии тоже не могут или не хотят решить эту проблему. Мы даже писали письмо бывшему главе республики Вячеславу Наговицыну, но воз и ныне там, – говорит жительница Сотниково.  

Возможности пробурить свою собственную скважину у жителей нет. С их слов, водоснабжение «под ключ» обойдется не меньше чем в полмиллиона рублей, ведь живут они на горе, и бурить придется несколько десятков метров. Таких денег у сирот попросту нет. Выхода из сложившейся ситуации не видят и в ресурсном центре «Семья». 

– Ни одна управляющая компания не осмеливается брать скважину под свою ответственность. Пока мы не можем решить этот вопрос, но прорабатываем его с жителями, ищем компромиссы, – прокомментировали сложившуюся ситуацию сотрудники ресурсного центра «Семья». 

К сожалению, жители уже не верят словам чиновников. Когда-то им обещали устранить все недоделки в домах, но все осталось на прежнем уровне. 

– Единственная надежда – на врио главы Бурятии Алексея Цыденова. Мы просим помочь разрешить нашу проблему, ведь двенадцать семей рискуют остаться без воды, – обращаются сироты. 

Елена Темникова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.