Зарплатная несправедливость

В Бурятии сотни школ недовольны системой оплаты труда учителей
A- A+
В скором времени в республике может быть отменена нынешняя система начисления зарплат педагогам. После долгих возмущений со стороны учителей власть все же решила пойти им навстречу. И уже в этом году новая система может заработать в Бурятии.

В республике всерьез взялись за обсуждение корректировки системы, по которой рассчитывается заработная плата школьных учителей.

Уже много лет финансирование школ Бурятии производится по нормативно-подушевому принципу. Система основана на том, что за каждым школьником закреплена определенная сумма финансирования из бюджета. Логика проста и понятна – «деньги идут за учеником».

Когда в школу приходит ученик, учебное заведение начинает получать за него «подушевые» деньги, а если уходит – бюджет перестает давать за него средства, и «кошелек» данной школы худеет.

«Перемен, мы ждем перемен»

В Бурятии работают около 430 школ. В целом среднестатистическая зарплата там вполне соотносится со средней зарплатой по экономике. 

– Но в 129 школах средняя зарплата недотягивает до средней по экономике. Стоит задача разобраться в причине – почему недотягивает в этих школах. Или это норматив занижен, или это внутри школы что-то: какие-то расходы дополнительные, штаты содержат, которые не свойственны образовательному процессу, – говорит Александр Стопичев, глава профильного комитета Народного Хурала по социальной политике.

Подушевых нормативов для школ республики установлено несколько, исходя из численности населения населенных пунктов. До тысячи жителей, от тысячи до двух тысяч, и так далее. Для каждой категории – свой норматив.

Анализ показал, что среди неудовлетворительных по уровню зарплаты немало малокомплектных сельских школ.

Парадоксально, но «не вытягивают» многие школы в городской местности – Улан-Удэ, Гусиноозерск, Кяхта. То есть в городах с населением свыше тридцати тысяч человек. 

Впереди большой разговор, нацеленный на повышение материального благополучия массы учителей. Когда на одной из встреч народа с российским премьером Дмитрием Медведевым молодой учитель из Дагестана пожаловался на небольшую зарплату, председатель правительства России посоветовал таким, как он, недовольным идти в бизнес.

В Бурятии другой подход к этой же теме.

Учителей должны поддержать

– Наполняемость школ в городах тоже разная. В некоторых 400–500 человек, в некоторых – 2000. Мы сейчас поставили задачу минобразования, они должны подсчитать – все-таки, видимо, придется городской норматив еще раз поделить. Это наше предположение, ведь проблема существует, – считают в Хурале.

Норматив одинаковый, но, допустим, в балансе большой школы общехозяйственные, управленческие расходы занимают меньшую долю, чем в школе поменьше. Школьные же учителя не виноваты, что их школа может вместить столько, сколько может, а не больше.

Полномочиями разбить единый норматив для городов на несколько обладает правительство Бурятии. Но и.о. главы Бурятии Алексей Цыденов вряд ли еще знаком с этой актуальной проблемой.

Депутаты Народного Хурала будут выходить на него, когда выработают предложения по корректировке ситуации. А собираться, чтобы просто поговорить без результата, – зачем?

Реформу обсудят со школами

Конечно, о том, что проведут именно «дробление» единого городского норматива, говорить рано.

Но это один из возможных вариантов, причем довольно логичный, решения проблемы с недостаточными зарплатами учителей в школах республики.

Убавить у кого-то зарплату власти не могут. Значит, надо корректировать положение по отстающим школам. И здесь встает вопрос: сколько потребуется дополнительных финансов и где их взять?

По малокомплектным школам ситуация тоже неоднозначная. Для них есть два норматива – по класс-комплектам и по ученикам. 

Там, где малокомплектная школа формируется как класс-комплекты, нет особенных проблем. А где норматив установлен на ученика, там появляются острые вопросы. 

В Гусиноозерске намечено провести межрайонное собрание, на которое прибудут представители школ Кяхтинского, Закаменского, Джидинского, Селенгинского районных управлений образования, главные экономисты. Еще раз рассмотрят положение, примут предложения с мест. 

– Случаи разные есть. Вроде бы учеников в двух школах одинаковое количество, нормативы одни. А зарплаты разные. Смотришь, в одной школе учителей в два раза почти больше. Говорят, мы потерпим, что мало будем получать, – рассказывает Александр Стопичев.

Свою лепту в ухудшение атмосферы в педагогических коллективах играет распределение стимулирующей части школьного Фонда оплаты труда.

– Когда есть возможность поделить, проблемы всегда будут, – философски констатирует парламентарий.

В то время когда Россия оказывала поддержку развитию образования в республике, «федералы» жестко требовали, чтобы стимулирующая часть составляла не менее 30 процентов от норматива. Сейчас этого сурового требования уже нет. Пропорция такая, какую примет сама школа. Никто никому не навязывает пропорцию.

Не секрет, что в образовательных учреждениях у руководителя бывает о-го-го какая зарплата, а у остального коллектива весьма скромная.

– И вроде средняя-то зарплата хорошая. А на самом деле возникает недовольство учителей, – говорит Александр Стопичев.

Бурятия вряд ли сможет перейти назад, на прежнюю Единую тарифную сетку в чистом виде. Есть мнение, что в стране укрепилась тенденция использования нормативного подушевого подхода в образовании и здравоохранении. 

Вначале в нормативах был вообще большой перекос. Их было два: сельский и городской. У учителей малокомплектных школ вообще выходили смешные зарплаты. Сельский норматив впоследствии разбили на несколько уровней.

В настоящее время положение вновь стало острым. Люди уезжают из сел. С каждым уехавшим школьником школа теряет его подушевой норматив. В отдельных школах уезжает до 20 процентов учеников. На 20 процентов сокращается зарплатный фонд. Как жить школе?

Москва тоже не дремлет

Текущая методика нормативно-подушевого финансирования вызывала претензии школьных учителей с самого момента ее внедрения в республике в 2008 году. Бурятия, к слову, могла не принимать эту модель. Ведь был выбор. 

– Мы требовали отмены этой модели оплаты труда. Чтобы оплата труда шла по квалификационно-профессиональным группам, на штатно-окладной основе – есть такая форма оплаты труда, которая внедрена во многих других регионах России. Например, в Забайкальском крае несколько лет назад  отказались от этой модельной методики, – рассказала нашему изданию Лариса Жанаева, председатель Бурятского республиканского комитета профсоюза работников образования и науки.

Изначально бурятский профсоюз в 2007 году предлагал внедрить как раз штатно-окладную основу.

Сначала правительство республики вроде бы склонялось к тому, чтобы согласиться с профсоюзом. Однако потом минобразования Бурятии вступило в эксперимент по нормативно-подушевой системе, которую в результате и утвердили в качестве постоянной.

– К сожалению, не прислушались. К нам начали поступать обращения учителей. Мы, в свою очередь, куда только не обращались. Даже к полпреду президента РФ в СФО Толоконскому. Обращение вернулось в наше министерство, и все, – констатируют сейчас в профсоюзе.

Помимо Бурятии, на нормативно-подушевой модели нынче находится всего около трети регионов России.

– Возможно, сейчас, когда республику возглавил новый человек, нам стоит перейти на штатно-окладную основу? – спросили мы Ларису Жанаеву.

– Сейчас, наверное, не стоит. Потому что на федеральном уровне разрабатывают изменения, – ответила она. – Несколько месяцев назад новый министр образования РФ Ольга Васильева сказала о том, что будет разработан проект по единой отраслевой оплате труда.

20 марта общероссийский профсоюз уже представил свой проект примерного «Положения о формировании системы оплаты труда работников образовательных организаций». Наш республиканский профсоюз также внес свои предложения. 

– Министр Васильева установила срок подготовки проекта – до 1 августа 2017 года. Мы питаем надежды, что проект будет оперативно рассмотрен, и, может быть, к 1 сентября текущего года система оплаты труда изменится, – говорит о перспективах глава «образовательного» профсоюза Бурятии.

Ситуация по учительской зарплате довольно нервная. Специалисты резонно отмечают, что надо снизить зависимость зарплаты учителей от количества учеников в классе.

Лариса Жанаева приводит пример, когда в Кусотинской школе (Мухоршибирский район) 1 сентября 2015 года был 101 учащийся, а через год стало 82 учащихся. Подушевое финансирование упало. Тут же изменился Фонд оплаты труда и снизилась зарплата.

– Проект нового Положения пока нигде не размещен, мы проекта не видим. Но мы надеемся, что там будут отходить от нормативно-подушевой модели. Когда прозвучало выступление министра образования России Ольги Васильевой, педагогическая общественность поняла, что будут возвращены определенные элементы Единой тарифной сетки, – надеются в «образовательном» профсоюзе Бурятии.

Петр Санжиев, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.