Усмешка губернатора

Иркутский босс сенатора Мархаева назвал жителей Бурятии «детьми»
A- A+
Оригинальное заявление сделал губернатор Иркутской области Сергей Левченко, комментируя итог общественных слушаний по монгольским проектам ГЭС «Шурэн» и водоотводу «Орхон–Гоби», прошедших 20–24 марта в Бурятии, где население республики высказало однозначный протест любым плотинам в бассейне Селенги. Отвечая на вопрос проекта #СпасиБайкал, глава Иркутской области отметил: «Я думаю, что так ставить вопрос – или ГЭС, или нет – вы знаете, это по-детски. Мы же должны решать проблему. И решать эту проблему как раз наилучшим оптимальным способом». 

Общественные слушания по проектам монгольских ГЭС, которые пройдут в Иркутской области 16–18 мая, должны иметь «конструктивный итог», считает Сергей Левченко. По его мнению, России не стоит диктовать свои условия, а надо искать с соседней страной общее решение.

«За Байкал, за его состояние переживают все жители региона, а не только те, которые живут на самом берегу. Люди способны размышлять в спокойном ключе – нам нужно искать варианты помощи нашему доброму соседу, а не диктовать ему что-то или запрещать», – сказал Сергей Левченко.

Перечислил Левченко и ряд таких возможных вариантов – от строительства новых угольных станций до возведения АЭС: «А может, и ЛЭП от Иркутской области, где у нас есть профицит мощностей, проложить. Вариантов на самом деле много». 

В Бурятии обсуждались варианты для Монголии
                  
С последним трудно не согласиться. Вариантов много.  Для замены строительства ГЭС  давно рассматривается оптимизация стоимости российской энергии для Монголии, предлагаемая «ИнтерРАО». «Россети» обещают оказать содействие развитию сетевой инфраструктуры и направлять в Монголию излишки энергии из Бурятии, Забайкалья и Иркутска.  «Русгидро» – актуализировать схему сетевой инфраструктуры, а «Гидропроект» советует отказаться от ГЭС на Селенге в пользу ТЭЦ (теплоэлектроцентраль) и ГАЭС (гидроаккумулирующая электростанция).

Именно все эти и другие варианты, вплоть до самых фантастических, обсуждались и предлагались участниками общественных слушаний, состоявшихся в Бурятии. Причем на всех площадках, рассказывает руководитель экологической организации «БРО по Байкалу» Сергей Шапхаев.

«Все эти предложения отражены в приложении к решению слушаний. Кроме того, на них присутствовала представитель администрации Иркутской области, которая, наверное, должна была проинформировать своего губернатора о дискуссии и ее итогах. Я не читал интервью Сергея Левченко, но, думаю, что, если он давал такие оценки слушаниям в Бурятии, то мог быть недостаточно информирован, хотя в целом проблематикой монгольских ГЭС на Селенге он, конечно, владеет», – отметил известный эколог. 

Вячеслав Мархаев, лидер коммунистов Бурятии и сенатор от Иркутской области, также подтвердил, что его непосредственный босс по линии «вертикали власти» и соратник по КПРФ ситуацию по одной из самых острых на сегодняшний день экологических  угроз для Байкала знает. Однако комментировать упреки Сергея Левченко в адрес Бурятии Вячеслав Мархаев не стал, сославшись на то, что с интервью не знаком, а обсуждать его интерпретации не считает правильным.        

Экспортный энергокоридор реален

Кстати, энергетическая проблематика входит в компетенцию правительств двух стран и российско-монгольской межправкомиссии. В феврале нынешнего года генеральный директор компании «Россети» Олег Бударгин и министр энергетики Монголии Пурэвжавын Ганхуу в Улан-Баторе обсудили вопросы развития электрических связей между Россией и Монголией, включая создание технических условий для реализации экспортно-импортного потенциала энергосистем двух стран. 

По инициативе монгольской стороны в ходе встречи была затронута тема совместной разработки стратегии интеграции систем Северо-Восточной Азии. 

В перспективе это даст возможность создать энергетическое кольцо. С учетом существующих связей с Монголией, проект позволит обеспечить перетоки и выдачу мощности в страны Северо-Восточной Азии – как из Сибирской энергосистемы, так и вырабатываемой электроэнергии ВИЭ Монголии.

Представители Монголии подтвердили заинтересованность в создании экспортного коридора для транзита электроэнергии из России в Монголию и страны Азии.

В контексте данного вопроса также обсуждалась возможность участия специалистов «Россетей» в проекте модернизации и реконструкции электросетевой инфраструктуры Монголии. «Стороны выразили готовность продолжать обсуждение поднятых в ходе визита вопросов с целью развития долгосрочного сотрудничества», – сообщала пресс-служба «Россетей».

В чем же тогда провинились перед иркутским губернатором-коммунистом жители Бурятии, которые на общественных слушаниях сказали «Нет!» планам строительства монгольских ГЭС на Селенге? Они должны были предложить что-то покруче, чем «Россети», дабы не оказаться в глазах Сергея Левченко «детьми»?

Думается, на эти вопросы не даст ответа и сам руководитель Приангарья. Видимо, ему как коммунисту просто очень захотелось продемонстрировать «подлинный интернационализм»  по отношению к братской Монголии. Кроме того, похвастаться энергетическим потенциалом своего региона с профицитом мощности очень дешевой электроэнергии, получаемой из воды Байкала, большая часть водосборной площади которого находится на территории Бурятии. Ну, и заодно высокомерно похлопать по плечу жителей республики – мол, ничего не понимают в сложных вопросах экологии и международной политики, а мы скоро покажем высший пилотаж.

Миролюбивые дети Байкала

Что ж, высокомерное отношение к Бурятии на западном берегу Байкала давно стало чем-то вроде нормы. Сейчас это особенно ярко проявляется в области экологии. «Иркутск твердо намерен доминировать во всем, что касается охраны Байкала и использования его водных ресурсов. Политики, бизнесмены и ученые западного берега Священного моря сделают все возможное, чтобы голоса их коллег с восточного берега, из Бурятии, не были слышны», – отмечал 28 февраля прошлого года  «Байкал Финанс» в публикации «Ошибка Всевышнего. Или почему Иркутск тянет на себя «экологическое одеяло», которая посвящалась итогам прошедшей в Иркутске конференции Общероссийского народного фронта по проблемам экологии и защиты леса. Точнее, одной из его дискуссионных площадок, посвященных экологии Байкала. 

Как подтвердил потом один из ее участников, руководитель общественной организации «БРО по Байкалу» Сергей Шапхаев, «Бурятию не услышали. Вернее, они просто не дали мне выступить».

Не секрет, что за всем этим стоят интересы олигархов Приангарья. Прежде всего, энергетических. «Иркутскэнерго» не жалеет сил и средств для доказательств того, что компания якобы не имеет отношения к маловодью на Байкале. А ученые и политики Иркутской области отстаивают экономические интересы своего региона.

«Меркантильный и амбициозный Иркутск старательно, хотя порой и пародийно копирующий московские деловые нравы, давно утратил сакральное отношение к Байкалу. Эпоха Валентина Распутина осталась в прошлом. Сегодня важнее дешевая электроэнергия и алюминий. 

Об этом представителям Бурятии прямо дали понять на конференции ОНФ:

«Вам не надоело жить в буферной зоне? Как будто у вас прав нету человеческих?». Очевидно, что имелись в виду многолетние и обременительные для экономики природоохранные издержки и ограничения, которые Бурятия несет с поистине философским смирением, понимая, что ценность Байкала не измеряется рублями или долларами.

На западном берегу, похоже, такую позицию воспринимают как повод для плохо скрытых насмешек: «Буряты – очень люди миролюбивые, может, поэтому такие бедные». Здесь нет и толики шовинизма. «Буряты в данном контексте – все жители Бурятии», – отмечал «Байкал Финанс». 

Олигархическая гидра «гидроинтернационализма»

Заметим, высказывания Сергея Левченко крайне неприятны для его непосредственного подчиненного Вячеслава Мархаева. Выдвижение последнего кандидатом на пост главы Бурятии – дело практически решенное. Высокопоставленные функционеры КПРФ уже успели дать свои комментарии по этому поводу. Из них стало ясно, что поддержку Вячеславу Мархаеву будут оказывать соратники из «красных поясов» России – города Новосибирска и из Иркутской области. Стало быть, и Сергей Левченко, чья победа на выборах губернатора Приангарья стала для КПРФ чем-то вроде бальзама на раны от выборных фиаско в других регионах и на федеральном уровне.

Не исключено, что «босс» Вячеслава Мархаева захочет побывать в Бурятии во время предвыборной кампании. Или, во всяком случае, будет прилагать все усилия для победы иркутского сенатора. При этом, видимо, полагая, что усилий много не потребуется. Что взять с детей-соседей? Посулить конфеток и стеклянных бус – и дело в шляпе.

Губернатору Приангарья невдомек, что жители Бурятии давно и весьма неплохо разбираются в предвыборной пропаганде, отличая зерна от плевел. Поэтому смогут понять – зачем это вдруг иркутским соседям понадобился в республике «свой в доску» глава. А также в том, что коммунистические идеалы в этих планах являются лишь ширмой для прикрытия корыстных интересов иркутского бизнеса, которому если и мил интернационализм, то только с приставкой «гидро». И чем больше Сергей Левченко будет говорить, тем труднее Вячеславу Мархаеву будет комментировать его высказывания.

Сергей Васильев.        
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.