Самовольщики поневоле

Дачников, пострадавших от бюрократической волокиты, начали штрафовать
A- A+
Атмосфера на землях Бурятского НИИ сельского хозяйства, где находятся  несколько ДНТ, накаляется. На совещании, которое прошло при и.о. главы Бурятии Алексее Цыденове, сделали новую попытку решить проблемы «дачников». Тем временем клубок скандалов становится все туже.

Штрафы для пенсионеров

Напомним, дачники на улан-удэнской «плодовке» являются заложниками давнего «земельного тупика». Некогда здесь создали ряд ДНТ, но работа по земле оказалась незаконченной. Теперь люди пожинают плоды дачной мечты.

Последние лет пятнадцать эти ДНТ находились почти в вакууме. Люди жили, государство их не особо трогало. Но с 2014 года положение изменилось – местные жалуются, что Росреестр начал выписывать гражданам большие штрафы. Местные связывают это с созданием в конце 2013 года Федерального агентства научных организаций (ФАНО), которое стало педалировать тему имущества научных институтов.

Представители Управления Росреестра по Бурятии сначала выдают предписания об освобождении участков, занятых ими без разрешения собственника земельного участка (или, как вариант, предлагают оформить и представить документы на занимаемую землю). Затем идут штрафы за неисполнение предписания.

В такой ситуации оказался и пенсионер Бальжинима Раднаев. Документов о собственности на землю у него действительно нет. Но в то же время нельзя сказать, что он является наглым захватчиком-самовольщиком.

Участок он, как и другие, получил в начале «нулевых» во исполнение приказа директора плодово-ягодной станции. С одной стороны, никто не признал приказ незаконным и не отменил его. С другой стороны, юридические каноны, видимо, позволяют госорганам применять штрафные санкции.

Отбиваются как могут

На федеральных землях Верхней Березовки построены сотни домов – от скромных избушек до обширных строений высоких чиновников правительства Бурятии. Правда, по словам Бальжинимы Раднаева, штрафы выписывают почему-то больше простым людям, а не сильным мира сего. Хотя вроде бы все занимают одну и ту же федеральную территорию.

Зато престарелого дачника, который, как и многие другие, не освобождает землю и не несет свидетельства о собственности (или другой правоустанавливающий документ), Росреестр принялся штрафовать за неисполнение предписаний. 

Бальжинима Раднаев возмутился и пошел по судам. Несколько раз смог отбиться от этих проблем. Ряд мировых судей прекращали дела о нарушении ввиду отсутствия в действиях дачника состава административного правонарушения. Но пару судов Бальжинима Раднаев проиграл. Было и такое, что дело прекращали по причине истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

В зале суда свидетель, экс-руководитель Госкомзема Бурятии Шевченко, пояснил, из-за чего возникли сегодняшние проблемы.

В 2001 году президент республики Леонид Потапов поручил Бурятской плодово-ягодной станции СО РАСХН в трехмесячный срок провести государственную регистрацию права пользования землей в «Учреждении юстиции Республики Бурятия по государственной регистрации прав на недвижимость  и сделок с ним».

Увы, 20 процентов земли не были переданы администрации города Улан-Удэ, как это требовалось. Такое решение не было утверждено Генпланом и в связи с этим документы на землю оформлены не были. «А после принятия Земельного кодекса РФ жители ДНТ оказались «самовольщиками», хотя таковыми не являются», – заключил свидетель. 

Некоторые судьи принимали во внимание всю нелепость ситуации, выносили решение в пользу пенсионера.

«Учитывая, что вопросы оформления документов на земельный участок могут быть разрешены только после перевода земельных участков из федеральной собственности в муниципальную, в действиях Раднаева Б.С. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ», – решила, например, мировой судья Железнодорожного района города Улан-Удэ Санхядова.

И освободила пожилого человека от ответственности.

Ожидая, пока органы власти РФ, Бурятии, директор БурНИИСХ и мэрия Улан-Удэ договорятся меж собой о судьбе дачных земель, люди как могут сражаются за свои права. 

Выход найден!

БурНИИСХ пребывает в довольно упадническом состоянии. Непонятно, зачем ученым в бессрочном пользовании земля, которая не используется под цели селекции, опытных работ и прочие «научные нужды», а занята сотнями дач. 

Кстати, сама тема – данного научного института и его деятельности – тоже вызывает вопросы. Кому-нибудь известно, много ли пользы приносит институт? Занимается прожиганием денег или генерирует новые идеи, дает фантастические результаты или просто прозябает? 

Как бы то ни было, улан-удэнский муниципалитет и правительство Бурятии хотят ликвидировать скандальный вопрос с дачниками на «плодовке». Схема, совместно с федеральными органами власти, найдена. БурНИИСХ отказывается от злополучных 227 гектаров в Улан-Удэ и получает аналогичную площадь в другом месте Бурятии.

«В общей сложности, на Верхней Березовке, на федеральной земле, пять ДНТ. Мы предложили такой вариант – от правительства будет направлено ходатайство в ФАНО о согласовании закрепления за ФАНО такой же площади земельных участков, которые находятся либо в республиканской собственности, либо в собственности РФ. Такую землю нашли на территории Кабанского района, как хотел БурНИИСХ. Она подходит для осуществления уставной деятельности института.

На совещании у Алексея Самбуевича (и.о. главы Бурятии. – Прим. авт.) БурНИИСХ тоже присутствовал. Мы предлагали Иволгинский район, но институт сказал, что хочет в Кабанском. Просил там 1127 гектаров, почти в пять раз больше, чем этот участок Улан-Удэ. Но с выездом на место все-таки согласовали 227 гектаров», – говорит Маргарита Магомедова, и.о. министра имущественных и земельных отношений республики.

Молчаливый мораторий

Недели две назад предложение внесли директору БурНИИСХ Будажапову. Теперь ожидается ответ: согласен институт или нет.

Плюс подготавливается пакет документов по передаче федеральной земли на Верхней Березовке городу Улан-Удэ.

«Если оформляется в собственность города, то начинает действовать наш закон, допускающий возможность узаконить «самоволки», – отмечает Маргарита Магомедова.

«Вы знаете, я ничего комментировать не буду», – сказал Лубсан-Зонды Будажапов, директор БурНИИСХ, когда газета обратилась к нему, чтобы выяснить позицию научного учреждения по поводу обмена земельными участками.

При этом Будажапов сослался на… мораторий, который наложен на комментирование ситуации вокруг данных дачников, земли и т.д.

«Молчаливый» мораторий, о котором говорит директор, выглядит несколько странно. Жители ДНТ в районе «плодовки», наоборот, желают, чтобы про их беды говорили, и как можно шире. Ведь проблема существует очень и очень долго, но почему-то до сих пор не решена. 

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.