31.05.2017
Онлайн-страхование ОСАГО превратилось в способ отъема денег

Несмотря на новшества в системе ОСАГО, ситуация на этом рынке менее напряженной не стала. Автомобилистам по-прежнему впаривают допстраховки, полисов по-прежнему не хватает. А онлайн-оформление, которое запустилось с начала года, превратилось в очередной способ «кидалова» со стороны страховщиков.

Огонь, вода и медные трубы

Карусель с нехваткой полисов ОСАГО началась еще в конце 2013 года. Автомобилисты Бурятии выстраивались в очередь, страховые компании пожимали плечами и либо отказывали, либо впаривали к полису разнообразные платные допстраховки.

Позже выяснилось, что якобы продавать ОСАГО – убыточное дело: тарифы слишком маленькие, выплаты слишком большие. Поэтому страховщики начали искать пути, как покрыть возникающие убытки.

– Антимонопольные органы столкнулись с валом обращений «Росгосстраха» в отношении навязывания дополнительной услуги при оформлении ОСАГО. Речь шла о страховании жизни, страховании имущества, вплоть до укусов клещей, – рассказывала руководитель УФАС по Бурятии Елизавета Потапова на круглом столе в конце 2014 года. 

Жалобы от автомобилистов сыпались как дождь, но отработать их в большинстве случае не представлялось возможным.

– Проблема в том, что граждане не представляют доказательств навязывания. В связи с этим я обращаю внимание на то, что они должны направить письменное предложение продать полис в страховую компанию. В том случае когда страховая компания в течение пятидневного срока не ответит или откажется от этой оферты, нужно обращаться в Управление Федеральной антимонопольной службы и в суд, – говорила Елизавета Потапова. 

Были и другие способы послать клиента куда подальше. А именно – некоторые страховщики посылали за полисом за 100, а то и за 300 километров от Улан-Удэ.

В итоге страховщики получали от надзорных органов предписания, но ситуация не менялась. В прошлом году стало известно о всплеске поддельных полисов ОСАГО. Причем тенденция была всероссийская. По этому поводу федеральные власти даже решили выпустить новые полисы с усиленной защитой.

– В республике в 2015 году выявлено 44 факта, из них при надзоре за дорожным движением – 13, при проведении регистрационных действий – 31. В 2016 году – два факта при проведении регистрационных действий, – сообщали нам в пресс-службе МВД.

В прошлом году ситуацией заинтересовался ОНФ, который провел мониторинг среди страховых компаний в регионах, в том числе и в Бурятии. Результаты были печальны: страховщики, несмотря на давление общественности и надзорных органов, продолжали нарушать и загонять автомобилистов в угол.

В итоге федеральные власти приняли закон об электронном получении полисов ОСАГО. То есть, по задумке законодателей, любой автомобилист может зайти на сайт страховой компании и в онлайн-режиме оформить страховку. Но на деле вышло несколько иначе.

Казалось бы, при чем здесь баня?

В этом году ОНФ провел подобный мониторинг ситуации по ОСАГО. Только внимание «фронтовики» заострили не на страховщиках, а на жалобах их клиентов. Была проведена социологическая работа, в результате которой выяснилось, что проблемы все еще остаются.

– В мае было проверено более десяти крупных компаний по автострахованию ОСАГО. Так же, как и в прошлом году, был выявлен ряд нарушений, – рассказал Николай Зайцев, руководитель рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» ОНФ Бурятии.

В качестве примера отношения страховщиков к бурятским автомобилистам можно привести график работы одной из компаний. Полисы ОСАГО в ней выдаются раз в неделю с 10 до 14 часов.

Есть компании, которые вообще просто отказывают в продаже полисов всем подряд. Никуда не делась и практика навязывания допстраховок. Один из опрошенных «фронтовиками» автовладельцев рассказал, что для получения ОСАГО ему пришлось застраховать баню за три тысячи рублей.

В общем, проблемы все те же, как и их масштабы. Но с одной поправкой – в Бурятии должна была заработать программа онлайн-страхования. Если полис можно было бы оформить, не выходя из дома, то большинство проблем, связанных с получением ОСАГО, просто бы снялось. Но не тут-то было.

Чудеса техники

– С 1 января 2017 года вышел новый закон, который говорит о том, что автострахование можно осуществить в режиме онлайн по Интернету. Эту версию мы тоже проверяли, и оказалось, что это не так-то просто осуществить, – рассказал Николай Зайцев.

Во-первых, на сайты страховщиков не всегда можно зайти. По крайней мере, на те страницы, где приобретаются полисы. Но даже если удалось туда попасть, радоваться рано – ошибка может выскочить в любой момент.

– По закону какие-то промежутки в работе сайта не должны превышать 30 минут в сутки. Если какие-то профилактические работы, то они должны проводиться один раз в месяц и с 22 до 8 часов утра, – отметил Николай Зайцев. – Больше перерывов в работе сайта не должно быть. Но на самом деле сложности встречаются и в этом плане.

Иногда автомобилист, который ранее не раз страховал свое авто, натыкается на ответ сайта «не зарегистрирован», чего, конечно, быть не может. Иногда страховщики расставляют на своих сайтах ловушки – например, где-то не хватает цифр для оформления. То есть, судя по всему, страховые компании по-прежнему не горят желанием продавать ОСАГО, тем более через Интернет. Ведь там сложно «впарить» допстраховку или отказать по непонятным причинам. Вот и приходится выкручиваться.

В некоторых случаях отчаявшиеся автомобилисты приходят в офис компании и просят помочь им в онлайн-покупке полиса. И им помогают, причем успешно. Правда, за деньги. Стоит такая услуга примерно тысячу рублей.

Вместо денег – ремонт

В итоге результаты этой проверки ОНФ планирует перенаправить в Национальный банк Бурятии, который занимается контролем над страховщиками, выдающими ОСАГО. Какие конкретно меры будут приняты против нарушителей, неизвестно. Однако «фронтовики» настроены оптимистично. Они уверены, что закон об онлайн-страховании – результат их труда. И на этот раз, по их мнению, реакция будет не менее масштабной.

– По результатам прошлых проверок появился вот этот самый закон. Страхование ОСАГО проверялось по всей России. И все региональные отделения Народного фронта занимались этим вопросом, вся информация стекалась в Центральный штаб. Теперь уже прошла новая проверка, и все нарушения будут опять доложены в Национальный банк, – говорит Николай Зайцев.

Однако стенания страховщиков о невыгодности ОСАГО не прекращаются. И поэтому сейчас обсуждается предложение об изменении системы выплат. Власти предлагают денежные выплаты заменить ремонтом авто. То есть застрахованный автомобилист приходит к страховщику, предъявляет ему ущерб. Тот, в свою очередь, направляет его в ремонтную мастерскую, с которой у компании есть договор. Такая система, по мнению чиновников, упростит жизнь страховщикам и сделает ОСАГО более выгодным для них.

Чем закончатся эти рассуждения и как повлияют на них результаты проверок ОНФ, пока сказать сложно. Сейчас с уверенностью можно констатировать лишь то, что ситуация на рынке ОСАГО по-прежнему напряженная, несмотря на все предпринимаемые властями усилия.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
^