03.06.2017
Спустя полгода после установки «Улан-Удэ Энерго» новых электросчетчиков «Матрица» жители возмутились возросшими счетами, поскольку стали платить больше обычного

Платежки на сумму в две тысячи рублей жительница ДНТ «Ургы» Наталья Борбоева стала получать сразу же после замены в октябре 2016 года электросчетчика на столбе возле их дома. Кстати, замена приборов на новые произошла всего спустя полгода после установки предыдущих современных агрегатов. 

Однако энергетики заверили, что новые приборы учета «Матрица» более усовершенствованные, а главное, счетчики людям поставят бесплатно. 

Спустя некоторое время жители поселка выяснили, что установленные ими на столбы «Матрицы» стали накручивать суммы подозрительно быстро. 

– У нас небольшой дом, печка, везде лампочки энергосберегающие, в прошлом году мы  платили 1–1,2 тысячи рублей, а сегодня две тысячи рублей, – сетует Наталья Борбоева.
Выяснилось, что и у соседей возникли подозрения, что новые приборы учета считают по максимуму. А пенсионер Марат Намсараев рассказывает, как замена счетчиков привела его к долгу.

– В ДНТ «Ургы» у меня дом, который я продаю уже несколько лет, там никто не живет, и потребления электроэнергии там практически нет, – рассказывает он. – Но мне по дому стали начислять какие-то дикие суммы: в 2014 году начислили 1500 рублей, в 2015 году – уже 2200.   

Лишь после поднявшегося шума энергетики сказали, что произошла ошибка, и  ежемесячно стали присылать реальные счета с реальным потреблением в шесть киловатт-часов (около 18 рублей).

Но на этом злоключения пенсионера не закончились. Так, в ходе замены новых счетчиков на еще более новые («Матрица») исчезла та переплата, которую он вносил за свет ранее.

– Ходить по кабинетам и доказывать, что дважды два – это четыре, а не четыреста киловатт, я уже не могу, это отнимает слишком много сил, – машет рукой пенсионер. 

Похоже, что в этом-то и заключается скрытый смысл происходящего.

Кандидат технических наук, доцент кафедры ВСГУТУ Сергей Поломошных убежден, что на невнимательность или нежелание ругаться, похоже, и рассчитаны так называемые «ошибки», которые почему-то играют не в пользу абонентов. Не все ведь готовы быть жалобщиками. 

– Понятно же, что система компьютерная, программа работает по заданным параметрам, и внести изменения в нее, как мне кажется, технически возможно, – говорит он. – Я живу в Улан-Удэ, на Аршане, и у меня на опоре тоже этот счетчик «Матрица» поставили. Так вот, потребление сразу же выросло, а пульт управления начал давать сбой, и я отдал его в ремонт. 

Как отметил Сергей Поломошных, он намерен провести независимую экспертизу, поставив параллельно сертифицированный электросчетчик другой марки. И доказать, что новые счетчики крутят больше.

Директор энергетической компании «Энком» Сергей Иванов говорит, что жалобы жителей на новые электросчетчики «Матрица» ему хорошо известны.

– Там главная проблема в том, что это российская разработка, и система работает не всегда так, как хотелось бы разработчикам, иногда случаются сбои, и в этом случае абоненту считают по среднему месячному тарифу, – говорит он. – В результате страдает точность начислений, и люди справедливо жалуются, что столько они не потребили.

Тем временем начальник общего отдела «Улан-Удэ Энерго» Оксана Кривопуск уверенно сообщила «Номер один», что новые счетчики  передают те же реальные показания, что  и старые. 

– Кардинальное их отличие от старых – они позволяют дистанционно снимать показания и энергетикам, и абонентам и тем самым контролировать потребление, – отмечает Оксана Кривопуск.  

Тем не менее опрошенные нами эксперты в голос говорят о том, что в новых электросчетчиках ключевое качество – это точность измерений. И если их более древние собратья почти не реагировали на утечки электроэнергии в виде плохих контактов проводов или подключенному к сети и выключенному электроприбору, то новые приборы учета даже самый слабый ток хорошо фиксируют и считают киловатты круглосуточно.  

Станислав Сергеев, «Номер один». 
^