Ни зерна, ни инвестиций

Правительство отчиталось по программе развития сельского хозяйства
A- A+
Правительство Бурятии обнародовало свой взгляд на эффективность республиканских госпрограмм. Анализу подверглось их исполнение в прошлом году. В начале июня общественности стали известны итоги. И эти итоги весьма удручающие.

Откровенный провал

Хуже всего дела обстоят с исполнением госпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия». Чиновники даже вынуждены были признать ход ее реализации недостаточно эффективным.

Из пяти основных индикаторов в республике не исполнили два. Напомним, цель госпрограммы – повышение эффективности производства продукции АПК, а также уровня жизни сельского населения.

В прошлом году финансирование «аграрной» госпрограммы составило 1,7
миллиарда рублей. Основная часть этих средств была выделена из бюджета, хотя были и средства самих сельхозпредприятий, фермеров, ИП.

Экономические итоги бурятского села выглядят довольно удручающе. Не удалось исполнить важнейший для будущего развития индикатор по объему инвестиций в АПК. Вместо планировавшихся 430 миллионов рублей удалось привлечь только 158 миллионов.

Откровенный провал зафиксирован по уровню рентабельности сельскохозяйственных организаций. План был 15,5 процента. Факт составил 8,7 процента. И это с учетом субсидий.

Индикатор по среднемесячной заработной плате в сельском хозяйстве перевыполнен. Она планировалась на уровне 12,9 тысячи рублей. Фактически она составила 16,5 тысячи.

Прямо говоря, цифра нищенская. Это катастрофическое отставание от аналогичного показателя в среднем по экономике по республике. Тем не менее в отчете чиновников с чистой совестью по этому индикатору поставили «+», что значит – перевыполнили.

Остальные два индикатора показали рост на грани статистической погрешности – валовая продукция сельского хозяйства и отгрузка по разделу «Производство пищевых продуктов, включая напитки».

Производство зерновых, зернобобовых в республике вместо 71,6 тысячи тонн по плану составило, фактически, 33,5 тысячи тонн. Упало производство молока, скота и птицы на убой в живом весе.

Среди положительного – заметное увеличение в прошлом году валового сбора картофеля фермерами, ИП и сельхозорганизациями. Определенный рост был по овощам.

Кормов не хватает, а суперпроект отвергнут

По каждому проваленному индикатору чиновники имеют свое объяснение. Прежде всего, «рыцари стола и пиджака» кивают на засушливые условия.

Так, невыполнение плана по уровню рентабельности объясняют именно засухой и падением рентабельности АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский».

А объем реализации данного комплекса составляет более 50 процентов от всех сельхозорганизаций. Сыграло роль удорожание кормов, что повлекло за собой рост себестоимости продукции.

Печальную картину с инвестициями бурятские чиновники обосновали действиями банков, которые отказывались давать кредиты на сельхозпроекты. А также засухой – сельчане отвлекали имеющиеся деньги на борьбу с ее последствиями.

Недобор зерна, зернобобовых тоже перевели на засуху. Во многих местах посевы были списаны. По молоку тоже оказалась виноватой засуха. 

«Последствия почвенной засухи привели к сокращению кормовой базы в молочном скотоводстве и низкой питательности имеющихся кормов», – оправдываются в правительстве. 

Особенно возмутительно смотрятся ссылки на то, что засуха привела к сокращению кормовой базы для молочного животноводства. Республика может не только легко обеспечивать себя кормами для скота при любой засухе, но и продавать корма в другие регионы России.

Для окончательного решения кормового вопроса в Бурятии достаточно реализовать проект по созданию земледельческих полей орошения. Однако в Бурятии предпочитают регулярно искать объяснения провалам, а не реализовывать шаги по решению проблем.

Поэтому слова: «Была засуха, вот кормов скоту и не хватает» будут звучать с трибун вечно. Эффективность госпрограммы, к слову, составила в минувшем году 67 процентов.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.