Испорченные каникулы

Поддержка талантливых детей обернулась скандалом
A- A+
Бурятия оказалась не способна выполнить свои обещания по оздоровлению детей в летних лагерях. Как минимум 120 детей, которых обещали поощрить за активность и талант, едва не оказались за дверями детского лагеря после первой недели отдыха. Как пояснили в минспорта, «проблема не только с ними».

«Талантам надо помогать»

Несколько лет назад Бурятия вернулась к светлой советской практике оздоровления детей за счет бюджета. Сегодня это выглядит так. Республика берется покупать путевки в летние лагеря всем детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и детям работающих родителей, чей доход не позволяет купить путевку в летний лагерь. Таковых в республике 86 тысяч, или 71 процент от всех детей от семи до шестнадцати лет.
Первой категории бюджет оплачивает сезон «летнего оздоровления» полностью. Детям, чьи родители зарабатывают, но недостаточно – субсидируют 60–80 процентов стоимости летнего отдыха.

Есть и еще одна категория детей, которых начали поддерживать в прошлом году. Это так называемые одаренные дети. Их республика также решила поощрять, выделяя полностью оплаченные путевки в лагеря с «профильными сменами». Во всяком случае эти путевки пропагандировало министерство молодежной политики и спорта.

Чтобы поощрить участников олимпиад и освежить в памяти навыки и знания, им наобещали выделять бесплатные путевки в летние лагеря. Но на деле соцподдержка едва не кончилась грандиозным скандалом.

«Денег нет, вывозите детей»

Недавно министерство спорта и молодежной политики провело конкурс. Для оздоровления одаренных детей выбирали лучшие лагеря с образовательными программами. По профилю «лингвистическая смена» победил лагерь «Родник» на Щучьем озере. 26 июня в лагерь заехало 120 детей.

По условиям договора, родители доплачивали к бюджетной путевке по десять тысяч рублей – плата за языковое обучение во время отдыха.

Оказавшись на живописном озере после душного города, дети были счастливы. С играми на свежем воздухе и общением на английском языке период адаптации прошел незаметно. Но уже к концу первой недели родителям сообщили, что денег на оздоровление нет. Об этом в интерактивной группе организации отдыха написал директор и владелец лагеря Василий Масличенко.

«Уважаемые родители! Хочу объяснить вам всю ситуацию. Минспорта проводило конкурс по проведению профильных смен. Наши лагеря выиграли две смены, одна из них – лингвистическая. По условиям конкурса финансирование должно быть за счет республиканского бюджета. Меня до заезда детей уверяли, что вопрос с деньгами решится. В пятницу перед заездом позвонили и сообщили, что средств нет. С момента вашего заезда я лично побывал и у министра, и у спикера Хурала. Более того, мною отдано письмо помощнику врио. В минспорте и в Хурале только развели руками, поясняя, что ждали от Федерации 97 миллионов рублей, но деньги не пришли и не придут. Сказали: вывозите детей. Я сам, если честно, в шоке. Сами понимаете, что сейчас эту неделю дети живут в лагере за наш счет. Цена проживания за 21 день – 21000 рублей».

Такое сообщение появилось в субботу в группе, где еще день-два назад обсуждались заезд, формы обучения, прекрасная природа и прочие радости.

«У чиновников мозг зашипит»

Обращение вызвало бурю негодования. Родители возмутились тем, что организатор не сообщил о проблемах с оплатой, о которых было известно до заезда. Родители потребовали вернуть уплаченные за обучение деньги. Затем решили обращаться в СМИ. Обсуждали обращение к исполняющему обязанности главы Бурятии, в Роспотребнадзор, в приемную Путина и на телешоу:

– Писать Малахову и обращаться к Путину. У всех чиновников очень быстро мозг зашипит, где найти финансирование нашим детям.

Спустя несколько часов организаторов уже обвиняли в мошенничестве. Затем родители добрались до договора. Внимательно проштудировав документ, решили судиться.
Тем временем слухи, если родители не доплатят 15 тысяч рублей, для их детей сезон закончится, начали распространяться среди маленьких отдыхающих. Испорченный отдых грозил вылиться летнему лагерю значительными расходами на возмещение морального вреда. Родители заявляли, что отказались от другого выгодного предложения.

Погасил волну лозунгов следующий пост владельца лагеря. Василий Масличенко решил отвечать собственным рублем за прием детей.

«Я принял личное решение. Ваши дети останутся в лагере до конца сезона. Не важно, что решат чиновники. Конечно, буду пытаться выбивать средства», – написал владелец лагеря.

Он также попросил «не раздувать тему», чтобы повысить шансы получить финансирование при помощи исполняющего обязанности главы республики.
Таким неожиданным способом проблема закрылась для 120 «лингвистов». Для многих тысяч других детей все только начинается.

Не приняли даже заявление

Первой реакцией министерства спорта и молодежной политики Бурятии на вопросы «Номер один» было заверение, что деньги перечислены и министерство ни в чем не виновато. Как пояснил заместитель министра Сергей Перинов, оплату за детей проводят местные власти.

– Профильные смены делаются для талантливых детей, активно проявляющих свои способности. Например, мы проводим военно-патриотическую смену для победителей «зарниц». Для успешных участников олимпиад создаются лингвистические смены. Это делается, чтобы стимулировать детей и их родных к дальнейшему развитию ребенка, – обрисовал радужную картину заместитель министра спорта и молодежной политики.

Он сообщил, что министерство провело конкурсы и выбрало лучшие лагеря. Чтобы принять детей за бюджетный счет, турбазы должны были показать достойную материальную базу, образовательную программу и наличие профильных кадров.

Лучшие из них получили одобрение министерства и право заработать. В том, что сделать этого не получилось, – вина муниципальных чиновников.

– Деньги из министерства идут в муниципалитеты. Муниципальное образование распределяет деньги по видам и типам отдыха. Родитель приходит в администрацию и пишет заявление, чтобы получить путевку на профильную смену. При наличии свободных мест ему выделяют путевку, – прокомментировал замминистра.

Но умолчал, что денег на финансирование профильных (и не только) смен в этом году не хватило, и ключевым вопросом стало не наличие мест, а отсутствие денег.

Как выяснил «Номер один», лингвистическая смена стартовала одной из первых профильных в этом году. Однако приходившим за путевками мамам в муниципалитетах отказывали, даже не принимая заявления. Но в минспорта, по словам Василия Масличенко, ему обещали: деньги будут. Предприниматель пошел на риск и собрал группу. Окончательный вердикт, что финансирования нет, выяснился за два дня до начала смены.

Сказать детям, что обещанный отдых отменяется, предприниматель не решился. Понадеявшись, что ситуация изменится, в лагере приняли детей.

– Теперь одна надежда. Я написал письмо помощнику Цыденова, но врио сейчас нет в Улан-Удэ. Детей мы оставили, уже независимо от того, будет ли финансирование. Если вопрос не решится, к окончанию смены уйдем в минус. Если власти что-то решат, будет хорошо, – вот все, что пока может пояснить предприниматель.

У него все еще остается надежда на оплату военно-патриотической смены, право принять которую выиграл другой его лагерь на Щучьем озере.

На что-то продолжают надеяться и в минспорта.

Проблема с оплатой путевок стоит не только у талантливых «профильников». Есть вопросы и с путевками для малообеспеченных детей. Пока их родители находят деньги, чтобы доплатить за детский отдых, основная оплата под вопросом.

По разным подсчетам, сегодня на запланированное оздоровление детей Бурятии недостает от 43 до 97 миллионов рублей, точную цифру чиновники не назвали. Сколько детей могут остаться без отдыха, в министерстве ответить не берутся.

Елена Буерачная, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.