Атака насекомых

В Бурятии полчища саранчи, разных жуков, гусениц и клопов поедают все на своем пути
A- A+
Они ползут, летят или передвигаются под землей. Пересекая несколько километров в день. Мелкие, но ненасытные вредители становятся невидимой армией, которая, словно в фильме ужасов, наступает на Бурятию. И этот процесс эксперты уже называют аномальным. Ведь насекомые поедают даже то, что ранее никогда не входило в их кормовую базу. Например, с поедания коры деревьев вдруг переходят на картофель. Ущерб от, казалось бы, крохотных жучков в некоторых районах республики уже сопоставим с последствиями самого опасного – верхового – пожара. При этом с некоторыми видами насекомых почти невозможно бороться – их не берут никакие яды. Так, впервые за двадцать лет в Бурятии веден режим ЧС из-за массового распространения самого опасного вида саранчи.

Ненасытная армия

Затянувшаяся жара в Бурятии стала причиной многих бед. Вновь горят леса, выгорают от засухи будущие урожаи сельскохозяйственных посевов. Врачи фиксируют увеличившееся количество сердечных приступов и смертей. Но есть и еще одна – новая – напасть, которая сейчас держит в страхе фермеров, экологов и простых сельчан. Эксперты признаются: такого всплеска количества и небывалой активности самой разной вредоносной насекомой живности не было десятки лет.

Из армии насекомых, напавших на республику, саранча – один из самых опасных вредителей.

– Вообще саранча практически всеядная. Точнее, ее называют многоядной. Можно долго перечислять, что она может съесть. У нее грызущий ротовой аппарат, который позволяет ей сгрызать и тут же поедать и листья, и даже стебли самых разных растений, – говорит заместитель руководителя филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Бурятии Сергей Шапсович.

С лугов насекомое может переместиться на посевы зерновых и начать уничтожать все на своем пути. Кстати, саранча способна передвигаться со скоростью до нескольких километров в день. Насекомые уже захватили Тарбагатайский и Бичурский районы. Там впервые за многие десятилетия введен режим чрезвычайной ситуации из-за нашествия саранчи.

– В этих районах есть угроза полного уничтожения посевов . На этапе подготовки к ЧС находятся еще два района: Селенгинский и Кабанский. Особенно сложная сейчас ситуация в Кабанском районе. Начаты обработки зараженных полей препаратами, – констатируют в «Россельхозцентре».

По словам специалистов, в последний раз ЧС по саранче вводился в Бурятии в начале 90-х. Именно по этой причине средства в бюджете на борьбу с вредителями не были заложены заранее – никто не мог предугадать, что такое может случиться в этом году. Сейчас сельхозпроизводители пытаются справиться с отрядами маленьких уничтожителей своими силами и средствами.

– В некоторых субъектах Федерации имеется специальный фонд внутри фонда ЧС, то есть отдельной строкой прописаны суммы на борьбу с саранчовыми. И при введении ЧС районам выделяют средства соразмерно пораженным площадям. У нас в фонде ЧС такой графы не прописано отдельно, к сожалению. Но средства, наверняка, выделят из фонда ЧС, только по суммам пока непонятно, – говорят в ведомстве.

Вот только саранче наплевать на наши финансовые проволочки. Если ее не успеют уничтожить, пока она не встала на крыло, потом будет уже поздно.

– Многое зависит от возраста саранчи. До третьего возраста саранчу можно уничтожить некоторыми препаратами. А вот в периоде взросления (четвертый и пятый возраст) ее может взять только очень сильный препарат «Имидор». Что касается взрослых крылатых насекомых, то их уже не возьмешь ничем. Настолько они становятся устойчивыми к ядам, – разъясняет Сергей Шапсович.

Отметим, что в Бурятии бушует один из самых опасных и вредоносных видов саранчи – кобылка сибирская. В России ее относят к наиболее опасным саранчовым видам.

– Мы подсчитываем ее так: берем количество экземпляров на одном квадратном метре. Есть такое понятие «экономический порог вредоносности». То есть с насекомыми боремся, только если они превышают этот порог. Так вот, для кобылки сибирской порог вредоносности по новым правилам установлен в две-пять штук на один квадратный метр. У нас же сейчас доходит до 19 штук на квадратный метр. Превышение порога есть почти по всем районам республики.

Нападение на картошку

Но в Бурятии свирепствует не только саранча. Жители республики повсеместно жалуются на то, что картофельные поля оказываются облепленными какими-то маленькими коричневыми насекомыми, похожими на клопов. В народе насекомое уже окрестили «картофельным клопом». На самом деле это клоп щавелевый (или краевик щавелевый). К особо опасным вредителям он не относится, да и вообще кормится отнюдь не картошкой, а растениями семейства гречишных (щавель, ревень и прочие). Но это только в теории.

– В нашей деревне Верхний Жирим он поедает картошку повсеместно. После клопов листья картошки становятся вялыми, сворачиваются, подсыхают. Люди запасаются отравой, которую мгновенно раскупают, как только ее завозят в местный продуктовый магазин, – рассказывает Ирина, уроженка Тарбагатайского района. – В предыдущие годы такого массового нападения насекомых не было.

В «Россельхозцентре» подтверждают: такие сигналы к ним поступают, несмотря на то что
картошка для краевика – необычный пищевой объект. Из-за аномальной жары и засухи голодное насекомое накинулось на то, к чему бы прежде не прикоснулось.

Опасное положение в Бурятии складывается из-за засилия еще одного насекомого. В Бичуре параллельно с ЧС по саранче уже впору вводить чрезвычайное положение и по картофельной шпанке.

– По республике идет довольно широкое распространение картофельной красноголовой и черноголовой шпанки. Это черные жуки, которые отличаются только цветом головы. Вредят они одинаково: собираются на кусте картофеля и его наголо общипывают, объедают. Встречаются они повсеместно.

Также в Бурятии уже несколько лет как введен карантин по золотистой картофельной нематоде. Это круглые черви также относятся к чрезвычайно опасным видам вредителей. По словам экспертов, черви были занесены в республику из какого-то западного региона вместе с семенным картофелем.

Немало вреда приносит и жук-щелкун, личинки которого в народе называют «проволочники» (они похожи на куски красной проволоки). Луговой мотылек, несмотря на свое романтическое название, тоже относится к чрезвычайно опасным вредителям. Гусеницы мотылька, как и саранча, сметают все на своем пути. Отличаясь от смертоносной саранчи разве что тем, что не умеет летать.

Пожирает деревья со скоростью пожара

В Центре защиты леса тоже встревожены не на шутку. Специалисты выявили очаг сибирского шелкопряда, который находится на стыке трех лесничеств: Селенгинского, Гусиноозерского и Джидинского. Общая площадь поражения – 17,5 тысячи гектаров. Объедание хвои лиственницы составляет более 25%. На момент обследования (конец июня) максимальная численность вредителя составила 1780 штук на одно дерево.

На 2,5 тысячи гектаров уже произошло полное объедание деревьев. На 7,439 гектара — сильная степень объедания. По словам экспертов, «необходимы срочные истребительные мероприятия».

– Ситуация плачевная. Это вспышка массового размножения. Чем это грозит? Все 17 тысяч гектаров леса гусеница может поесть и двинется дальше уничтожать все деревья. Это сравнимо с верховым пожаром. Нужно планировать авиационную обработку леса. На этой неделе состоится Координационный совет по этому поводу. Будем решать, что делать, – говорит заместитель директора филиала ФБУ «Рослесзащита» «Центра защиты леса РБ» Андрей Спиридонов.

Плюс к сибирскому шелкопряду объявился еще и парный шелкопряд, который ведет себя весьма странно. С деревьев он решил переключиться на сельскохозяйственные угодья и сейчас занят тем, что усиленно пожирает капусту, картошку и прочие овощи.

Аномальный массовый всплеск числа насекомых и их странное поведение специалисты связывают с долгой жарой и засухой. Дождей, которые смывают их кладки яиц, личинок в почве, почти нет, а значит, и размножаться им можно беспрепятственно. А дефицит кормовой базы (засуха и палящее солнце сжигает все травы) приводит к тому, что насекомые «лютуют», пожирая все на своем пути.

Однако и на дожди надеяться особо не стоит, если только это не будут затяжные ливни, которых в Бурятии не было с прошлого года. По словам специалистов, обычный дождик, который прошел недавно, нисколько не повлияет на количество и поведение всех многочисленных насекомых, которыми кишит республика.

Василиса Шишкина, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.