«Дом, в котором страшно жить»

В Гусиноозерске отменили аварийность «плавающего» здания
A- A+
Жители дома-времянки в  Гусиноозерске получили на руки заключения сразу шести экспертиз о том, что их здание находится в плачевном состоянии. Их предупредили о реальной угрозе  обрушения и человеческих жертв. Дом был признан аварийным. Однако спустя несколько месяцев чиновники «передумали» и свое же решение отменили. В странной ситуации «подвешенного в воздухе» дома разбирался корреспондент «Номер один». 

Фундамент «поехал»

Дом № 14 по улице Ключевской в городе Гусиноозерске  по меркам Бурятии не такой уж старый. Он построен в 1977 году. Однако по качеству постройки здание уступает даже многим старинным зданиям. Начнем с того, что возведена была пятиэтажка по украинскому проекту, разработанному для второго строительно-климатического района. То есть для теплых южных регионов, где температура наружного воздуха не превышает минус 14 градусов. При строительстве Гусиноозерской ГРЭС такие дома-конструкторы привозили из разных уголков страны и затем в короткие сроки возводили здания из готовых блок-комнат. Это  жилье предназначалось в качестве временного для работников ГРЭС. Но, как это бывает нередко в нашей стране, все временное становится постоянным. 

– Старожилы нашего дома говорят, что проблемы начались сразу после того, как был построен дом. При строительстве явно что-то пошло не так. Под нашим домом болото, здесь когда-то протекала речка. В подвалах, когда рыли шурфы (ямы для осмотра фундамента. –  Прим. авт.), оказалось, что у нас там вода повсюду. Уже в первые годы существования дома начались паровые извержения. Из-за этого все начало разрушаться. Канализация также пришла в негодность, все трубы. Плюс ко всему стены у нашего дома очень тонкие, люди замерзают, – это было доказано на судах, – рассказывает Ольга Вакарчук, председатель Совета дома. 

Кроме того, дом удерживается подпорками. Многие из них проржавели, уже ничего не поддерживают. Другие еще держатся, и их «укрепляют» тем, что сверху «заботливо» подкладывают  кирпичи, доски, камушки. 

По словам жителей, фундамент дома, состоящий из отдельных плит, уже начал сдвигаться.  Перекрытия разрушаются. Ступеньки в большинстве подъездов пришли в негодность. 

– Мы лишний раз боимся подниматься или спускаться по своей лестнице. Ступени вообще развалились, все держится на ржавой проволоке, бетона вообще почти нет. Раньше зияли страшные дыры, сейчас доски приделаны вместо ступеней. В трех подъездах дома  такие жуткие лестницы, – сетуют жители многоэтажки.

Миллионы в трубу

В 2011 году был проведен капитальный ремонт дома. Работы проводились почему-то без проектно-сметной документации, без предварительного обследования здания. Кроме того, в акте приемки ремонтных работ нет ни одной подписи собственников. По мнению многих собственников, многомиллионные затраты ушли в никуда. В том числе и личные средства жителей, каждый из которых заплатил в среднем по десять тысяч рублей в качестве софинансирования. А кое-какие виды работ не только не улучшили, но и усугубили и без того плачевное состояние дома. 

– После этого ремонта мы потом судились почти год. Доказали, что по всем позициям работы были выполнены некачественно. Вмешивался в ситуацию и Фонд содействия реформированию ЖКХ. В итоге суд постановил, чтобы все работы нам исправили. Однако та компания, которая осуществляла ремонт, – ООО «Байкал», ликвидировалась, и мы остались ни с чем, – говорит Ольга Вакарчук.

Список нарушений можно перечислять очень долго. Отметим только тот факт, что и без того продуваемый насквозь  дом после вмешательства «чудо»-подрядной организации стал еще холоднее. 

– Стены у нас теперь, словно дуршлаг. Между профлистом и стеной – пустота. Там нет утеплителя. Поэтому ветер гуляет повсюду. В непогоду при сильном ветре наш дом гремит, словно консервная банка. Зимой мы замерзаем, – говорят жители.

Подтверждено экспертами

Все эти факты подтверждают и профессиональные эксперты. Одна за другой экспертизы приходят к одному и тому же итогу: дом аварийный и подлежит сносу. Также эксперты подтверждают  ужасающее качество проведенного капитального ремонта. 

В общей сложности,  было проведено целых шесть экспертиз. Похожие выводы сделаны  Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора, ООО «Регион-эксперт», Фондом содействия развития ЖКХ (город Москва), АО «Бурятгражданпроект», общественной организацией «Общество защиты прав потребителей РБ» и ИП Файт. 

«Техническое состояние плит над подвалом значительно снижает сейсмобезопасность всего жилого дома, и техническое состояние оценивается как аварийное», – пишут в своем заключении эксперты «Бурятгражданпроекта». 

«Снижена до недопустимого уровня прочность и устойчивость основных несущих и ограждающих строительных конструкций и фундамента, что свидетельствует об исчерпании их несущей способности, надежности и опасности обрушения жилого дома. Существует угроза безопасности проживания граждан. Последствия дальнейшей эксплуатации здания могут быть непредсказуемыми», – вторит эксперт ОО «Общество защиты прав потребителей РБ» Светлана Манзанова. 

В итоге Межведомственная комиссия города Гусиноозерска в феврале 2017 года приняла решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу. С жителей были сняты обязанности по оплате взносов за капремонт. Люди стали ожидать переезда в безопасное жилье. Но не тут-то было. Уже в апреле та же самая комиссия вдруг передумала и вынесла решение об отмене своего же заключения. 

Жители дома в панике. Если раньше они только догадывались о том, что с их домом что-то неладно, то теперь у них на руках есть официальные подтверждения того, что ситуация критическая, и угроза обрушения здания – более чем реальна. Однако власти Гусиноозерска придерживаются другого мнения. Они считают, что дом можно спасти проведением еще одного ремонта. 

– У нас полы в квартирах уже накренились, и это тоже подтверждено экспертами, двери не закрываются, трещины появляются повсеместно. Лопаются кафель, стены. Нам страшно жить в таком доме! Разве ремонт может что-то решить (тем более у нас он уже был), если дом изначально был построен с браком, а сейчас и вовсе исчерпал все свои ресурсы? – вопрошают жители пятиэтажки.

Кроме того что дом передумали признавать аварийным и он сейчас находится в подвешенном состоянии, что само по себе нонсенс, так еще и у жителей появилась задолженность за взносы по капремонту. Ведь раз решение об аварийности было отменено, то и обязанность платить за капремонт, в том числе, и за те упущенные с февраля несколько месяцев, к людям также вернулась. Пенсионеры столкнулись с тем, что их лишают субсидий за возникшие из ниоткуда долги. Многие жители не знают, откуда брать «лишние» деньги на оплату взносов. 

Понять и простить

В администрации города Гусиноозерска нашей редакции убедительно порекомендовали не гнаться за скандальными сенсациями, а понять позицию чиновников правильно. 

Так, заместитель главы МО ГП «Город Гусиноозерск» Алдар Бальжиров заверил, что руководство города целиком и полностью находится на стороне жителей. И попросил подчеркнуть, что никакого противоборства между чиновниками и обитателями многострадальной многоэтажки не существует. 

Кроме того, замглавы заявил, что заключения экспертов по поводу несоответствия проектных характеристик дома сейсмопоясу города Гусиноозерска не нужно расценивать так уж серьезно, так как при землетрясении в восемь баллов рухнет не только дом на Ключевской, 14, но и большая часть домов Гусиноозерска, в том числе и здание администрации города. Так что, теперь все дома Бурятии признавать аварийными? - вопрошают чиновники.

Но среди многословия и красноречия Алдара Банзаровича мы так и не услышали конкретики – из-за чего принятое решение об аварийности было отменено. Ведь опасность обрушения здания при природных катаклизмах – всего лишь малая толика того, о чем говорят и предупреждают эксперты. 

Похоже, больше всего Алдара Бальжирова волнует тот факт, что далеко не все жители дома готовы согласиться с признанием статуса аварийности здания, а также с переселением из центра города на окраины. А это грозит судебными тяжбами и многомиллионными исками. 

– Если мы сегодня признаем дом аварийным согласно этой экспертизе, то любой житель может пойти подать в суд и признать это решение недействительным. У нас есть несколько заявлений от людей, которые, наоборот, просят не признавать дом аварийным, поскольку они в квартирах сделали дорогостоящий ремонт.  Вот в этом есть моменты, щепетильные с точки зрения законодательства, – говорит Алдар Бальжиров.

Вот только жители многострадального дома никак не могут взять в толк, почему судьба их дома якобы зависит от решения обычных людей, а не специалистов.  

– Понятно, что кому-то не хочется терять свой ремонт, отделку квартиры. Люди из-за жадности теряют инстинкт самосохранения. Но почему их согласие-то спрашивают? Они что, строители, эксперты?  Если специалисты говорят о технической необходимости – что дом нужно сносить, при чем тут мнение собственников? – недоумевает жительница дома Людмила Коротова. 

Еще один «щепетильный» вопрос касается денег. Куда переселять 60-квартирный дом и на какие средства, в администрации Гусиноозерска не знают. Поэтому городу намного выгодней обойтись все-таки без расселения. 

– Дом-то уникальный. Приходится для себя что-то новое открывать. Но по тем моментам, по которым жители настаивают – по теплоизоляции, подвалу и так далее, все это можно отремонтировать. То есть здесь не требуется переселения, – считает Алдар Бальжиров.

По мнению замглавы, необходимо провести еще одну экспертизу, которая поможет понять, что делать с домом. 

– Как только у нас будет заключение независимой экспертной организации, мы на ее основании сможем заказать капремонт либо реконструкцию стен, подвалов. Либо экспертиза действительно покажет, что да, надо выселять, сносить дом и строить там что-то новое, – подытоживают в администрации Гусиноозерска.

Тем временем у жителей подвешенного в воздухе дома возникают сомнения по поводу необходимости проведения еще одной, уже седьмой по счету, экспертизы. 

– Для чего нужна эта новая экспертиза? Будет ли она объективной? Непонятно, почему предыдущие шесть экспертиз чиновников не устроили. По-моему, ситуация предельно ясная. У нас фундамент, перекрытия, лестницы – все в аварийном состоянии. Повсюду трещины и крен. Деформация пошла. Дом стоит на подпорках. Почему акцент делается только на сейсмоустойчивости? Мы можем рухнуть и без подземных толчков, – уверена Ольга Вакарчук. 

Но, похоже, в администрации Гусиноозерска мыслят более позитивно, и о возможных человеческих потерях стараются не думать. Судя по всему, для кого-то намного важнее сэкономить потери финансовые. 

Василиса Шишкина, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.