Фермеры – жалки, огородников – нет

На фоне Бурятии любой регион выглядит «кулацким краем»
A- A+
Обнародованы некоторые предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи-2016. Среди других регионов показатели Бурятии зачастую выглядят как парадоксальные и даже «аномальные». 

Так, в республике зарегистрировано самое большое в СФО количество дачных некоммерческих объединений. Их в Бурятии аж 261! Это наивысший показатель в Сибири. Никакой другой регион СФО не смог хотя бы перевалить за 200. Ближе всех подошел к ошеломляющей бурятской цифре огромный Красноярский край (184) и соседняя Иркутская область (166).

Правда, средняя площадь ДНТ в нашей республике – одна из самых маленьких: 18 га. В той же Иркутской области она равна почти 25 га. 

А вот в сфере садоводческих некоммерческих организаций ситуация диаметрально противоположная. Республика мощно уступила почти всем другим сибирякам. В Бурятии всего лишь 155 СНТ. Тогда как у красноярцев 1677, новосибирцев – 1090, а у иркутян – 991. Средняя площадь одного СНТ у нас также в числе наименьших по СФО. В чем причина такого расклада, сказать трудно, но в республике предпочитают чаще создавать ДНТ. 

Аномальный статус Республики Бурятия подтвердил также подсчет огороднических некоммерческих объединений. Переписчики зафиксировали полное отсутствие последних. В других регионах Сибири картина другая. Кроме Бурятии огороднических товариществ нет разве что на Алтае. 

Фермеров у нас насчитано 1810, что выше среднего по Сибири. Однако, как говорят цифры, бурятские фермеры – самые «зажатые» фермеры СФО. В среднем на одно крестьянское (фермерское) хозяйство в республике приходится всего 52,8 га. Показатель жалкий. По СФО нет больше региона, где один фермер имел бы меньше ста гектаров. Второй по «скромности» идет только Республика Алтай (106,7 га). 

В Забайкальском крае количество фермеров в два раза меньше, чем в Бурятии, но на каждого приходится почти 380 га. В Алтайском крае и вовсе 960,9 га. Словом, на фоне Бурятии любой регион выглядит «кулацким краем». 

Мелкость характерна и для ИП. Сельхозперепись зафиксировала, что по числу индивидуальных предпринимателей наш регион – на почетном втором месте после благодатного Алтайского края. Однако в среднем каждое наше сельхоз-ИП обладает смехотворными 41,7 га (меньше лишь в Тыве). 

Зато частные подворья в республике довольно заметные. Примерно по 1,4 га каждое. Практически никто в СФО не смог превысить эту площадь. Но питать надежду на взлет производства сельхозпродукции в таких ЛПХ – все равно что строить замки на песке. 

В экономическом смысле, что такое фермер в республике или дачник-садовод? Прежде всего, это неудовлетворительная  производительность труда (низкий привес, надои, урожайность зерновых и т.д.), высокая себестоимость продукции. Донести плоды трудов до рынков сбыта тоже трудно. Попробуй собери мелкотоварную продукцию по огромным просторам. По сути, единственный наш плюс – экологичность. Хозяйства-«малыши» явно не сделают революции. Перепись показала, что для рывка у Бурятии нет другого пути, кроме развития крупных сельхозпредприятий.

Сейчас в регионе работают 35 средних и крупных сельхозорганизаций. По этим показателям мы стоим на предпоследнем месте в СФО. Последнее занимает Тыва.  Размер земельных угодий у 35 аграрных «тузов» вполне сопоставим с большинством сибирских соседей. Есть где развернуться. Это, пожалуй, единственная наша надежда. 

Разумеется, в республике есть несельскохозяйственные организации, у которых имеются подсобные сельхозпредприятия. Их очень много – 70. Тоже некая аномалия. Больше только в Забайкалье (100) и Алтайском крае (75). Но они никогда не играли заметной роли в сельхозсфере. Там выращивают продукцию больше для себя. 

Из результатов Всероссийской сельскохозяйственной переписи напрашивается вывод, что Бурятия в этой сфере развивается стихийно. Крупные формы сельхозпроизводства не нашли себе места, а фермеры используют довольно скромные ресурсы. Вероятно, селу не хватает поддержки. В культуре, образовании, бытовом обслуживании, транспорте и прочих ресурсах. И если в ближайшее время ситуация не изменится, никакого «взрыва» производства в селах можно не ждать.

Петр Санжиев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.