Восстанавливать экологию Байкала не на что

Из-за проволочек строительство очистных сооружений под вопросом
A- A+
Программа по охране Байкала провалена. Из 46 запланированных объектов выполнено шесть. Финансирование урезано вдвое. Перезагрузка опасных для озера объектов поставлена под угрозу, а выделение денег на экологию озера теперь будет конкурировать со спасением Волги. Обсудить проблемы и перспективы очистки байкальской природы в Бурятию приехал министр природы России.
 
В минувшую субботу в Улан-Удэ прошло заседание Межведомственной комиссии по Байкалу, которой в этом году исполнилось 25 лет. Решать вопросы на месте приехали министр природы и экологии России Сергей Донской со своими заместителями, а также представители Иркутской области и Забайкальского края.

Собравшиеся старательно избегали громких фраз. Однако из обсуждения явно следовало: реконструкция сооружений, отравляющих Байкал, сегодня под угрозой прекращения. Как и десятки других, существовавших до нее. 

Проект на 60 миллиардов

Пять лет назад экологи установили, что из 33 очистных сооружений Бурятии соответствуют требованиям экологии лишь три. В Иркутской области вредили экологии решительно все очистные.

В 2012 году для спасения экологии озера в России была принята Федеральная целевая программа (ФЦП) по охране Байкала. По ней планировалось реконструировать либо построить на берегах озера 46 объектов. Программа была рассчитана с 2012-го до 2020 года и предполагала выделение 60 миллиардов рублей. То есть около восьми миллиардов в год только федеральных денег, не считая местного финансирования.

В трех регионах Байкальской природной территории по этому поводу был почти национальный праздник. По программе охраны Байкала они могли не только спасти озеро, но и привести в порядок системы, на которые никогда бы не нашлось своих денег.  

Но прекратить сброс в Байкал нечистот не удалось.

В 2014 году «из каждого чайника и утюга» Бурятии и Иркутска заговорили о спирогире. Спиралевидная водоросль с каждым годом все активнее поглощает места обитания эндемиков, очищающих байкальскую воду. Сегодня основной причиной распространения спирогиры ученые считают нечистоты и химвещества, отправляемые в воды озера. Не справляющиеся очистные сооружения сбрасывают в Байкал теплую фосфатную жижу, которая убивает уникальную биоту и грозит превратить Байкал в крупнейшее в мире болото и памятник человеческой безответственности.

Но и это не помогло. За пять лет действия программы из запланированных 46 объектов было построено только три. Еще три (два в Бурятии и один в Иркутской области) находятся в стадии завершения. Остальные сегодня вполне реально могут остаться без финансирования.

Завершение под угрозой срыва

На субботнем совещании министр природы и экологии РФ Сергей Донской прямо заявил, что финансирование программы защиты Байкала сокращено вдвое. И главной причиной ухода денег стала «недоработка регионов».

По требованиям программы каждый поселок, где требуется строить или переделывать очистные, был обязан предоставить проект реконструкции (строительства). И только на готовый проект после всех согласований шли деньги.

Поскольку стоимость проектов исчисляется в миллионах, бедные муниципалитеты денег не нашли и свою обязанность не выполнили. Брать деньги ФЦП на проектирование закон до нынешнего года запрещал. Не мог их выделить и бюджет региона. В итоге при наличии миллиардов на строительство проектов не было. Так почти без результатов прошло пять лет. 

Из 60 миллиардов, запланированных на программу, фактически было израсходовано около двадцати. Из-за отсутствия байкальских экологических строек деньги стали перекидывать на другие цели. В прошлом году на всю байкальскую программу федеральный бюджет выделил 2,1 миллиарда рублей, в текущем – 2,4, что втрое меньше первоначальных планов.

Слабо справлялись в регионах и с «освоением средств». Те немногие стройки, что начаты, не всегда возводятся в соответствии с проектом и зачастую не укладываются в сроки. 
В дополнение к прочим неурядицам за недоделанные вовремя проекты Бюджетный кодекс требует возвращать выделенные деньги в федеральную казну, да еще и уплачивать штраф.

После этого, как прозвучало на совещании, «найти деньги в том же объеме будет практически невозможно, и завершение объектов поставлено под угрозу срыва».

Улан-Удэ получит очистные

Какие конкретно объекты в Бурятии могут остаться без финансирования, на общем с соседними регионами совещании не обсуждали. Говорили о тех, которые все же получат деньги. В Бурятии это завершение мероприятий по ликвидации отходов Джидинского комбината и Холбольджинского угольного разреза.

Также 313 миллионов республика получила на первую очередь реконструкции улан-удэнских очистных, загрязняющих Селенгу. Деньги на проект, уже после пропуска сроков, выделили из резервного фонда правительства.

Документы для первого этапа строительства готовы, и конкурс на выбор подрядчика объявят 4 августа. Весь проект потребует больше двух миллиардов. Найдут ли их, зависит, в том числе, и от республики. Город должен вовремя закончить подготовку и согласование оставшейся части ПСД.

Федеральные власти поняли, что с проектировкой объектов самим муниципалитетам не справиться. И, несмотря на упущенные сроки и деньги, пытаются смотреть в будущее с оптимизмом.

– Понятно, что без поддержки республики они этого сделать не могут. Сейчас это будем делать совместно с муниципалитетами, поэтому ситуация меняется, – прокомментировал Сергей Меняйло, полпред президента РФ в СФО.

Но признал, что теперь проблема встанет в деньгах на сами стройки. Это пока обсуждается на уровне «надо добиться и вернуть финансирование». Речь идет о сумме от 20 до 40 миллиардов. Те деньги, что удастся изыскать, планируется, в первую очередь, направить именно на очистные сооружения, загрязняющие воду Байкала. 

Ликвидацию незаконных свалок и переработку накопленного мусора на программу уже не рассчитывают. Эти задачи, скорее всего, будут проводить «региональные операторы» по работе с отходами. Они, как ожидается, определятся в Бурятии через год. Сейчас правительство работает над вариантами финансирования этих целей, чтобы сверхзадача по уборке накопленных свалок «не отправила в небеса» мусорные тарифы.

У Байкала появился конкурент

Если значительную часть денег на ФЦП по охране Байкала все же не удастся вернуть, перспективы вырисовываются очень смутные. Формально для дальнейшего развития Байкальской природной территории сейчас создается новая, еще более масштабная и пафосная ФЦП – «Байкал – великое озеро великой страны».

Программа предусматривает уже 375 мероприятий, на их выполнение потребуется 500 миллиардов рублей. При том что сейчас под вопросом поиск сорока миллиардов, найти такую сумму будет почти нереально. Об этом чиновники заявляют прямо, уже сейчас перечисляя возможные источники финансирования, каждый из которых оригинальнее другого.

– Реально нам необходимо подумать над этой проблемой, потому что мы упираемся в вопросы источников финансирования. Источников нет, и это откладывается все дальше, – рассуждают федеральные чиновники. 

Искать финансирование программы в помощь федеральному бюджету будут и в частных инвестициях, и в туристических сборах, и в региональных программах.

Усугубит ситуацию и то, что сейчас на федеральном уровне обсуждается масштабный проект по экологии Волги. Крупнейшая река Европы, протекающая через 15 регионов России, находится на грани экологической катастрофы. Как бюджет будет делить средства на реанимацию природы сразу двух уникальных водоемов, пока можно только догадываться.

Пока же Сергей Меняйло напоминает, что с советского времени проектов по защите природы Байкала была «уйма». Но все они закрывались «и перекладывались на будущие поколения».

– Боюсь, что перекладывать на будущие поколения, мягко говоря, неправильно. Надо всем нам приложить усилия, – призывает министр. – Мы будем добиваться, чтобы суммы были достаточны, потому что и руководство страны, и все понимают, что задачу по защите озера Байкал нужно решить.

Елена Буерачная, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.