Зеленая реформа

В Бурятии обсуждается создание лесного холдинга и лесного министерства
A- A+
Лесная отрасль Бурятии уже не первое десятилетие поражает отсутствием порядка. За выдачу леса отвечают сразу несколько субъектов, за его сохранность и восстановление порой не отвечает никто. Новый исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Сергей Соляник предлагает реформу лесной отрасли, которая должна повысить и порядок в отрасли, и выгоду от использования леса, и пользу государству.

Порядка в лесной отрасли Бурятии по большому счету нет со времен развала Советского Союза. Когда на смену государственным леспромхозам пришли частники, а у лесной отрасли почти забрали финансирование лесников, следить за неконтролируемой вырубкой стало некому. Если с крупными лесозаготовителями государство «имеет официальные отношения» и получает налоги и сборы, то на мелкие давно махнули рукой. В итоге некоторые села Бурятии сплошь живут на браконьерской рубке и переработке леса, но всерьез за этим никто не следит. У семи нянек дитя уже не просто без глаза, а без рук, ног и будущего. Вариант спасения отрасли в виде воссоздания министерства лесного хозяйства и создания лесного холдинга предлагает новый исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Сергей Соляник. Он пояснил «Номер один» преимущества и перспективы своего предложения.

Бардак в отрасли

– Сегодня у нас леса – в одних руках, охрана и восстановление – в других, лесопереработка – в третьих, выдача лицензионных и разрешительных документов – в четвертых, за всем этим наблюдают разные органы, в итоге порядка нет. Объемы вырубки постоянно растут, а лесная отрасль как приоритетная в программах развития не числится, – отмечает Сергей Соляник.

Участники рынка получают деляны, выпиливают и прихватывают дополнительно соседний лес. Кто-то пилит «по-черному» чужой лес. Заходят и крупные лесопользователи из других регионов, и иностранцы. Порой они оставляют за собой «лунные пейзажи» – догола раскорчеванные земли. Их очень сложно контролировать – отчасти из-за того, что у каждого участка леса свой собственник и свое ответственное ведомство.

– В лесопереработке тоже порядок сомнительный. В одном только Усть-Баргузине работает сотня пилорам, никто точно не знает, сколько их и куда они сдают лес, да и откуда берут. Мелкие лесозаготовители бесконтрольно торгуют с инопартнерами, зачастую демпингуют, снижая закупочную стоимость, что мешает всем участникам рынка. Отдельная тема – горы законсервированных опилок, которые периодически начинают тлеть и дымить, вместо прибыли создавая экологическую проблему, – сетует директор СПП.

В итоге республиканский бюджет теряет огромные суммы недополученных налогов. Не говоря уже о потенциальных доходах от глубокой переработки древесины и рабочих местах в этой нише.

Чтобы сформировать условия для развития цивилизованного бизнеса в лесной сфере, необходимо хотя бы временно создать министерство лесного хозяйства. Вопрос создания такого министерства обсуждался, но почему-то заглох.

По мнению Сергея Соляника, одной из первых и основных задач минлесхоза должно быть не только наведение в отрасли единого учета лесов и контроля за ними, но и создание лесного холдинга.

Ничего, кроме «му»

В развитии лесопромышленных холдингов должно быть, прежде всего, заинтересовано государство как владелец лесов. С крупным образованием государству было бы проще работать, договариваться о совместном строительстве дорог в труднодоступные места, развитии. Поэтому именно государство должно создать нужные условия, чтобы бизнес заинтересовался в объединении.

Чтобы централизованно получать деньги и разумно их распределять на развитие всех направлений, создать единый имущественный комплекс, единый залоговый комплекс, улучшать глубину переработки и качество продукции до уровня экспортной, контролировать цены, вооружаться лучшими экземплярами техники, развивать все более глубокую переработку, нужна общая структура. Объединяющая лесодобычу, лесовосстановление и все стадии переработки.

Однако глубокой переработкой древесины во всей Бурятии занимается пока всего два предприятия.

– В республике до сих пор не производится МДФ, мы всю ее покупаем из-за рубежа. Мы не производим экобрус из опилок, притом что есть проверенные экологичные и недорогие технологии. На западе России сейчас олигархи строят такие заводы. Производство требует минимум капитальных затрат, это легковозводимые здания каркасного типа, их ставят прямо на территориях советских леспромхозов – на залежах сырья. Дело в том, что без доступа кислорода опилки не гниют, и эти горы опилок лежат законсервированные. Из такого экобруса можно строить и быстровозводимые дома, и кошары для сельхозживотных. Это и решение экологической проблемы с утилизацией, и выгодное производство, – поясняет промышленник. – Самые прогрессивные в мире предприятия развиваются так, чтобы не оставлять после переработки ни крошки исходного сырья. Американцы говорили про свои скотобойни, что у них после переработки скота не остается «ничего, кроме «му». У нас объемы добычи древесины сопоставимы с Финляндией. Но прибыль, которую имеет республика от этой отрасли, да и уровень содержания и воспроизводства леса, не идет ни в какое сравнение.

Лесопромышленные холдинги создаются на базе крупных предприятий по всему миру. Успешная практика есть и в России. К примеру, Ilim Pulp Enterprise в Санкт-Петербурге. Этот холдинг сегодня объединяет предприятия по заготовке и переработке леса, макулатуры, целлюлозные комбинаты, бумажные и полиграфические фабрики и входит в десятку крупнейших в мире компаний по производству целлюлозы, уровню собственных запасов и лесозаготовки. Его оборот составляет 2–2,5 миллиарда рублей в год.

Ряд предприятий республики (в других отраслях) уже вошли в крупные федеральные холдинги. Они имеют возможности для совместного лоббирования интересов, более широкие возможности кредитования, более устойчивы к переменам. Но теперь они подчиняются федералам, и стратегия их развития продиктована центром. В лесной отрасли республики еще можно успеть организовать крупную лесопромышленную структуру.

– В Бурятии есть крупные предприятия, которые могут стать базой для создания лесопромышленного и перерабатывающего холдинга. Сейчас Союз промышленников проводит с ними консультации, стараемся определить их потребности и условия, на которых это могло бы заинтересовать их, – сообщил Сергей Соляник. – Если к этому подключится и правительство, это было бы очень своевременно.

Нецелесообразно и ненужно

Казалось бы, действительно, правительству республики пора обратить внимание на отрасль, которая год за годом становится все менее управляемой. Однако, как выяснилось, если в создании министерства кто-то еще заинтересован, то инициатива по созданию холдинга пока не находит отзыва ни в кабинетах власти, ни у крупных игроков отрасли. Причины на то у каждого свои, и не все считают нужным их раскрывать.

Как прокомментировал первый заместитель руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства (РАЛХ) Дмитрий Баклашкин, инициативу создания министерства лесного хозяйства в агентстве поддерживают.

– На сегодняшний день агентство не обладает достаточным объемом полномочий. Создание министерства и наделение его полномочиями по выработке лесной политики, нормативно-правовому регулированию, федеральному государственному лесному надзору, федеральному государственному пожарному надзору в лесах позволит сконцентрировать все направления деятельности в области лесных отношений и ответственность за состояние лесов в рамках одного госоргана. Это поможет стратегически планировать развитие экономики отрасли и более эффективно взаимодействовать с органами государственной власти, – считают в Агентстве лесного хозяйства.

В министерстве промышленности и торговли на вопрос о целесообразности создания министерства лесного хозяйства и лесного холдинга дали предельно краткий и безапелляционный, но ничем не обоснованный ответ: «Нецелесообразно и ненужно». По каким причинам минпромторг не интересуется глубокой переработкой сырья, осталось неясно.

В «Байкальской лесной компании» (ЗАО «БЛК») создание министерства лесного хозяйства поддерживают.

– Но только при условии, если оно будет заниматься развитием и надлежащей поддержкой лесопромышленного комплекса республики. Тогда будут заинтересованы и бизнес, и власть. Если нет, то это бесполезное мероприятие – реформа ради реформы без пользы для бизнеса и региона, – прокомментировал операционный директор, первый заместитель генерального директора ЗАО «БЛК» Алексей Володченко. – Cоздание холдинга, объединяющего лесозаготовителей и лесопереработчиков, на мой взгляд, – нежизнеспособная идея. Холдинги создаются по принципу совокупности технологических операций при условии единого права собственности с целью получения консолидированной прибыли. Этих условий в Бурятии нет.

Говоря иными словами, крупным предприятиям нет нужды тащить за собой балласт мелких коллег, объединять их и создавать для них материальную базу роста, как и нести их риски.

Однако нельзя не отметить – в каком-то смысле ЗАО «БЛК» уже движется к формированию на своей базе лесного холдинга. В 2013 году «БЛК», крупнейший в Бурятии лесозаготовитель, приобрела увязший в долгах Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат и за три года вывела его из предбанкротного состояния. Недавно на СЦКК успешно прошел запуск бумагоделательной машины. На сегодня эти две организации формируют крупнейшую в лесной отрасли Бурятии налогооблагаемую базу, имеют единых владельцев и самые современные активы.

В перспективе базой для развития холдинга может стать именно «БЛК». Но собирать мелких участников рынка под себя компания явно не стремится. Так что заинтересованным в помощи и покровительстве субъектам придется самим идти на поклон, и, возможно, удастся договориться об условиях сотрудничества.

Елена Буерачная, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.