Фальсификация первой степени

Улан-удэнец «погулял» на свадьбе в Забайкальском крае на десять с половиной лет
A- A+
«Номер один» продолжает публикацию материалов по судебным делам, имеющим серьезнейшие признаки фальсификаций доказательств, в результате которых в тюрьмы нередко попадают не причастные к преступлениям люди. При этом реальные преступники продолжают разгуливать на свободе. Однако дело 30-летнего улан-удэнца Арсалана Цыдуева выбивается даже из огромной череды неправосудных и фальсифицированных cудебных решений. Ведь герой публикации был осужден не просто по преступлению, к которому он был не причастен. Самого преступления даже не существовало в природе, и было выдумано от начала до конца.

Плохое предчувствие

Это история ведет свой отсчет с 11 июля 2012 года: тогда еще 25-летний улан-удэнец Арсалан Цыдуев поехал на свадьбу к своему другу в село Дульдурга Забайкальского края. В этом селе он родился, но потом переехал в город. В Улан-Удэ вырос, женился, родился ребенок. Учился в вузе и одновременно работал. Ехать на свадьбу к другу в другой регион категорически не хотел, отцу и матери еще до той злополучной поездки говорил, что у него есть дурное предчувствие. Однако он дал слабину, позволив себя уговорить, и приехал в Забайкалье. К концу свадьбы на мероприятие приехал Батор Мункуев, сын местного бизнесмена, который должен был развозить молодежь по домам. Поскольку последний был несколько не в себе, он попросил Цыдуева сесть за руль его машины и съездить на реку, в так называемое «узкое место». Вместе с ними, прихватив пиво, поехал улан-удэнец Антон Васильев.

Как рассказал потом Васильев, 25-летнему Мункуеву хватило немного времени и алкоголя, чтобы пиво вызвало у него состояние легкой неадекватности. Как явствует из материалов дела, еще мальчиком Батор упал с грузовика и сломал лобную кость. Он долго обследовался у врачей в связи с последствиями черепно-мозговой травмы. Впрочем, вполне возможно, речь могла идти о патологическом опьянении. Обычная история – многие на гулянках видели подобное, особенно в Бурятии. Очевидцы и свидетели рассказывают, что ссора началась с того, что Мункуев почему-то начал уверять компанию, что он женат и у него есть ребенок.

Однако товарищу сказали, что он не прав, поскольку они знают: он холост. На пустом месте разгорелся конфликт, Батор вскочил, начал махать руками и ругаться. Васильеву и Цыдуеву, чтобы прекратить истерику, пришлось приводить приятеля в чувство крепкими шлепками. Поскольку дело стало принимать неприятный оборот, приятели заторопились домой. Как явствует из материалов дела, Мункуев вроде бы успокоился, однако затем неожиданно заорал и попытался ударить Цыдуева. Тот увернулся, и тогда Мункуев с криками перебежал автодорогу и ринулся на близлежащую сопку.

Приятели немного испугались, поскольку последний мог в силу своего состояния либо попасть под колеса машины, либо свернуть себе шею на горе. Они с трудом догнали его на сопке и с силой, под руки спустили его вниз и перевели через дорогу к машине. Тут Мункуев вывернулся и неожиданно с криками бросился с обрыва в реку. Он вынырнул на середине реки, там, где был перекат, и стоял в воде, матерясь на собутыльников. Цыдуев с Васильевым бросились вытаскивать приятеля, но тот, видимо, посчитал, что они его враги, и с криками поплыл прочь, скрывшись за поворотом реки. Некоторое время подождав приятеля, разозленные друзья сели в его машину и поехали в деревню. Там, узнав, где работает Мункуев, они пригнали автомобиль до его работы и оставили там, бросив ключи на сиденье.

Впрочем, у Арсалана возникло некоторое беспокойство на этот счет – он поехал к гостям свадьбы и поделился информацией о произошедшем. Рассказав, что они поссорились с Мункуевым, и тот уплыл вниз по реке. Однако жители деревни, хорошо зная образ жизни и особенности характера последнего, сказали, что нечто подобное уже случалось и не стоит волноваться. Васильев тут же уехал на работу, а Арсалан остался в деревне на несколько дней.

Утопленник

Тело утопленника нашли спустя месяц в нескольких километрах ниже по реке. Судмедэксперт не обнаружил на теле никаких внешних повреждений. Судя по всему, не справился с сильным течением и водоворотами. Еще раз вспоминается призыв МЧС: алкоголь и купание в водоемах – вещи несовместимые! Однако горе родственников практически сразу же переформатировалось в желание наказать Цыдуева и Васильева. Так родилась версия, что якобы Цыдуев и Васильев, сговорившись, решили убить Мункуева с целью... угона его автомобиля.

Родственники подали соответствующее заявление в полицию, которому тут же дали ход. Добавлю, если бы подобное произошло не в регионе, который называют криминальным, а в Улан-Удэ, то, учитывая отсутствие повреждений на теле утонувшего, это был бы стопроцентный отказной материал. Понятно, что и Цыдуев, и Васильев были, мягко говоря, не на высоте. Фактически они бросили находящегося в тяжелом состоянии человека посреди реки, не полезли за ним в воду и не вытащили его.

Родня во власти

И все пошло по очень скверному варианту. Как уверяют родственники Арсалана Цыдуева, отец утонувшего, местный бизнесмен Баради Мункуев, имел крепкие связи в силовых структурах. И подключил все, чтобы они сели в тюрьму надолго.

– Судьи Дульдургинского райсуда Дагба Эрдынеев и Ольга Замиенова, которые впоследствии выносили решения о взятии под стражу моего сына, находятся в дружеских отношениях с Мункуевыми, – рассказала Марина Цыдуева, мать Арсалана. – Они даже этого и не скрывали. Жена Баради Мункуева – Цырендулма Мункуева – ранее работала секретарем Дульдургинского райсуда. Его родная сестра Дарима Мункуева в то время трудилась оперуполномоченным от СУ поселка Агинское в селе Дульдурга.

Как «шили» дело? Учитывая наличие такой влиятельной родни, все было сделано «на раз-два». Отыскали местного эксперта, который сфабриковал необходимое заключение: мол, на трупе обнаружен перелом лобной кости! Под готовую версию, мол, Батора ударили по голове, он потерял сознание и ушел в воду! Тут же «нашли» заинтересованного свидетеля, некого Сергея Пятых, который работал вместе с Баради Мункуевым в дорожно-ремонтной сфере. Пятых дал показания, что в то утро он рыбачил рядом и якобы лично видел, как Цыдуев схватил десятисантиметровый камень и сильно ударил по голове Мункуева.

Однако сторона защиты задала простой вопрос следствию: а о каком, собственно, переломе лобной кости идет речь? Не о событиях ли 15-летней давности, когда еще мальчиком Батор Мункуев упал с грузовика и получил перелом лобной кости? Простой вопрос вогнал следствие в ступор, поскольку перелом был еще при жизни и за годы зарос костной тканью.

Пришлось сочинять другую пьесу. Новый «эксперт», имевший стаж всего в два месяца, «узрел» неполный перелом маленькой косточки – подъязычной кости. Мол, смерть наступила от нее. И тут же единственный «свидетель» Пятых меняет показания, заявляя, что нет, он ошибся, никакого камня не было, а Цыдуев якобы ударил кулаком по горлу Мункуева. Забегая вперед, скажем, что Пятых в ходе следствия и процесса пять раз менял показания. И этому бесконечному вранью суд так и не дал должной оценки, взяв все это за основу.

Теперь вернемся к экспертизе. «Эксперт» делает заключение, что смерть могла наступить в результате болевого шока и утопления, поскольку за подъязычной костью находится крупный нерв. При этом пострадавший, по версии следствия, получив подобный удар, как ни в чем не бывало бежит на сопку. И только спустя несколько минут бросается в воду. Нестыковки – одна за другой. Бурятские специалисты, которые также были привлечены к процессу, отметили в своем заключении, что повреждение подъязычной кости часто случается в ходе вскрытия, когда неопытный эксперт с силой выдергивает комплекс внутренних органов из тела для исследования. А вот если бы травма произошла при жизни, то одновременно были бы повреждены соседние органы. Однако, как уже говорилось, ни один эксперт внешних повреждений тела не нашел.

Добавим, на всех стадиях следствия обвиняемые отрицали свою причастность к тому, что в природе не существовало.

Тем не менее обвинительное заключение по такому несуразному делу поступает в суд. Его подписывает тогдашний прокурор Дульдургинского района Дамдин Цырендоржиев. Как уверяет Марина Цыдуева, тоже родственник Мункуевых.

При таком раскладе никто не стал питать иллюзий по поводу «независимого суда». Добились только перевода дела в соседний район – в Акшинский райсуд Забайкальского края. Однако и там тоже, судя по всему, сказалось сильное влияние Мункуевых. Суд осудил Цыдуева к 10,5 годам за причинение тяжких телесных повреждений. Плюс 1,5 миллиона рублей морального вреда. Васильев отделался тремя годами лишения свободы условно за угон автомобиля.

Далее родственники Цыдуева добились в апелляции отмены решения суда. Однако к этому времени всем стало понятно, что Цыдуев и Васильев не были виновны в преступлении, которого фактически не было. Но тут уж на сторону Мункуевых, судя по всему, встала вся система. Ведь оправдательные приговоры в нашей стране практически не выносятся. И вывод из этой истории очевиден: в стране нет независимого следствия и суда, так что попасть за решетку по надуманному поводу может любой человек. Пока не будет возвращен принцип выборности судейского корпуса, судейский произвол и коррупция будут продолжаться. Или есть другие варианты?

Станислав Сергеев, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.