Оптимисты и пессимисты

Стакан наполовину пуст или наполовину полон?
A- A+
Мы не задумываясь награждаем званиями «оптимист» или «пессимист» наших друзей и знакомых, но знаем ли мы, как становятся теми или другими? И главное – можно ли поменять полюс и из пессимиста перейти в разряд оптимистов? «Одного лишь желания стать оптимистом недостаточно. Пессимисту нужно работать над собой и, главное, – научиться понимать свои сильные стороны и пользоваться ими», – считает психолог Игорь Бадиев.

Два полюса одной шкалы

– Игорь Валерьевич, давайте поговорим сегодня об оптимистах и пессимистах. Как ими становятся и можно ли перейти из рядов «нытиков» в разряд жизнелюбцев?  

– Сначала давайте разберемся, что такое оптимизм и пессимизм. Нам нужно понимать, что это базовое эмоциональное свойство человека, это особенность его эмоционального реагирования на внешние средовые воздействия. Мы уже говорили об эмоциях, их задача заключается в том, чтобы оценить событие, явление, объект с точки зрения благоприятности или неблагоприятности для субъекта. Если все хорошо, у нас положительные эмоции, неблагоприятно – отрицательные. Оптимизм и пессимизм в этом плане можно рассматривать как преобладание позитивных эмоций или негативных.

Положительные или отрицательные эмоции – это не в плане хорошие или плохие. Хороших или плохих эмоций не бывает, все эмоции нужны, все эмоции важны. А в плане модальности. Есть эмоции удовольствия, а есть неудовольствия. Человек, который больше испытывает эмоции удовольствия, в большей степени склонен оценивать происходящие события или явления как благоприятные для него. А человек, который больше реагирует негативно, происходящие события в большей степени оценивает как неблагоприятные.

Оптимизм и пессимизм находятся на том же базовом уровне эмоциональных свойств человека, где и другие эмоциональные свойства, такие как, например, эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, интенсивность переживаний эмоций, эмоциональная устойчивость или неустойчивость. Это то, что определяет наш характер.

И, как для любого другого свойства, оба полюса не являются оптимумом. Истина находится где-то в районе середины. Не так давно появился социальный стереотип, что всем нужно быть оптимистами. Дескать, стакан наполовину полон, вокруг сплошной позитив и радость, поэтому нужно радоваться каждому мгновению. Это ложный стереотип.

Обе крайности плохи

Давайте скажем честно, лучезарные и позитивные люди отвратительны в том плане, что они являются представителями крайности воспринимать окружающих в радужном свете. Они видят мир через розовые очки, что не дает им более или менее нормально приспособиться и адекватно реагировать. Эта сверхпозитивность мешает людям критично относиться к ситуациям, реально оценивать сильные и слабые стороны себя самого, ситуаций, других людей и не позволяет достаточно эффективно действовать.

То же касается пессимистов, для которых все, что бы ни происходило, плохо. Постоянное оценивание мира с негативной точки зрения – это сниженный эмоциональный тонус, который очень нехорошо сказывается на здоровье. В жизни никогда не бывает абсолютно все плохо. Ярко выраженный пессимизм не позволяет человеку устанавливать нормальные социальные контакты, интимные, эмоциональные отношения с людьми. Потому что пессимист всегда ждет подвоха, и даже если в жизни происходит что-то хорошее, ему все равно кажется, что все плохо. Удовольствия от жизни он не получает. Гормоны удовольствия не вырабатываются, как итог – он болеет.

– В каком возрасте берет начало пессимизм или оптимизм? Может, в подростковом?  

– Становление характера идет в течение всей жизни. В подростковом возрасте характер – это уже достаточно устойчивое образование. Человек к этому моменту уже выбрал определенный способ реагирования, а вот эти эмоциональные свойства – пессимизм и оптимизм – начинают устанавливаться раньше, фактически с рождения.

– Но это не врожденное свойство человека?

– Нет, не врожденное. Оно, конечно, формируется на базе типа нервной системы (темперамента), но не определяется им. Развитие эмоциональной сферы человека начинается с самого рождения, с новорожденности. Эмоциональный контакт с матерью просто необходим ребенку для благоприятного развития эмоциональной сферы. Первый год жизни ребенка, до того как он начал ходить и активно познавать окружающий мир, – это период активного эмоционального развития.

Важность первого года жизни

Знаете ли вы, что человек рождается с негативными эмоциональными реакциями? Только что родившийся ребенок не знает положительных эмоций. У него есть только одна эмоция – отрицательная, связанная с неудовлетворением его физиологических потребностей. Сначала он только кричит, и лишь потом, с появлением комплекса оживления, где-то через десять дней, когда он начинает реагировать на появление матери, мы можем говорить о том, что у него появились первые положительные эмоциональные реакции удовольствия. Поэтому первые часы жизни вкладывают очень много в дальнейшее развитие эмоциональности. Закладывается та эмоциональная основа, которая в дальнейшем станет его характером.

Есть даже такое понятие – материнская депривация. Когда младенец впадает в депрессию при отсутствии контакта с матерью. И действительно, исследования показали, что когда ребенок оказывается изолированным от матери в условиях больницы, у него происходит задержка эмоционального развития, спектр эмоциональных переживаний становится несколько беднее.

Первый год жизни – это активное развитие эмоциональной сферы. Поэтому да, мы можем говорить о том, что основа эмоционального реагирования, которую мы называем оптимизм и пессимизм, закладывается в первый год жизни человека. В подростковом возрасте характер – это уже достаточно устойчивое образование, эмоциональные свойства после первого гормонального всплеска как бы встряхиваются и становятся выкристализированными. Тут он раскрывается во всей своей красе.

– Со временем этот «кристалл» сглаживается? Или как к этому возрасту человек привык реагировать, так и реагирует?

– Как реагировал, так и реагирует. Но включаются регулятивные механизмы, которые сглаживают проявление эмоций. Если в подростковом возрасте вспыльчивый подросток возбуждался по любому поводу и тут же проявлял свои эмоции, то потом включаются механизмы социальной регуляции. Эмоции у него будут так же быстро вспыхивать, но он будет знать, где и каким образом их можно проявлять. Нужно помнить, что эмоции – это не только психологические, но и физиологические явления. Их возникновение не зависит от нашего сознания, сознательно мы можем лишь регулировать их поведенческие проявления.

Сила пессимиста - в критичности

– Можно ли пессимисту стать оптимистом? Можно ли переделать себя?

– Это достаточно устойчивая структура, но она не косная. Эмоциональные свойства меняются с течением жизни, они не заданы нам в неизменном виде. Они, конечно, могут меняться, но это долгий и трудный процесс. Например, я захочу стать оптимистичным человеком, эмоционально стабильным и невозбудимым. Как это сделать? Дело в том, что эти свойства – результат нашего взаимодействия со средой, и они поменяются только во взаимодействии с миром. Усилием воли я их не поменяю. Поэтому лучше не изменять свои эмоциональные свойства, а научиться пользоваться сильными сторонами этих свойств. Так постепенно поменяются и сами свойства.

– Какие сильные стороны у пессимиста?

– Критичность, рассудительность, способность анализировать, видеть мир не через розовые очки, а во всей его неприглядности. Умение критично оценить ситуацию, заметить все зоны риска – это очень сильная способность пессимиста. Слабая сторона – это то, что ему трудно наслаждаться жизнью, получать от нее удовольствие. Поэтому нужно научиться и видеть мир таким, какой он есть, и научиться радоваться мелочам.

– Но для этого нужно работать над собой, осознавать свои слабые и сильные стороны?

– Естественно. Мы должны понимать, что мы не само свойство меняем, мы учимся использовать его. Проведу аналогию с мышцами нашего тела. Например, я хочу, чтобы у меня были крепкие мышцы. Как бы сильно я этого ни хотел, они от этого крепкими не станут. Для того чтобы они стали сильными, мне необходимо заниматься спортом. Поэтому мне необходимо научиться не мышцы делать крепкими, а научиться делать упражнения. Если я научусь это делать, то мои мышцы от этого станут крепкими.

Это же касается и наших эмоциональных свойств. Я хочу быть оптимистом – как мне это сделать? Никак. Нужно научиться понимать свои сильные стороны, научиться пользоваться ими. Если я начну работать над собой, то в результате стану оптимистичнее.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один»
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.