Сгоревшая жизнь

Поджог лишил многодетную семью дома, а местная администрация – земли
A- A+
Уже полгода еравнинские фермеры нигде не могут найти поддержки. Сначала им сдавали в аренду их земли, затем на гурте сожгли дом и все постройки, а в итоге выяснилось, что их земля отдана соседу. После очень своевременных пожаров власти признали земли Доржиевых «невостребованными».
 
Два поджога подряд

23 февраля еравнинский фермер Дугаржап Доржиев с женой как обычно поехали в райцентр за пенсией. Семейный гурт, на котором жило полтора десятка голов крупного скота, на день оставили без присмотра. Но в Сосново-Озерском жене вдруг стало плохо. Ради врачебной помощи супруги задержались в райцентре.

Вернувшись через три дня, они обнаружили на месте своего дома сгоревший остов. Доржиевы «в чем были» вынужденно вернулись к детям в райцентр. Пожар оставил их не просто без одежды, привычного быта, крыши над головой и источника семейного дохода. Он уничтожил дом, в котором родились и выросли дети.

Скотину пришлось вывезти на участок друзей. Дети раз в месяц приезжали присмотреть за гуртом. На участке остались большая бревенчатая кошара для крупного скота и другие капитальные постройки. К лету собирались строить новый дом.

Но в апреле на семью обрушилось новое страшное известие. Зять, приехавший проведать ферму, нашел на месте родового гнезда Доржиевых пепелище. На этот раз непостижимым образом сгорели баня, свинарник, кошара для коров. Строения стояли на удалении друг от друга и были отключены от электричества – то есть проводка не могла стать причиной пожара. Это подтвердило и проведенное пожарными расследование. Причиной обоих пожаров стал поджог.

По данному факту полиция возбудила уголовное дело, но виновных, конечно же, не нашли. Единственным возможным свидетелем был сосед, живущий в трех километрах. Он заявил, что пожара не видел и ничего не слышал. А полгода спустя поставил на участке Доржиевых свои колышки.

Пользуйтесь своей землей за деньги

Этой землей отец семейства владел с 1982 года. В девяностых годах, после развала совхоза «Сосновский», получил три паевых свидетельства. По каждому ему полагались пашни, покосы и пастбища на 36,5 гектара.

Но фермеры в Бурятии, как и во всем мире, – не правоведы. Многие до сих пор не до конца понимают, что им дает свидетельство о праве собственности доли в совхозном участке и к чему обязывает.

Однако это отлично понимают в администрации. Также там понимают, что бюджет как-то надо наполнять. И считают фермера с десятью коровами вполне подходящим источником дохода. Даже если основания для такого заработка сомнительны.

В 2013 году Доржиевы предприняли первую попытку выделить участки, которые возделывало уже третье поколение семьи, и оформить границы своей собственности. Пришли с документами в начальственные кабинеты. Показали три свидетельства, дающие право на десятки гектаров земель. На что в райцентре им популярно объяснили, что для оформления нужно заключить договор аренды.

– Мы хотели межевать в 2013 году. Но в администрации нам сказали: возьмите в аренду, так легче получить. Сказали, эта земля как невостребованная идет, ее администрация района забрала под свой контроль, – вспоминает дочь Арюна Доржиева.

Повинуясь советам чиновников, которые «лучше знают», Доржиевы отчислили в казну поселка четыре тысячи рублей – арендную плату.

В 2014 году кто-то объяснил Доржиевым, что платить за использование собственных земель они не обязаны. Продлевать договор Доржиевы не пошли. Так прошло еще три года.

Выгодное пожарище

Реально озаботились земельным вопросом Доржиевы только в апреле, после второго поджога. Почувствовав неладное, они решили срочно оформить землю. Заключили договор межевания земель, чтобы выделить свой участок. Но тут их потребности внезапно столкнулись с интересами властей.

– В апреле нас вызывали в земельный отдел, говорят: «Почему вы эти земли берете?». Потребовали документы, на каком основании мы делаем межевание. Я показала свидетельства, договоры на межевание. Мне сказали, что мы не имеем права и не должны так делать, – рассказывает наследница земель Арюна Доржиева.

После этого в документах внезапно нашлись ошибки и опечатки, исправлять их пришлось в судах, в итоге – первые межевые координаты Доржиевых легли на стол кадастровому инженеру только в августе. И тут выяснилось, что участок в июне успела оформить на себя администрация района.

Пока Доржиевы в судах исправляли опечатки в документах, их землями завладели районные власти. В участок размером 135 гектаров вошло больше половины земель, которые 35 лет возделывали три поколения Доржиевых.

Чем были заняты специалисты администрации района, отвечающие за сельское хозяйство, гадать не беремся. Но почему-то обжитые земли ставились на учет как «невостребованные».

– На моем опыте такого не было ни разу, чтобы используемые земли оформляли как невостребованные, – удивляется кадастровый инженер Ольга Табачная, занимающаяся оформлением участка Доржиевых.

Подтверждают эту позицию и в министерстве имущества и земельного хозяйства. Да, по 101-му Федеральному закону невостребованные земли дольщиков могут изымать. Но «если участок фактически использовался, власти должны были разобраться».

На деле все выглядит так, будто власти, наоборот, воспользовались ситуацией. В феврале сгорел дом Доржиевых, в апреле – капитальные сельхозпостройки, а в июне свидетельство о праве собственности было выписано на администрацию района. В тот же месяц участок поделили и раздали в аренду. Доржиевы узнали об этом почти случайно.

– Скотину кормить надо, в сезон я начал косить, сосед подъехал и тычет мне договор. Администрация отмежевала и сдала ему в аренду, видимо, сказалось, что он - одноклассник главы, – рассказывает Сергей, муж Арюны. – Земли отняли, нам негде косить. Я ездил, искал, косил брошенные, чтобы стадо прокормить.

Увольняют за измену

Сами Доржиевы усматривают в происходящем месть главы за политический демарш.

Они уверены, что вся история с потерей дома начала стремительно развиваться год назад, после выборов главы района. Тогда семья активно поддержала оппонента, но он проиграл. У власти остался все тот же Цыденжап Шагдаров. Однако оппозицию, по некоторым мнениям, он запомнил и не простил.

– Глава не дает прохода с документами. Это он приостановил документы, нам так и сказали знакомые в администрации. В земельном отделе нам тоже сказали: вы свою землю только в аренду теперь будете брать, и то даже в аренду не подписывает, – поясняет Арюна Доржиева. – Там сейчас учителей и директоров школ увольняют «за измену» – за то, что участвовали в выборах. А у нас нагло забрали землю. Видят, что дом сгорел, и успели наш участок отнять.

В ответ Цыденжап Шагдаров усмехается: «Я, что ли, их дом поджег?». Ему известно о том, что Доржиевы за три года пережили три крупных пожара, ущерб только от одного из которых оценен в 2,5 миллиона рублей. Известно, что в семье пятеро детей и что землей семья владеет не один десяток лет. Но, вместо того чтобы помочь многодетным фермерам, власти использовали ситуацию в своих интересах. Просто так было удобнее.

– Права собственности по этому долевому свидетельству у них нет никакого, – прокомментировал глава Еравнинского района Цыденжап Шагдаров. – Оно только дает право выделить земли. Да, я знаю, что они там жили. Мы их не трогали, оставили 60 гектаров вокруг их гурта. А то они хотят косить и здесь, и здесь. Не может быть такого – пай здесь хочу, пай там хочу.

На этот счет кадастровый инженер высказывает совсем другое мнение: по закону ее заказчикам обязаны были оформить столько покосов, пастбищ и пашенных земель, сколько дается по свидетельству, а не по принципу «что осталось».

С жалобой на мутный передел их земли Доржиевы обратились в прокуратуру. В надежде, что хоть этот орган заинтересует неуловимая взаимосвязь между двумя поджогами, волокитой с документами и срочным признанием их земли «невостребованной» ради изъятия.

Благими намерениями

Пока жалоба Доржиевых находится на рассмотрении. На наш же взгляд, пытаться сейчас изменить земельный раздел и вернуть свой участок Доржиевы вряд ли смогут даже через суд. Для этого им придется судиться с кадастровой компанией, которая не оформила землю за два месяца, как обещала. Одновременно – с властями, доказывая на пепелище, что земли использовались и необоснованно признаны невостребованными. Притом что все свидетели вокруг имеют свои интересы.

В вопросе оформления земельных долей действует простой бытовой принцип – «кто раньше встал, того и тапки». Но поскольку наградой за оперативность являются совсем не тапки, то и в ход идет не только скорость.

Подобные ситуации происходят сегодня по всей Бурятии. Выборы, поджоги и уголовные дела фигурируют в них не всегда и потому не доходят до газет. Но задача по оформлению земель сформулирована для властей предельно четко. И вряд ли кто-то будет защищать малое фермерское хозяйство – ведь светлый путь ведет к рациональному использованию земель с уплатой земельных и фермерских налогов.

Елена Буерачная, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.