Торейский баклан захватил Байкал

Браконьеры прикрываются прожорливыми птицами
A- A+
Включенный в Красную книгу и исчезнувший в 80-е годы на Байкале большой баклан, благодаря усилиям экологов, вернулся на озеро. Однако, к удивлению ученых, пернатые не только быстро размножились, но и проложили путь на Байкал для своих забайкальских собратьев. И теперь все они массово поедают рыбу в озере, оставляя байкальских рыбаков без средств к существованию.

Кандидат биологических наук, сотрудник Бурятского научного центра Дмитрий Матафонов на днях вернулся из экспедиции по Чивыркуйскому  заливу Байкала и, по его словам, был поражен огромным количеством бакланов и практически полным отсутствием омуля.

– В беседах с рыбаками узнал, что в этом году рыба исчезла и что они связывают это во многом  с ростом популяции большого баклана, для которого рыба – основной источник пищи, – говорит Дмитрий Матафонов. – Действительно, бакланов стало так много, что на островах, где он обитает, деревья белые стоят из-за обильного  помета птиц.

Как рассказывает ученый, большой баклан практически исчез на Байкале около двух десятилетий назад, но потом экологи завезли пару бакланов из Торейских озер Забайкальского края для восстановления популяции птицы. И численность бакланов стала быстро расти. К началу 2000-х  она насчитывала около пяти тысяч особей, сейчас их количество, как минимум, в два раза больше. Причем большинство птиц родилось не на Байкале.

– Первые бакланы, скорее всего, просто проторили дорожку своим собратьям из Торейских озер, где они гнездятся в большом количестве, – считает Дмитрий Матафонов. – Дело в том, что из-за начала маловодного периода Торейские озера начали пересыхать, и птицы мигрируют на Байкал, где находят хорошую кормовую базу.

Птица съедает достаточно большое количество пищи и может значительно сократить рыбные запасы. По крайней мере, байкальские рыбаки все чаще возвращаются с моря с пустыми сетями и грешат на баклана. Причем численность баклана растет, даже несмотря на то что Народный Хурал Бурятии разрешил охоту на эту птицу.

Между тем мнения на эту проблему  расходятся. Так, иркутский  орнитолог Виталий Рябцев ранее заявил, что баклан отнюдь не является главной причиной сокращения запасов омуля, а нападки на него связаны с попыткой прикрыть деятельность браконьеров. 

– На Байкале повсеместно процветает браконьерство,  да и  многие легальные рыбаки ведут лов варварски, используя мелкоячеистые сети, губя идущих на нерест производителей. Огромные участки дна байкальских заливов завалены брошенными сетями китайского производства, продолжающими губить рыбу. Искусственное же рыборазведение резко сократилось, – заявил Рябцев.

Как недавно сообщил директор Байкальского филиала ФГБНУ «Госрыбцентр» Владимир Петерфельд, «ситуация с омулем из-за браконьерства сложилась катастрофическая, и мы сегодня долавливаем то, что еще есть в Байкале». По его мнению, ситуацию может спасти лишь запрет на вылов байкальского омуля, который запланирован на 2018 год.
 
Дмитрий Родионов,  «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.