Машина времени
Улан-удэнцы из ностальгии собирают советские автомобили
Говорят, историю эпохи можно изучать по фильмам, музыке и автомобилям. Конечно, советских машин в Бурятии сохранилось немного, однако местные умельцы находят ретромобили и восстанавливают их буквально по крупицам. Обновленные раритеты становятся свадебными машинами, снимаются в кино и просто радуют глаз.
Поискав на автомобильных сайтах раритеты из Бурятии, можно легко наткнуться на экземпляры времен Великой Отечественной. Например, советский джип ГАЗ-67 выпуска 1945 года продается за 100 тысяч рублей.
«Внедорожник эпохи СССР. Автомобиль на полном ходу, кузов находится в удовлетворительном состоянии: элементы коррозии отсутствуют. Документов в наличии нет. Помогу с отправкой в регионы», – дается описание военной техники.
«Американец» на 9 мая
Если таких раритетов в деревнях республики можно откопать несколько штук, то американский Willys MB точно в единственном числе. Ровесника ГАЗ-67 в Бурятию привез Алдар Жаргалов.
– Я купил «виллиса» в Забайкалье у военного пенсионера, он был в печальном состоянии. Ладно коррозия – от этого никуда не денешься, но у машины были приварены новые двери и будка сверху. Мотор уже от «Волги», на нем ездили на сенокос и по грибы, машина-то легкая, маневренная, – рассказывает Алдар.
Сам мужчина работает в СТО, и реставрация автомобилей плавно перетекла в новое хобби, связанное с реконструкцией Великой Отечественной.
– Смотреть кино про войну – это было любимое занятие в детстве. И у меня была мечта иметь такую машину, ведь мой дедушка сам воевал на фронте против японцев, – делится Алдар. - Потом, когда уже отремонтировали, встал вопрос, что дальше делать. Начали искать военную форму, сшили – я стал советским капитаном, а друзья – бойцами. Уже
потом задумались об оружии. Наши друзья из оружейного магазина подыскали нам раритетное оружие, и теперь мы каждое 9 мая делаем экспозицию.
По словам мужчины, на празднике к ним часто подходит молодежь, которую приходится просвещать:
– Многие тыкают, что за военный уазик. Рассказываю, что это «американец», и к нам их привозили по ленд-лизингу. Это же наша история, без нее не будет никакого воспитания. Мои дети тоже увлеклись, готовят рефераты к 9 мая, изучают оружие того времени.
Благодаря новому увлечению Алдар попал в мир кино:
– На этой теме мы познакомились с Солбоном Лыгденовым, тема фильма «321-я Сибирская» нам очень близка, и мы решили помогать в съемках, консультируем в вопросах не только техники, но и вооружения, формы и пиротехники. Мой «виллис» для фильма не подошел, но мы занимаемся «эмкой». В Гусиноозерске проходили съемки Сталинграда, где используются ЗИС-5, полуторка. Из Читы привезли пожарную полуторку, там ее спасатели раскопали и сами восстановили. А в Волгограде местные ребята делают для съемок даже ходовые гусеничные макеты бронетранспортеров.
Машина молодости моей
Легендарный ГАЗ-21 цвета ультрамарин – настоящий «головозаворачиватель». Именно таким раритетом 1964 года выпуска владеет улан-удэнец Андрей Мадров. Интересно, что на столь необычный выбор его толкнула ностальгия.
– ГАЗ-21 – это была моя первая машина. Я только окончил университет в 1997 году, и пополам с родителями взял «Волгу». Года три я владел ей, потом я продал, а недавно увидел такую в Томске. Там умелец ее разобрал, прогрунтовал, все починил и перекрасил – я увидел, и у меня глаза загорелись. Пригнал из Томска и поставил в гараж, пока стоит на транзитных номерах, – рассказывает Андрей.
В Томске этот автомобиль 1963 года выпуска оценили в смешные 100 тысяч. Причина – большое количество советских моделей и доступность оригинальных запчастей. В Улан-Удэ владелец машины поставил новый ценник – 540 тысяч.
– Продавать я в принципе ее не собираюсь, летом поставлю номера и буду ездить. «Волга» – это стиль жизни, я вырос на фильме «Берегись автомобиля», тем более моя первая ласточка. Она же вечная, даже детям достанется в наследство. По выходным буду кататься на Байкал, – признается мужчина.
По словам Андрея, расход у «Волги» колеблется в пределах 10–15 литров.
– 80 километров спокойно идет, как корабль, но больше идти уже страшно, при сотне ощущения, как на 160 км/ч на иномарке. А больше ей и не надо, – говорит владелец.
Именно ностальгия по молодости толкнула на покупку «Волги» еще одного улан-удэнца – Николая. В его руках оказался 43-летний ржавый экземпляр, который можно было похоронить на свалке. Однако умелец решился восстановить ретроавтомобиль сам из любви к советскому автопрому – в его гараже уже стоят две «Волги», «Победа» и ЗИМ.
– Конечно, по сравнению с современными автомобилями в ней гораздо меньше комфорта – ни гидроусилителя руля, ни климат-контроля. Но она легкая в управлении, как «шестерка». И, самое главное, ощущения в ней другие, когда едешь. Это как опять попасть в мою молодость на машине времени, – улыбаясь, рассказывает мастер.
По городу на «Волге» Николай не выбирается из-за лихачей на дороге – «влетят, потом не хватит денег на ремонт».
– Запчасти я искал по всяким барахолкам, привозил из Иркутска и других городов. Даже салон отреставрировать – это целая проблема. Того дерматина уже не выпускают, искал подобный и делал на заказ, зато сиденья оригинальные, – говорит Николай.
Свой ретромобиль он продает за 330 тысяч рублей, и самыми реальными покупателями были монголы.
– Хотели купить раритет и вывезти, но из-за кризиса спрос упал. А так можно на ней свадьбы катать, как на той же «Победе». Но «Волга» – она для души, – отмечает Николай.
Лев Хандажапов, «Номер один».
Поискав на автомобильных сайтах раритеты из Бурятии, можно легко наткнуться на экземпляры времен Великой Отечественной. Например, советский джип ГАЗ-67 выпуска 1945 года продается за 100 тысяч рублей.
«Внедорожник эпохи СССР. Автомобиль на полном ходу, кузов находится в удовлетворительном состоянии: элементы коррозии отсутствуют. Документов в наличии нет. Помогу с отправкой в регионы», – дается описание военной техники.
«Американец» на 9 мая
Если таких раритетов в деревнях республики можно откопать несколько штук, то американский Willys MB точно в единственном числе. Ровесника ГАЗ-67 в Бурятию привез Алдар Жаргалов.
– Я купил «виллиса» в Забайкалье у военного пенсионера, он был в печальном состоянии. Ладно коррозия – от этого никуда не денешься, но у машины были приварены новые двери и будка сверху. Мотор уже от «Волги», на нем ездили на сенокос и по грибы, машина-то легкая, маневренная, – рассказывает Алдар.
Сам мужчина работает в СТО, и реставрация автомобилей плавно перетекла в новое хобби, связанное с реконструкцией Великой Отечественной.
– Смотреть кино про войну – это было любимое занятие в детстве. И у меня была мечта иметь такую машину, ведь мой дедушка сам воевал на фронте против японцев, – делится Алдар. - Потом, когда уже отремонтировали, встал вопрос, что дальше делать. Начали искать военную форму, сшили – я стал советским капитаном, а друзья – бойцами. Уже
потом задумались об оружии. Наши друзья из оружейного магазина подыскали нам раритетное оружие, и теперь мы каждое 9 мая делаем экспозицию.
По словам мужчины, на празднике к ним часто подходит молодежь, которую приходится просвещать:
– Многие тыкают, что за военный уазик. Рассказываю, что это «американец», и к нам их привозили по ленд-лизингу. Это же наша история, без нее не будет никакого воспитания. Мои дети тоже увлеклись, готовят рефераты к 9 мая, изучают оружие того времени.
Благодаря новому увлечению Алдар попал в мир кино:
– На этой теме мы познакомились с Солбоном Лыгденовым, тема фильма «321-я Сибирская» нам очень близка, и мы решили помогать в съемках, консультируем в вопросах не только техники, но и вооружения, формы и пиротехники. Мой «виллис» для фильма не подошел, но мы занимаемся «эмкой». В Гусиноозерске проходили съемки Сталинграда, где используются ЗИС-5, полуторка. Из Читы привезли пожарную полуторку, там ее спасатели раскопали и сами восстановили. А в Волгограде местные ребята делают для съемок даже ходовые гусеничные макеты бронетранспортеров.
Машина молодости моей
Легендарный ГАЗ-21 цвета ультрамарин – настоящий «головозаворачиватель». Именно таким раритетом 1964 года выпуска владеет улан-удэнец Андрей Мадров. Интересно, что на столь необычный выбор его толкнула ностальгия.
– ГАЗ-21 – это была моя первая машина. Я только окончил университет в 1997 году, и пополам с родителями взял «Волгу». Года три я владел ей, потом я продал, а недавно увидел такую в Томске. Там умелец ее разобрал, прогрунтовал, все починил и перекрасил – я увидел, и у меня глаза загорелись. Пригнал из Томска и поставил в гараж, пока стоит на транзитных номерах, – рассказывает Андрей.
В Томске этот автомобиль 1963 года выпуска оценили в смешные 100 тысяч. Причина – большое количество советских моделей и доступность оригинальных запчастей. В Улан-Удэ владелец машины поставил новый ценник – 540 тысяч.
– Продавать я в принципе ее не собираюсь, летом поставлю номера и буду ездить. «Волга» – это стиль жизни, я вырос на фильме «Берегись автомобиля», тем более моя первая ласточка. Она же вечная, даже детям достанется в наследство. По выходным буду кататься на Байкал, – признается мужчина.
По словам Андрея, расход у «Волги» колеблется в пределах 10–15 литров.
– 80 километров спокойно идет, как корабль, но больше идти уже страшно, при сотне ощущения, как на 160 км/ч на иномарке. А больше ей и не надо, – говорит владелец.
Именно ностальгия по молодости толкнула на покупку «Волги» еще одного улан-удэнца – Николая. В его руках оказался 43-летний ржавый экземпляр, который можно было похоронить на свалке. Однако умелец решился восстановить ретроавтомобиль сам из любви к советскому автопрому – в его гараже уже стоят две «Волги», «Победа» и ЗИМ.
– Конечно, по сравнению с современными автомобилями в ней гораздо меньше комфорта – ни гидроусилителя руля, ни климат-контроля. Но она легкая в управлении, как «шестерка». И, самое главное, ощущения в ней другие, когда едешь. Это как опять попасть в мою молодость на машине времени, – улыбаясь, рассказывает мастер.
По городу на «Волге» Николай не выбирается из-за лихачей на дороге – «влетят, потом не хватит денег на ремонт».
– Запчасти я искал по всяким барахолкам, привозил из Иркутска и других городов. Даже салон отреставрировать – это целая проблема. Того дерматина уже не выпускают, искал подобный и делал на заказ, зато сиденья оригинальные, – говорит Николай.
Свой ретромобиль он продает за 330 тысяч рублей, и самыми реальными покупателями были монголы.
– Хотели купить раритет и вывезти, но из-за кризиса спрос упал. А так можно на ней свадьбы катать, как на той же «Победе». Но «Волга» – она для души, – отмечает Николай.
Лев Хандажапов, «Номер один».