Арюна Цыбикова: «Не бросать, когда трудно»

Откровения и секреты успеха от создательницы творческого пространства ZAM
A- A+
Арюна Цыбикова известна в Бурятии как создательница творческого пространства ZAM, ставшего за последние полгода популярным местом среди жителей Улан-Удэ и гостей столицы. «Номер один» заинтересовало в девушке ее стремление приносить пользу обществу. Являясь представительницей молодого поколения, Арюна думает о моральных принципах ведения бизнеса, сохранении бурятской культуры, экологии и внедряет современные тренды в Улан-Удэ.

О навыке упорства

До 16 лет я жила в Бурятии, окончила лингвистическую гимназию номер три. Затем переехала в Москву, поступив в Финансовую академию при правительстве России на факультет госуправления.

В то время я не осознавала, что от выбора специальности зависит вся моя будущая профессиональная жизнь. Факультет выбрала просто по совету родителей.

Вначале учиться было очень сложно, я окончила школу с гуманитарным уклоном, в академии же требовались познания в математических дисциплинах. Первые два курса училась на двойки-тройки, но потом с помощью простого упорства и дисциплины я как бы «научилась учиться» и окончила академию с красным дипломом, затем осталась в аспирантуре и защитила кандидатскую по экономике.

Этот период был очень полезен тем, что я приобрела навык «не бросать, когда трудно».

О поисках себя

Ранее у меня была попытка найти себя в Бурятии. Я занималась здесь фотографией, танцами, пробовала разные направления, поработала в местном журнале. Но тогда я так и не увидела, где я могу применить свои навыки и знания, и вернулась в Москву.

Это был период поисков. Я искала ответы на многие вопросы. Понимала, что мне не совсем близка работа на госслужбе, мне казалось, что я могу сделать что-то более полезное. Мне тогда было 27, я приходила на работу в одно и то же время, обед, отпуск – все по расписанию. В какой-то момент я почувствовала себя ограниченной, зажатой в некие рамки. А мне казалось, что я еще такая молодая, еще многое не попробовала, не изучила, не сделала. Не хотелось замыкать себя в стенах административных коридоров.

Тогда я уволилась с госслужбы, поступила в МГУ на журфак. Мне всегда нравилось писать. Я писала статьи для сайта «Сохраним Тибет», пыталась вести блог, но для его успешного развития мне не хватило системности и организованности.

На журфаке я впервые поняла, что учеба может быть классной и приносить радость. Нам давали задания, например, выйти на улицу и зафиксировать в блокноте все, что мы видим и слышим, чувствуем и осязаем.

В то время я также посещала разнообразные тренинги, психологические семинары. Однажды я приняла участие в онлайн-марафоне, целью которого было внедрение здоровых привычек в жизнь. 40 дней я жила по распорядку «душ-пробежка-медитации-благодарность-позитивное мышление». Отучала себя от привычки жаловаться и искать виноватых вовне.

На этом марафоне я познакомилась с Аленой Гетман, она тогда работала в журнале Interview у Алены Долецкой. Алена пригласила меня на вечеринку, где они с подругами обменивались одеждой. Впервые я оказалась окружена не коллегами с госслужбы или однокурсниками, а людьми творческих профессий – журналистами, дизайнерами, художниками. В новой среде мне было очень интересно, мы обменивались идеями, вдохновлялись историями друг друга. Незаметно для себя мы перешли к обсуждению того, какой проект можно сделать совместно без большого стартового капитала.

О первом опыте проведения фестивалей

В то время фестивали в Москве только появлялись. Мы хотели сделать свой фестиваль и стали работать над ним. Формат выбрали образовательно-шопинговый – маркет и лекции. Нам хотелось сделать душевное мероприятие, привлечь полезным контентом и домашней атмосферой.

В итоге все прошло хорошо, фестиваль посетило много людей, все были довольны и благодарны, но эта работа оказалась очень нервной, затратной по временным и энергетическим ресурсам и малоприбыльной. Полтора месяца мы почти не выходили из дома, за исключением рабочих вопросов. Алена переехала ко мне, и с утра до вечера мы только работали. Это привело к полнейшему выгоранию. На самом фестивале я была просто не в силах радоваться происходящему.

В тот момент я впервые подумала о том, как круто было бы иметь такую площадку, как ZAM, где не надо полтора месяца работать до истощения, провести мероприятие, а потом ничего. ZAM – это постоянный маркет, и теперь, когда мы организуем событие, мы делаем это не в обстановке аврала и паники, а в кайф, с удовольствием, получая радость от процесса.

О важности тоонто

В какой-то момент я поняла, что смотреть достопримечательности за рубежом надоедает, вести одни и те же разговоры надоедает, вести потребительский образ жизни надоедает – все время покупать продукты, покупать впечатления, отдых. Мне захотелось не только брать, но и отдавать.

Были мысли о волонтерстве. За рубежом часто можно встретить молодых европейцев или американцев, которые, например, чистят лошадей, обучают местных жителей английскому или отвечают на звонки в хостелах, где проживают. Но я решила, что для меня такой путь стал бы бегством от необходимости взрослеть. Жизненная схема, которой придерживается большинство людей – родился, учился, работал, женился, дети и т.д., – она не такая уж плохая, как, бывает, иногда кажется молодым и творческим. И не зря она принята большинством. Проживая жизнь по этой схеме, человек имеет возможность внутренне трансформироваться и вырасти как личность. Работа – это ответственность, решение сложных задач, порой преодоление себя. В семье мы учимся умению заботиться о другом человеке, терпению, принятию, уважению границ своих близких.

И, уже внутренне изменившись, поработав, попутешествовав, поучившись за границей, я поняла, что наша жизнь зависит от нас самих, от внутреннего состояния. И удовлетворенность работой тоже во многом зависит от нашего отношения к ней. Тогда же я почувствовала важность тоонто («малая родина»), за границей приходилось часто объяснять, кто такие буряты, и я стала задумываться о том, что это значит для меня – быть буряткой? Поняла, что связь с малой родиной дает мне много сил и поддержки, где бы я ни находилась. Чувствовала, что это важно. С этим внутренним осознанием я приехала в Улан-Удэ.

Десять дней я жила у родственников в деревне, учила бурятский язык, убирала навоз, доила коров и чувствовала себя по-настоящему счастливой, в то время я научилась находить радость в простых вещах.

В Москве много талантливых людей, там уже происходит много классного, интересного, я не видела, что нового и полезного могу там сделать. В Улан-Удэ же я тогда еще не знала точно, чем буду заниматься, но почувствовала, что хочу остаться здесь.

О ZAM

В Бурятии многие жалуются, что здесь нечем заняться. Мне хотелось показать, что это не так. А еще мне хотелось оживить местное производство, потому что мечтаю видеть нашу республику сильной и живущей в ногу со временем.

У нас есть хорошие мастера, и формат маркета стимулировал бы людей оттачивать свое мастерство, улучшать качество, чтобы быть конкурентоспособными. Сейчас, по сути, так и происходит. Становится больше хэнд-мейдеров, дизайнеров, различных стартаперов. Те, кто раньше боялся начать заниматься любимым делом, теперь запускают свои проекты, приносят нам свои работы. Мы очень рады этому оживлению.

С другой стороны, мне хотелось, чтобы люди стали ценить местный товар, и при выборе подарка думали, в первую очередь, о тех изделиях, что сделаны у нас в Бурятии.

Помимо маркета, в нашем творческом пространстве есть лекторий, цель которого – предоставлять качественный событийный контент. И я стала замечать, что другие культурные центры, магазины тоже оживились с появлением ZAM, и считаю, что это очень хорошо. Это дает мультипликативный эффект для города, жители Улан-Удэ получают больше разных интересных площадок для проведения досуга. Сейчас, например, художники не просто рисуют, преподают в художественной школе за пять копеек, а проводят, например, арт-вечеринки в кафе, то есть появляется что-то новое в городе.

Для меня же ZAM – это всеобъемлющий проект, здесь я могу всесторонне развиваться: учиться новому в лектории, писать статьи, организовывать мероприятия, стилизовать съемки, заниматься закупками, общаться с вдохновляющими людьми. То есть делать все, что мне очень нравится.

О том, как успеть все

Я пока не научилась все совмещать. Я читаю книги по тайм-менеджменту, но пока частью вещей я жертвую – бьюти-процедурами, развлечениями, порой, к сожалению, даже общением с близкими. Когда у тебя свой проект, 24 часа в сутки ты думаешь о работе. По-другому пока я не умею, но учусь.

Упорядочить рабочий процесс мне помогло расписание. Раньше я просто составляла список дел, что приводило к хроническому ощущению, будто я ничего не успеваю, потому что список большой, и физически невозможно все сделать за один день.

Я стала составлять план на неделю, расписывая каждый час, чтобы, сделав запланированное, с чувством выполненного долга уходить с работы. И теперь стараюсь приучить сотрудников к такому планированию, потому что мне хочется, чтобы они не выгорали, ведь если человек быстро устанет, он уволится. Мне хочется, чтобы все члены нашей команды успевали отдыхать, ходить в кино, общаться с друзьями и так далее.

Еще я стараюсь не возвращаться к задаче дважды. Если пришло письмо, и у меня сейчас время разбора почты, я отвечаю сразу. Также я стараюсь делегировать как можно больше задач, чтобы каждый сотрудник нес ответственность за свое направление, а я могла бы сосредоточиться на более стратегических вопросах.

Моя цель – наладить все процессы таким образом, чтобы наша организация работала без необходимости моего постоянного присутствия. Сейчас я не считаю себя предпринимателем, но если ZAM станет стабильно работающей, успешной и полезной для людей организацией, где сотрудники будут рады работать, тогда я смогу сказать, что да, я стала предпринимателем.

Соня Матвеева, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.