Из Гусиноозерска в Кембридж

Девушка из Бурятии изобретает лекарство от неизлечимой болезни
A- A+
В 27 лет Ирина Болотова стала доктором наук в Цюрихском политехническом университете. А спустя год уже стала работать в кузнице мировой науки – Кембридже. Как уроженке Гусиноозерска удается зарабатывать своим умом и каких научных открытий ждут от нашей землячки?

Вундеркинд из глубинки

Рождественские каникулы в Альпах, выходные в модном клубе Лондона. Девушка из Бурятии уже пять лет живет в самом сердце Европы, много путешествует, и все это без помощи родителей и не имея богатых ухажеров. Это не удачное стечение обстоятельств, а результат упорного труда. 

«Конечно, Кембридж – звучит очень круто, но, честно говоря, оказаться на моем месте может любой» – апломба в речах надежды бурятской науки нет. Зато у девушки есть искреннее стремление сделать жизнь людей во всем мире лучше. Сегодня Ирина работает в одном из старейших университетов мира, в команде профессора Дэвида Кленермана. В их группе почти 30 молодых ученых со всего мира.  В сфере интересов бич современного общества – нейродегенеративные расстройства. 

– Мы исследуем протеины, ответственные за формирование таких расстройств. Это болезни типа Альцгеймера, Паркинсона и так далее. Фактически мы изучаем механизмы, которые приводят к образованию этих недугов. Если мы поймем, как это работает, то сможем надеяться получить и лекарство, – рассказывает о своей работе Ирина.  

Как разъясняет доктор наук, по одной из гипотез, наше тело производит определенные молекулы, а другие биомолекулы в течение жизни контролируют количество первых. В какой-то момент происходит сбой, начинается аномальное образование новых молекул, они образуют большие кластеры, накапливаются в мозге и начинают его разрушать. Отсюда старческая деменция, или слабоумие.

Исследования команды, где работает Ирина, находятся в сфере биологии, физики, химии, то есть на стыке нескольких естественно-научных дисциплин. Удивительно, но фундаментальные знания, а еще раньше самые основы девушка получила не в хорошей столичной гимназии, а в обычной школе в Гусиноозерске. 

«КОТ УЧЕНЫЙ»

Своего школьного учителя математики Ирина и сегодня называет одним из тех, кто помог ей определиться с будущим. Преподаватель поддерживала интерес учеников, готовила к олимпиадам. А когда в Бурятию с выездными экзаменами приехали представители лучших технических вузов Томска, то девушка и ее одноклассники поступили туда с легкостью. 
 
– Вообще в школе я хотела быть экономистом или юристом. Это такие понятные всем специальности. Я рассуждала, что с такой профессией всегда смогу найти работу, например, бухгалтера. И буду жить счастливо и в достатке, – смеется Ирина. – О том, что я стану такой «кот ученый», буду работать где-то за рубежом, в 16 лет я даже не думала. Но на этих вступительных экзаменах я узнала, что на физическом факультете Томского государственного университета есть специальность «информационные системы и технологии». Звучало здорово, очень перспективно, и я выбрала этот факультет.  

Уже на втором курсе Ирина выбрала направление своих изысканий, и это оказались совсем не IT-технологии, а оптика и спектроскопия. Попасть на любое направление на физфаке совсем не сложно, главное – интерес.  Потому что в науке нет никаких правил и табу, нужно лишь гореть идеей.

На одной из научных конференций Ирина познакомилась с профессором, занимающимся как раз ее темой. И когда пришло время выбирать аспирантуру, девушка написала ученому и получила приглашение в Швейцарию. Высшая политехническая школа Цюриха входит в топ-10 лучших вузов мира. При этом училась Ирина абсолютно бесплатно. Спасибо грантам и программам помощи молодым ученым.

– Нужно было потрудиться, сделать документы, отправить сведения, резюме, публикации, рассказать, что мне интересно. Но это не особо сложно, честно говоря. Кроме этого, у меня было и другое предложение – отправиться во Францию, в университет Бургундии. Но я выбрала все-таки Швейцарию, потому что по уровню оснащения, инфраструктуре, что особенно важно в моей дисциплине, университету нет равных, – говорит Ирина.

В аспирантуре она занималась проблемами парникового эффекта. Научные изыскания заняли 4,5 года. В среднем за рубежом на написание докторской может уйти от трех до десяти лет.  

–  Честно говоря, аспиранты не только в России, но и во всем мире получают не особо большие деньги. В Швейцарии, например, очень высокий уровень жизни, налоги, аренда жилья. Той суммы, что мне выплачивали, хватало только на самое необходимое, – говорит Ирина.   
  
Рамки – только в голове

Первые два года Ирина безвылазно сидела в лаборатории. Большие объемы работы, новые знания. К этому добавилась и тоска по родине: 

«Потом я адаптировалась. И, как выяснилось, при желании можно накопить и на путешествия. Я решила, что концентрироваться нужно не только на работе, но и узнавать новые страны, культуры. Мне это всегда  было интересно, и вот я поехала в Южную Африку».

Потом Ирина объехала всю Европу, побывала в Индии и Марокко. 

«Конечно, если бы я осталась в Сибири, возможностей для путешествий могло быть гораздо меньше. Все-таки зарплата аспиранта была восемь-десять тысяч рублей. С другой стороны, существует множество грантов, возможность преподавать. Мои друзья в России так и делают».  

Любые рамки – только в нашей голове. И то, кем ты можешь быть, решать тоже только тебе. Такими простыми и одновременно сложными правилами Ирина руководствуется в жизни. 

Спасти людей от болезней

В 27 лет вместе со степенью доктора наук или, если быть точным – доктора философии, перед Ириной встал вопрос, в каком направлении двигаться дальше. 

«Все аспиранты мучаются одним вопросом: продолжать работать в науке или уйти в какую-то прикладную сферу, в частные фирмы, где, кстати, заработать можно намного больше. Но я решила остаться в науке, только поменять сферу деятельности, попробовать то, что мне всегда было интересно. Я переехала работать в университет Кембриджа. Просто написала профессору, занимающемуся тем, что мне интересно, прошла все этапы отбора и получила приглашение на работу». 

За три месяца Ирина уже хорошо освоилась в научном городке и реалиях жизни в Англии. О мировом признании не мечтает, но амбиции у молодого ученого, конечно, есть: 

«Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. Я занимаюсь очень интересным научным вопросом, и было бы замечательно, если бы наши исследования привели к результату. Это будет означать, что большое  количество людей на планете лишится огромной проблемы». 

Но в научном мире Англии есть и свои трудности. Там, как и в России, денег на науку выделяют не так много. Однако возможность работать в научном сообществе, состоящем из людей всех наций, получать живое общение с лучшими умами мира – важнее финансов:

«Очень много коллег из России. Очень много наших ребят, кто горят наукой. И это очень важно, когда есть люди, говорящие с тобой на родном языке. Даже такие простые вещи, как наш юмор – понятен только нашему кругу». 

Другой менталитет, к слову, не стал проблемой для Ирины. Так, в Швейцарии очень уважают личное пространство. Можно очень долго общаться с человеком, быть приятелями. Но в свой узкий круг тебя так и не пустят. В Англии, например, разговорами правит сарказм. И понять, в какой момент собеседник шутит или говорит серьезно, иногда непросто. Но это не помешало девушке найти настоящих друзей среди коренных жителей стран. 

– Есть в разговорах и определенные табу. Это политика, личные доходы, религия, семейные отношения. Моих знакомых здесь на самом деле очень мало интересует политика. До политической обстановки в России и каким-то конфликтам большинству все равно. Тем не менее я как гражданка России новостями интересуюсь. Смотрю Первый канал. А после смотрю новости по тем же темам на BBC или CNN. Это помогает взглянуть на многие проблемы объективно, – рассказывает Ирина. 

Вернусь в Бурятию

Важным позитивным опытом, а не «утечкой мозгов» из России, Ирина  считает сначала свою учебу, а потом работу за рубежом: 

«В науке очень важно говорить  с людьми, делиться идеями и опытом. Из этой коммуникации получается результат. Я поехала за новым опытом, чтобы в будущем помочь не только россиянам, а вообще людям».  

Кроме того, девушка готова вернуться не просто в Россию – а в родную Бурятию:  

«Передо мной сегодня открыто столько возможностей, что наиболее разумно  посмотреть мир, узнать что-то новое, как живут люди. Чтобы потом вернуться домой и постараться  применить увиденное у нас. Мне было бы приятно, если бы мой пример повлиял в позитивном ключе на наших ребят, которые хотят заниматься наукой, но они просто не знают, с чего начать. Если кому-то интересен мой путь, как заниматься физикой и химией и  попасть в лучшие школы мира, я бы с радостью поделилась опытом».

Ирина открыта во всех социальных сетях и согласна помочь советом всем,  кто интересуется наукой и зарубежными грантами. 

Алина Головина, для «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.