Бурятия встала за Путина

Ждать ли теперь весомой поддержки из федерального центра?
A- A+
В России случилось то, в чем никто и не сомневался: победил Владимир Путин. Он набрал 76,65 процента, Павел Грудинин – 11,82 процента, Владимир Жириновский – 5,68 процента, Ксения Собчак – 1,66 процента, Григорий Явлинский – 1,05 процента, Сергей Бабурин, Борис Титов и Максим Сурайкин – менее чем по одному проценту.

Не столько сражаться…

Проигравшие, как обычно, недовольны. Представители КПРФ уже заявили, что итоги выборов 18 марта «нельзя признавать». Но не объяснили почему и не привели никаких конкретных данных о нарушениях, ссылаясь лишь на то, что «правдами и неправдами на участки согнали путинский электорат».

Куда в таком случае «ушел» электорат грудининский, в КПРФ не уточняют. Ясно одно: смена персонажей не помогла. Видимо, для сохранения лица идеологи компартии объявили результат Владимира Путина «Пирровой победой», подхватив тезис «Левада-центра», кстати, имеющего статус иностранного агента, о «спаде общественного оптимизма уже этой весной».

Владимир Жириновский в диком шоке от результатов выборов, пишут федеральные СМИ. Он заявил: «Я оцениваю состоявшиеся выборы отрицательно, как и все последние за 30 лет». Получается, лидер ЛДПР недоволен и выборами в Госдуму первой половины 90-х годов, когда его партия совершила неожиданный для всех электоральный прорыв.

Как и представители КПРФ, Жириновский сетует на отсутствие «равных условий для всех кандидатов… Спортсмены и артисты – все за одного кандидата, условия ведения кампании неравные, все скандалы были спровоцированы специально». В общем, «виноваты» все…

Недовольна итогами выборов и предсказуемо проигравшая Ксения Собчак, которая пыталась примерить на себя образ «кандидата против всех». Но пока она более сдержанна в своих комментариях: «Я признаю, что сегодня  у Путина большинство, добытое разными способами».

Вряд ли стоит ожидать, что кто-то из проигравших будет оспаривать результаты голосования – слишком велико их отставание от лидера, и нет прямых поводов для судебных тяжб. Только общие фразы. 

В ногу с Россией и чуть-чуть влево

Результаты президентских выборов в Бурятии в целом коррелируют с общероссийскими. За Владимира Путина отдали голоса 73,72 процента активных избирателей. Павел Грудинин набрал в нашей республике немного больше, чем в целом по стране, – 14,75 процента. Парадокс, но есть мнение, что за него голосовали некоторые представители малого и среднего бизнеса, увидев в кандидате от КПРФ родственную душу. А многие старые коммунисты, напротив, предпочли Владимира Путина, который вернул Крым России и урезал глобальные амбиции и аппетиты США.

Владимир Жириновский получил 6,41 процента голосов, улучшив свой результат 2012 года аж на 1,07 процента.

У Ксении Собчак в Бурятии – 1,68 процента, почти как в целом по России. А Григорий Явлинский присоединился к кандидатам с результатом ниже одного процента. Видимо, «Яблоко» – «фрукт» не для нашего социально-политического климата…

Рекордная явка и «пропавшие» избиратели

Но главным показателем на этих выборах в Бурятии была явка. За нее и против нее бились сторонники и противники Владимира Путина. Первые победили, добившись рекордной активности избирателей – 75 процентов. Завершение голосования отметили концертом и салютом на главной площади Улан-Удэ.

Но затем в «бочке меда» объявилась «ложка дегтя». Выяснилось, что численность избирателей республики в преддверии 18 марта резко сократилась – вместо 715 139 совершеннолетних граждан осталось только 603 256. Потеря электорального «веса» региона составила 111 874 человека, или 15,6 процента по сравнению с 1 января 2018 года. Явку на участки для голосования в день выборов главы государства оценивали уже по новым, уменьшенным, данным.

Снижение численности избирателей произошло в абсолютном большинстве муниципальных образований Бурятии в среднем в диапазоне 10–15 процентов. Исключение – Тункинский район, где их стало больше на 451 человека, и малочисленный Окинский район, получивший «прибавку» на 97 человек. Это легко объясняется тем, что часть молодежи достигла совершеннолетия.

А вот резкое уменьшение численности избирателей в остальных муниципалитетах Избирком Бурятии объясняет «ревизией» списков, которые раньше «не так точно уточнялись, как сейчас». Действительно, на выборах главы республики в сентябре 2017 года в списки было включено 713 953 избирателя.

Как сообщил председатель Избиркома РБ Дмитрий Ивайловский, из списков было исключено 600 умерших людей, родственники которых своевременно не оформили свидетельства о смерти. В результате «даже люди, умершие в 2006 году, до недавнего времени оставались в списках». Еще 1800 исключенных – граждане, уехавшие за границу. И свыше трех-четырех тысяч человек – так называемые «двойники», то есть лица с двойной пропиской (с прежнего места жительства не выписались, но новому зарегистрировались).

Основное сокращение, по мнению Дмитрия Ивайловского, связано с введением законодательной новеллы о голосовании по месту пребывания. Количество избирателей, которые воспользовались новшеством в законодательстве, не уточняется. Но получается, более 100 тысяч жителей Бурятии приняли участие в выборах президента России, находясь за пределами родной республики, и, соответственно, были включены в списки избирателей там, где голосовали, а у нас – исключены. Хотя вроде и не сезон отпусков, а в Корею, куда многие ездят на заработки, столько гастарбайтеров из одного российского региона просто не пустили бы…

Если бы этого не было сделано, показатель явки на выборы президента России был бы существенно ниже, так как он определяется от списочной численности избирателей. На результаты, полученные кандидатами на пост главы государства, изменения влияния не оказали. Итоги выборов (в процентном соотношении) исчисляются от количества проголосовавших.

«ЕдРо» Путина подвело?

Тем не менее Бурятия заняла третье место по активности избирателей в Сибирском федеральном округе (первое – Тыва, второе – Кемеровская область). «Чемпионами» среди муниципальных образований, по данным Избиркома РБ, стали: Кижингинский район – 94,25 процента, Курумканский – 92,42 процента, Еравнинский – 91,49 процента, Хоринский – 90,35 процента. В трех районах Улан-Удэ явка превысила исторический максимум: в Железнодорожном – 76,63 процента, Советском – 74,36 процента и Октябрьском – 77,37 процента. Наименьшая явка зафиксирована в Тункинском районе – 59,44 процента.

Больше всего (в процентном исчислении) Владимир Путин набрал в Кижингинском районе – 88,31 процента.

Наименьший результат – 69,48 процента – получен в Бичурском районе, где депутатом Народного Хурала Бурятии уже пятый созыв подряд является секретарь регионального политсовета партии «Единая Россия», вице-спикер Владимир Павлов. Зато Павел Грудинин и Владимир Жириновский набрали в этом районе больше, чем в среднем по республике и России, – 17,61 процента и 9,75 процента, соответственно. 

Напомним, что на прошедших выборах Владимир Путин был выдвинут не «Единой Россией», а в порядке самовыдвижения. 

Результаты Владимира Путина в Бурятии лучше, чем в соседних регионах. В Иркутской области за президента проголосовало 73,06 процента активных избирателей, в Забайкальском крае – 72,03 процента. 

Глава Бурятии Алексей Цыденов выразил свою радость по поводу высокой активности населения и результатов голосования: «Республика победила! Все встали как один. Это прямо сильно!».

Бурятия благодарно отозвалась на внимание, которое Владимир Путин уделил ей в прошлом году. Последуют ли за столь яркими результатами голосования на президентских выборах такие же весомые меры поддержки со стороны федерального центра? Ответ на этот животрепещущий вопрос мы, надо полагать, узнаем скоро. 

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.