Город-убийца

Жители Северобайкальска дышат отравленным воздухом
A- A+
Северобайкальск «гремит» на всю республику. Как уже писал «Номер один», по приказу мэра в северном городке сожгли порядка 200 щитовых домов, которые признали ветхими и аварийными. Людей из этих домов пересели в новое жилье, а вот опасные остатки от строений убирать никто не спешит. Тем временем врачи, экологи и местные жители уверены: их здоровье и даже жизнь находятся в серьезной опасности. 

Сжигать – дешевле

Целый поселок – порядка 200 ветхих домов – в Северобайкальске один за другим горели в марте этого года. Горели ночью, однако полыхали так, что люди, проживающие неподалеку, просыпались от оглушительного треска и запаха гари. И это только одно из вопиющих нарушений, считают горожане.

С ними согласилась и уполномоченный по правам человека в Бурятии Юлия Жамбалова. Она обратилась в прокуратуру для проверки сообщений от местных жителей и принятия мер для защиты людей. Как сообщили в аппарате омбудсмена, отжиги пустующих щитовых домов, подлежащих сносу, производила администрация Северобайкальска, издав для этого распоряжение № 66 от 12.02.2018. К слову, сжигать по ночам дома для бюджета дешевле, нежели постепенно сносить их по всем правилам.

О сгоревших щитовых домах в городе, наверное, вскоре уже все забыли бы, если бы не появившиеся последствия от «контролируемых отжигов». Обугленные доски, мусор, гвозди и прочие отходы не в счет. Больше всего неприятностей горожанам причиняет стекловата. Ею были утеплены сгоревшие дома, и сейчас куски этого материала летают по воздуху. Невидимые частички заставляют северобайкальцев задыхаться, кашлять. Люди всерьез опасаются за свое здоровье. 

– 17 гектаров со стекловатой после пожаров! – возмущается жительница Северобайкальска Наталья Гаврилова. – Поверхность земли вся покрыта ею. Но наша администрация отвечает, что проверяли, делали замеры, концентрация не опасна. 

Однако ответ администрации местных жителей не устроил и они обратились в прокуратуру. «Были в прокуратуре, нам сказали, что будут обязывать убирать», – добавляет Наталья Гаврилова. Женщина уверена, что даже за неделю всю стекловату убрать не получится, так как ветром ее разносит по огромным площадям. 

«Боимся ветра»

В курсе проблемы и депутат Народного Хурала Бурятии Оксана Бухольцева. Она сообщила, что пытается решить вопрос с очисткой территории от стекловаты через природоохранную прокуратуру.

– Мы ведь находимся на озере Байкал. В природоохранной прокуратуре могут вынести постановление, и тогда бюджет республики обязан будет помочь городу (Северобайкальску. – Прим. ред.) деньгами. На переселение дали, а не рекультивацию денег нет, – констатировала Оксана Бухольцева.

Бьет тревогу и эколог Сергей Шапхаев. 

– При сжигании могут образовываться токсичные вещества, которые опасны для здоровья. Очень вредно, когда она попадает в какой-либо организм, это касается и людей, и животных. Вообще стекловата имеет свойство распространяться по воздуху, она легкая. Поэтому без труда попадает в дыхательные пути, что может обернуться для человека большими проблемами, – уверен эколог Сергей Шапхаев. 

Горожане с ужасом ждут любого порыва ветра. Они уверяют, что пока на улице штиль, стекловата спокойно лежит на земле. Но при малейшем ветре все микрочастицы стекла поднимаются вверх. И все это залетает в окна домов, распространяется по улицам. 

– Я уточняла у своих источников, что стекловата – это вторая группа опасности для человека. Невидимые микрочастицы поднимаются с пылью. И люди будут это вдыхать. Нам маски или противогазы надевать, или как теперь нам жить? – вопрошает Наталья Гаврилова.

С ней солидарен и другой житель Северобайкальска – Виктор Савенков. Он уверен, что власти нарушили федеральные законы о защите атмосферного воздуха и защите окружающей среды. 

– Щит (дом, где жили нынешние переселенцы. – Прим. ред.) состоит из каркаса – брусков в пять сантиметров и полости для вложения туда матов стекловаты. Она такого размера, чтобы могла стоять вертикально и как можно дольше не осыпалась. А для того чтобы стекловолокно держалось, в нем есть смолы фенольные. Самое страшное, что они даже в жаркую погоду выделяют формальдегид. Опасное вещество. В таких домах проживать долго нельзя, не то что сжигать. Страшное преступление против человека и окружающей среды, – уверен Виктор Савенков. 

Эксперты подтверждают: опасны не сами частицы стекловаты, а смолы, которые скрепляют эти частицы. «Стекловата имеет волокнистую структуру, состоит из мельчайших микрочастиц, для скрепления которых используются формальдегидные смолы. Эти смолы при разрушении выделяют в воздух фенол, который считается сильным ядом. Вдыхание даже маленьких доз фенола может вызвать отравление организма и привести к заболеваниям центральной нервной системы». 

Бомба замедленного действия

Опасность стекловаты проявляется не только при вдыхании паров от нее, но и при прямом контакте с кожными покровами. Твердые частички способны повредить слой кожи и проникнуть глубоко внутрь. Это вызывает зуд и раздражение. Удаляются микрочастицы только проточной водой. Кроме того, микроскопические частицы, имеющие стекло, могут повредить глаза. 

Но самое страшное, что стекловата, попав в легкие, не выводится из организма десятилетиями. К чему это может привести – вопрос риторический. 

– Вредные микрочастицы долгое время не выводятся из легких и могут вызвать аллергическую реакцию в виде сухого кашля, одышку, заболевания органов дыхания, переходящие в хроническую форму. Также микрочастицы способствуют развитию рака легких, – говорит врач-терапевт Любовь Топилина. 

Сейчас в Интернете набирает силу петиция, которую подготовили жители Северобайкальска. Ее авторы требуют остановить поджоги щитовых домов, а также рекультивировать пожарища. Петицию уже подписали более 400 человек. В ближайшее время ее отправят в Росприроднадзор, прокуратуру РФ и к президенту страны.

Эльвира Долговых, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.