Принуждение к миру

Тункинский район одновременно лишился главы и райсовета
A- A+
Ситуация в Тунке накалилась докрасна. Благодаря стараниям противоборствующих сторон население раскололось на два лагеря, которые вот-вот пойдут друг на друга войной. Это вынудило республиканскую власть ввести в район политические войска под командованием Алексея Цыденова. Принуждение к миру началось, причем при первой же атаке обе стороны сдались и сложили оружие. Возможно, только на время.

Кто в доме хозяин 

Глава Бурятии начал кампанию по централизации власти в республике почти сразу же после избрания. Первыми ласточками были главы города Северобайкальска и Муйского района. В начале марта после бесед с Константином Горюновым, возглавляющим Северобайкальск, а чуть позже и с Александром Киргизовым, руководящим Муйским районом, оба написали заявления об отставке. В официальных релизах используется формулировка «по собственному желанию», однако всем без исключения понятно, что такого желания народные избранники не испытывали. 

То есть ушли они исключительно по воле главы Бурятии. Причин для такого решения было множество. Это и проблемы с прохождением отопительного сезона. Северомуйск, к примеру, едва ли не каждый год оказывался под угрозой замерзания. Это и ситуация с «матрешками» – компаниями ЖКХ, которые собирают деньги с населения, но не рассчитываются с вышестоящими ресурсоснабжающими организациями. И далее, и далее. 

Увольнение сразу двух муниципальных руководителей, судя по всему, должно было послужить сигналом для остальных: республика не только наблюдает и делает выводы, но и готова к радикальным мерам. Те, кто не услышал этого послания, могут быть отправлены туда, откуда явились. Причем в одно мгновение. 

При этом Алексей Цыденов дал понять, что теперь он отвечает за порядок в районах. А значит, теперь никто не будет закрывать глаза на происходящие там конфликты, расколы, провалы и беззакония. 

Война ветвей

Однако в Тунке, судя по всему, этот сигнал не услышали. А если и услышали, то давать обратный ход было уже слишком поздно. Раскол к тому моменту был уже практически необратим, мирное разрешение без вмешательства третьей стороны выглядело чем-то невозможным. 

Последние годы для района были более чем напряженными в политическом плане. Прежний глава Андрей Самаринов вынужден был покинуть свой пост добровольно. Официальная версия – экс-глава хотел больше времени уделять семье. Неофициальных – множество. Скорее всего, он понадеялся, что во главе района встанет его человек – Аламжи Сыренов, который на тот момент возглавлял райсовет. 

Однако в результате напряженной предвыборной кампании неожиданно выиграл коммунист Иван Альхеев. Именно он встал во главе исполнительной власти района. Аламжи Сыренов вернулся обратно в райсовет. С того момента раскол в районе начал нарастать. 

В мае 2017 года райсовет заслушивает отчет главы района за 2016 год и выставляет ему оценку «неудовлетворительно». Вторая такая оценка, которая могла быть выставлена по итогам отчета за 2017 год, дала бы основание для импичмента в отношении Альхеева. Но не тут-то было. 

Осенью прошлого года администрация Тункинского района подала заявление в суд на районный Совет депутатов. Причина – систематическая неявка депутатов на сессии. На суде депутаты пытались доказать, что проводили сессии в заочной форме, но Фемида решила встать на сторону Ивана Альхеева. Подтвердили это решение и другие судебные инстанции. 

В итоге у администрации появились основания распустить райсовет до того, как он объявит импичмент главе района. 

На основании решения суда глава Бурятии внес в Народный Хурал законопроект о роспуске Тункинского райсовета. И этот законопроект должен был рассматриваться на апрельской сессии. Если бы Хурал утвердил его (а решить по-другому депутатам не позволил бы закон), то все члены райсовета потеряли бы право участвовать в грядущих выборах и заново бороться за потерянный мандат. 

«Полководцы» под уголовкой

Тем временем вокруг главы района Ивана Альхеева и его главного оппонента Андрея Самаринова (который не потерял вес в Тунке и, скорее всего, действовал через Аламжи Сыренова) прогремели громкие скандалы. 

На первого завели уголовное дело по подозрению в мошенничестве. По версии следствия, Иван Альхеев получил от предпринимателя 280 тысяч рублей, а взамен обещал поспособствовать выделению субсидии. Кроме того, Счетная палата Бурятии нашла в районе нарушения на 32 миллиона рублей. А годом ранее победителем сразу четырех аукционов, проведенных МКУ «Казна муниципального имущества Тункинского района», стала компания, учрежденная Азой Альхеевой, супругой главы Тункинского района. 

Параллельно разгорается другой скандал. После ухода Андрея Самаринова выяснилось, что сразу несколько муниципальных курортов были выведены в частные компании, причем незаконно. 

Например, курорт «Жемчужина» оказался в руках частной компании, также как «Нилова Пустынь». Разбирательства по ним идут до сих пор. Недавно было возбуждено уголовное дело на Юрия Хоренова, который был замом Андрея Самаринова. Его подозревают в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий. 

«По версии следствия, 5 ноября 2014 года Хоренов согласно распоряжению исполнял обязанности руководителя администрации муниципального образования. В этот день он подписал постановление, в соответствии с которым в уставной капитал ООО «Жемчужина» под предлогом реновации местных здравниц передано муниципальное имущество в виде земельного участка и трех зданий в местности Вышка Тункинского района Республики Бурятия. При этом стоимость муниципального имущества при его передаче в уставной капитал была существенно занижена», – пишет пресс-служба Следственного комитета. 

Следователи уже приступили к допросу бывшего чиновника, проводятся обыски в его доме и администрации. 

Политические миротворцы

Вдобавок ко всему политические фекалии полились через край, после того как известный шоумен опубликовал видео шаманского обряда, обращенного к богу смерти Эрлик-хану. На нем присутствующие просили избавить Тунку от главы района Ивана Альхеева. 

Эта история вышла на федеральный уровень и вызвала бурю эмоций не только у тункинцев, но и у всех жителей Бурятии. 

К тому моменту в Тунку уже приехал Алексей Цыденов, который выслушал все стороны и сделал выводы. Эти выводы легли в основу решений, о которых он недавно рассказал журналистам. 

Во-первых, райсовет Тункинского района заявил о самороспуске. То есть депутаты ушли, гордо подняв головы, и Хуралу не пришлось рассматривать законопроект  о лишении их мандатов. Это, к слову, позволит «уволенным» депутатам баллотироваться на выборы в новый райсовет, которые состоятся в сентябре. 

Во-вторых, Иван Альхеев уходит в отпуск на четыре месяца, то есть до сентября. 

– В сентябре в Тунке будет голосование по оценке деятельности главы. И люди на всеобщем голосовании поставят оценку: удовлетворительно или неудовлетворительно. Соответственно, если люди поставят оценку неудовлетворительно, то уже новый райсовет на своем заседании тоже ставит оценку неудовлетворительно, и глава района уходит в отставку. Если люди ставят оценку удовлетворительно, то глава района продолжает работу, – рассказал глава Бурятии. 

При таком раскладе Иван Альхеев лишается возможности пользоваться административным ресурсом на грядущих выборах, чтобы протащить в райсовет своих людей. Не будет такого ресурса и у его противников. Ведь районом все это время будет руководить Вячеслав Цыбикжапов, ныне зампред правительства по социальной политике, в недавнем прошлом  глава Селенгинского района. 

– Под его руководством Селенгинский район был одним из лучших по всем показателям в республике. И за этими всеми политическими движениями нельзя забывать про сам Тункинский район. Требуется подготовка к зиме, район эту зиму пережил тяжело. Плюс в районе в этом году проводятся Сельские летние игры. Это большое мероприятие, вся республика съезжается, его тоже нужно готовить, – пояснил глава Бурятии. 

В итоге, как выразился сам Алексей Цыденов, Тунку ждут «супервыборы». Жители будут выбирать депутатов Хурала, депутатов райсовета, 12 глав поселений из 14, а также дадут оценку работе Ивана Альхеева. 

– При этом тот, кто после сентября попытается опять мутить воду… внимание будет пристальное. Вы уже заметили, что внимание без результата не остается, – пригрозил Алексей Цыденов. 

Жирное многоточие

Таким образом, к наведению порядка в Тункинском районе подключились все: и силовики, и глава Бурятии, и правительство в целом. Под раздачу попал Андрей Самаринов, остальные, видимо, на очереди. Ведь вина за происходящее лежит на обеих сторонах конфликта. 

Вся эта история тянулась долгое время, и сейчас районные  власти пожинают плоды собственного упрямства. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, такие вопросы нахрапом не решаются. 

– Судьбы людей не могут решаться мгновенно, и двум силам дали время и шанс найти общий язык и навести порядок, которым они, к сожалению, не воспользовались. Поэтому был выбран сценарий не политической, а силовой операции. Это проявление политической воли главы республики. Кроме того,  Алексей Самбуевич, хочет сделать из Тунки  базу для развития туризма, и нужно позаботиться о людях, чтобы сохранить  человеческий капитал, – говорит  политолог Алексей Михалев.  

По факту же Тунка должна стать своего рода прецедентом. Республика таким образом пытается подвести черту под многочисленными внутренними конфликтами и расколами в районах Бурятии. Ведь страдает от таких разборок, в первую очередь, население. 

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.