Лень или дефект воли

Почему мы откладываем дела «на потом»?
A- A+
Бывало с вами такое – беретесь за дело, но вдруг оказывается, что для его начала вам срочно нужно выпить чашечку кофе. Только вы вкусили напиток, вас спешно потянуло проверить почту или сообщения в вайбере. Дальше все, как в тумане, – то одно сообщение, то новый пост, и вот прошло два часа, а вы все еще не начинали работу. «Люди, которые любят откладывать дела на потом, вовсе не лентяи», – заверяет психолог Игорь Бадиев.

Лень – двигатель прогресса

– Игорь Валерьевич, мы с Вами не раз вскользь говорили о лени, но более конкретно не разбирали. Что это за явление?

– В психологии нет понятия «лень», нет такой личностной черты. Лень – это обывательский термин, который в профессиональной психологии не используется. Что мы понимаем под ленью? Например, нам нужно что-то сделать, но делать это совсем не хочется. Нам неохота прилагать много усилий для достижения какого-то результата, и в принципе это понятно с точки зрения структуры деятельности. Выполнение этой работы требует от нас многих усилий, а результат не стоит этих затрат, поэтому нам и не хочется это делать. Вот что в обыденном языке называют ленью.

Когда мы говорим о лени, мы говорим не о качестве личности человека, а об особенностях его мотивации. Лень в этом плане мы можем рассматривать как недостаток мотивации к какому-либо виду деятельности. К чему-то у человека душа лежит, и он активно, с интересом выполняет работу, а к чему-то другому совсем нет мотивации.  

Есть такое выражение «лень – двигатель прогресса». Имеется в виду, что человек при отсутствии большой мотивации к определенному виду деятельности находит способы достижения результата с наименьшими затратами. Иными словами, ищет способ затратить минимум усилий. В итоге на свет рождаются новые изобретения и технологии. 

Не хватает мотивации

– Значит, лень в психологии не изучается?

– В психологии есть термин, который объясняет другое психологическое явление, которое часто путают с ленью, хотя по структуре они совершенно разные. Это явление называется прокрастинация. Если лень – это отсутствие мотивации («я не делаю чего-то, потому что я не хочу этого делать»), то прокрастинация – совершенно другое явление: «я знаю, что мне необходимо это сделать, но я откладываю выполнение этого действия». Есть желание что-то делать, но человек по ряду причин сразу же не приступает к делу, а откладывает его «на потом» – сначала, к примеру, на завтра, потом до следующей недели, и, в конце концов, может вообще не выполнить его. 

Например, я хочу сесть на диету, заняться спортом или выучить английский. У меня есть для этого мотивация, мне это необходимо, но я говорю себе: «Начну-ка я в понедельник». Потом решаю: «В этот понедельник как-то неудачно все складывается, начну в следующий». Затем идут отговорки вроде «новые дела лучше начинать с нового года». Но в праздники дела не начинают – ждем первой рабочей недели, однако наступает 10 января, и мы решаем: «Сегодня сложный день, много дел навалилось, начну потом». И так далее. 
Желание есть, осознание необходимости есть, а деятельность откладываем. 

В обыденной жизни мы называем это ленью, но это не лень, здесь есть желание. Чтобы понять, в чем отличие этих понятий, нужно выяснить, из чего состоит волевое действие. Сначала у нас возникает некая потребность, она осознается, становится мотивом, далее мотив приобретает определенный эмоциональный окрас, появляется стремление к деятельности. 

Далее возникает осознание способа деятельности, а так как мотив не один, то начинается борьба мотивов, далее побеждает какой-то один мотив, и возникает то, что называется «принятие решения» – что-то делать или не делать. 

От «приятия решения выполнить действие» до «реализации действия» – точка волевого акта. В случае прокрастинации страдает вот этот «волевой» компонент, он оказывается недостаточным. А это случается по очень многим причинам. 

Разбиваем глобальность цели

Само явление прокрастинации – очень сложное и имеет разные степени выраженности, объяснить его какой-то единой схемой невозможно. Откладывание может быть абсолютно по-разному обусловлено. 

Наверное, в первую очередь нужно сказать, что чаще всего к откладыванию действий приводит глобальность цели. Мы представляем, что эта деятельность очень большая, значимая и неподъемная, поэтому она будет требовать от нас много сил. Это осознание предполагает, что к данному действию нужно как следует внутренне подготовиться, что мы и делаем. 

Согласитесь, чем грандиозней наш замысел, тем труднее приступить к его реализации. Когда мы планируем какую-то простую вещь, мы очень легко переходим к ее выполнению. Например, мне нужно сходить в магазин за молоком. Я не откладываю это дело на потом, дескать, «сейчас не очень удачный момент для этого». Нет, мы просто встаем и идем. 

А если мы планируем забраться на Эверест, то мы достаточно долго решаемся. Дело в том, что такое глобальное дело мы воспринимаем как одну большую задачу, поэтому мы откладываем и откладываем реализацию своего решения в жизнь. В этом случае рецепт достаточно прост – надо разбить большую цель на подцели. Сначала один шаг, потом второй шаг к цели, затем третий и так далее. Тогда нам будет очень легко переходить от слов к делу, от действия к действию. Что труднее – забраться на Эверест или сходить в магазин и купить для начала ледоруб и пару альпинистских ботинок? Ответ очевиден. 

Тянуть резину, чтобы не хватило времени

Такого рода прокрастинация – откладывание больших замыслов – встречается у всех здоровых людей. Проблема заключается в том, что при определенных условиях (при каких, еще не до конца изучено) прокрастинация начинает патологизироваться. Человек начинает хронически откладывать все дела «на потом». 

– Что может этому способствовать? 

– Одной из причин хронической прокрастиации может являться такое явление, как ургентная аддикция – зависимость от состояния нехватки времени. Что происходит? Человек, оказываясь в ситуации нехватки времени, чувствует большой подъем, эмоциональное возбуждение, ему кажется, что в этом состоянии он может сделать больше дел и лучше. 

Когда все дела сделаны, наступает состояние покоя, возникает ощущение подспудной тревоги, что что-то не сделано. Все мы испытывали такое состояние хотя бы раз в жизни, когда нужно было срочно что-то сделать, а как только закончили с делами, и наступила минута покоя, чувствовали, будто все равно нужно куда-то бежать и что-то делать. 

Такое состояние очень тягостное, в некоторых случаях может сформироваться зависимость к состоянию нехватки времени. Человек начинает искать это состояние – организует свою деятельность так, чтобы загнать себя, а самый простой способ это сделать – отложить важные дела на потом. Откладываешь, откладываешь – и тут вдруг нужно срочно сделать эти дела, и ты оказываешься в том самом состоянии эмоционального возбуждения и рабочего подъема.

Это как наркоман, который готовится к принятию дозы. Аналогия может показаться грубой, но психологический механизм один. Откладывание дел на крайние сроки, чтобы потом за них взяться, похоже на то, как наркоман выполняет ритуал перед употреблением наркотика. В обоих случаях это аддикция, зависимость. Естественно, такое состояние рассматривается как серьезное заболевание, которое ухудшает качество жизни человека.

– Такие люди всегда суетятся? 

– Они хронически ничего не делают. И не успевают делать. Естественно, это наносит сокрушительный удар по всей социальной жизни человека. По его семье, работе, друзьям – по всем сферам. Естественно, когда рушится жизнь, без помощи специалиста ему не обойтись. 

Слабовольный с детства

Другим вариантом «патологической прокрастинации» является дефект воли человека. В чем он может крыться – большой вопрос, но человек просто не способен по каким-либо причинам к волевому усилию, чтобы перейти от принятого решения к его реализации. Он не может реализовать волевой акт. 

– Это уже патология?

– Прокрастинация может быть патологической в том случае, если она проявляется всегда, везде и мешает жизни (тотальна, стабильна и дезадаптивна). Когда она не удовлетворяет этим трем критериям, мы говорим просто о неких волевых дефектах. В обыденном языке мы употребляем термин «слабовольный человек».  

Необходимо сказать, что качество воли – это свойство личности, и оно воспитывается, волевые качества можно и нужно формировать. Чаще всего недостаток воли – это результат неправильного воспитания, когда ребенка ограждали от всех трудностей и проблем. 

Что такое волевое качество? В самом обобщенном плане волевое качество – это способность преодолевать внешние или внутренние трудности. А эта способность преодолевать тяготы жизни появляется только тогда, когда человек эти трудности сам преодолевает. А если вся его жизнь была устроена так, что он никогда ни с какими проблемами и трудностями не сталкивался, то его волевые качества не сформировались. 

В качестве рекомендации хочется сказать родителям – необходимо, чтобы ребенок учился самостоятельно преодолевать возникающие трудности. Это значит, что не нужно бежать к нему на помощь без необходимости. Не решать за него то, что он в силах решить сам. Можно лишь помогать ребенку преодолевать трудности самостоятельно. Ведь, что такое сила воли и какое значение она имеет в жизни человека, всем известно.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.