Тайный сговор

Директор ООО «АвтоЛидер» пошел «на таран», чтобы победить на аукционе
A- A+
Очередной скандал разворачивается на рынке сервисного обслуживания машин администрации главы Бурятии. Речь идет о  госконтракте на ремонт автомобилей правительственного гаража, заключенном после проведения в феврале этого года электронного аукциона. Есть основания подозревать, что трое из четырех участников аукциона были в сговоре и применили схему, известную как «таран».

Гаражные страсти

Напомним, что на февральском тендере разыгрывались условия ремонта автомобилей из  гаража правительства Бурятии. Предполагалось, что участники тендера предложат администрации главы РБ высокое качество услуг по ремонту автомобилей и одновременно не слишком высокую цену. Отметим, речь идет именно о вменяемой цене по ремонту, где нет места демпингу и дешевизне.

«Очень дешево» – часто синоним плохого качества, и в таком щепетильном вопросе, как надежность автомобилей, колесящих по дорогам Бурятии с руководством республики, нет места ни браку, ни левым ремонтам в сараях и «на коленке».

Безусловно, аукцион есть аукцион, и в Улан-Удэ нашлось немало автосервисных компаний, желающих поучаствовать в работе по госконтракту правительственного автопарка. Которые могли «подвинуться по цене». В разумных пределах, разумеется. Ведь нормо-час работы профессионального моториста, электрика или кузовщика более или менее определен на рынке частных услуг. В Улан-Удэ в документах на оплату работы по ремонту российских автомобилей обычно фигурируют цифры от 600 до 800 рублей за час работы. По иномаркам дороже – от 1200 до 1500 рублей.  Из этой суммы слесарю обычно достается 30–40 процентов.

Демпинг рулит 

Но когда 20 февраля начались торги, стало очевидно, что пошел запредельный демпинг. 

Двое участников – ООО «Центр-Авто» из Иркутска и местная ИП Масовер – поочередно максимально снизили стоимость нормо-часа, по которому они согласны будут ремонтировать правительственные машины до экономически необоснованной, а именно до 98,66 процента от стартовой цены! Дальше всех «продвинулся» ООО «Центр-Авто» с нормо-часом по отечественным автомобилям в 10 рублей 72 копейки и по иномаркам – 16 рублей 8 копеек.

Учитывая, что слесарю при таком раскладе достанется лишь четыре рубля за час, то за восьмичасовой день рабочему могло бы достаться 32 рубля. Не хватило бы даже на «маршрутку» до работы.  Соответственно, когда ООО «Центр-Авто» и ИП Масовер начали дружно демпинговать, четвертый участник – ИП Казаков – снялся с торгов. Вероятно,  реально оценив ситуацию, в компании пришли к выводу, что не смогут за такие гроши обеспечить качественный ремонт автомобилей. К тому же есть риск, не выполнив условия контракта, попасть в черный список недобросовестных поставщиков услуг.

Сговорились?

Причем участники, уронив цену, что называется, «ниже плинтуса», изначально и не собирались выполнять работу по таким расценкам.  Ведь они не приложили к аукционной документации обязательную в таких случаях декларацию, что автоматически влечет за собой  исключение  из второго этапа аукциона. Как выяснилось впоследствии, иркутское ООО «Центр-Авто» оказалось «бумажной» фирмой (ручка без стола), найти руководство которой не представилось возможным.

Соответственно, выполнив всю не слишком красивую работенку по расчистке аукциона от конкурентов, эти участники дружно свалили с дистанции. И здесь, что называется, «весь в белом» на сцену вышел третий участник аукциона – ИП Тураев. Которому в итоге достались лавры победителя и с которым 12 марта госзаказчик заключил контракт на ремонт автомобилей на 2018 год на сумму 2,8 миллиона рублей.

Нам кажется, что это напоминает широко распространенную в России схему под названием «таран». Вот как ее описывает портал www.pro-goszakaz.ru:

«Недобросовестные участники электронных аукционов придумали схему для ведения нечестной игры с целью победы в процедуре аукциона. «Таран» получил название из-за точных и резких действий по снижению цены.  При этом снижением занимаются те участники, вторые части договоров которых не соответствуют аукционным требованиям. Их предложения признаются недействительными, и далее победителем признается организация, которая подала максимальное ценовое предложение».

Добавим, что один из участников аукциона – ИП Казаков – не согласился с результатами аукциона и написал жалобу в прокуратуру Бурятии на нарушение антимонопольного законодательства, заподозрив трех участников в антимонопольном сговоре. Прокуратура оперативно отреагировала и запросила сведения с электронной площадки Сбербанка, на которой проходили торги.

Ответ, который пришел спустя несколько дней, несколько обескуражил. Оказалось, что и ООО «Центр-Авто», и ИП Масовер, и ИП Тураев подавали свои заявки на участие в аукционе с одного IP-адреса. Причем даже иркутский «Центр-Авто», который никто не может найти, странным образом материализовался в компьютере, установленном в Улан-Удэ. Вот что описывает в схожих случаях www.pro-goszakaz.ru:

«Если контролирующий орган при проверке заявок, поданных на электронную площадку, обнаружит, что два и более участника использовали идентичный IP-адрес при подаче своей заявки, то признается факт нарушения. Ведь применение одного и того же IP-адреса несколькими участниками электронного аукциона технически невозможно без выхода в Интернет с использованием единой инфраструктуры. По закону нахождение участников во время совершения юридически значимых действий по одному адресу недопустимо. Следовательно, такие манипуляции признаются сговором».

Таким образом, прокуратура республики, выявив столь нелицеприятные факты, отправила документы в УФАС по РБ с предложением дать правовую оценку происходящему. Прошло уже более двух месяцев с момента направления прокурорского письма, а в УФАС еще не вынесли решение по поводу сомнительного тендера. На прошлой неделе  сотрудники УФАС сообщили «Номер один», что «им необходимо запросить  дополнительные сведения по участникам аукциона, и крайний срок рассмотрения заявления составляет 90 дней». Видимо, контролирующий орган всерьез и надолго задумался над происходящим вокруг этого аукциона.

Тяжелые раздумья

А пока УФАС рассматривает жалобу Казакова, ИП Тураев ударно отрабатывает госконтракт.  Так, согласно акту выполненных работ от 29 марта 2018 года, только за один день 20 марта ИП Тураев отремонтировал 31 автомобиль, в основном «Тойота-Ленд Крузер» и «Тойота-Камри» на сумму 851,5 тысячи рублей.

Эксперты говорят, что порой с одной иномаркой можно неделю просидеть, определяя неисправность, а затем подыскивая запчасть. А тут за день отремонтировано аж три десятка служебных машин. Как это удалось – загадка. Между тем 13 апреля 2018 года деньги были перечислены господину Тураеву.

Кроме астрономической скорости ремонта дорогих и сложных иномарок и возможности ремонта такого массива машин за один рабочий день (20 марта все правительство ходило пешком?), удивляют и объемы освоенных средств. Фактически только за две недели марта выполнено около 30 процентов от общей стоимости госконтракта на весь 2018 год.

Если работа пойдет столь стахановскими темпами, к июню может оказаться, что к тому времени, когда в УФАС все же изучат вопрос, контракт будет уже исполнен.

Но тогда правительственный гараж рискует остаться без денег и ремонтов во втором полугодии 2018 года.  Ведь деньги выделили на год, а основной объем работ по ремонту служебных машин, как говорят эксперты,  приходится на осень-зиму, после служебно-развлекательных командировок на Байкал. И что тогда? Чиновникам ездить на неисправных автомобилях? Или  просить Народный Хурал подбросить еще деньжат в середине года, хотя бюджет уже давно расписан? 

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.