14.05.2018
В Бурятии еще одно смертельное ДТП закончилось перекрытием федеральной трассы

В пригороде Улан-Удэ фура насмерть сбила ребенка. Страшное ДТП произошло днем, прямо напротив школы в селе Сотниково. Водитель фуры на регулируемом пешеходном переходе совершил наезд на семилетнего мальчика. Первоклассник скончался на месте. Страшная картина произошла на глазах у его друга, тоже первоклассника. Этим же вечером жители Сотниково перекрыли федеральную трассу, требуя от властей остановить череду смертей на этом участке.

Не очень мирные протесты

Напомним, смертельное ДТП в Сотниково произошло 3 мая. 

«58-летний водитель грузового автомобиля Volvo на пешеходном переходе совершил наезд на несовершеннолетнего. Мальчик от полученных травм скончался на месте происшествия», – сообщает пресс-служба МВД по Бурятии.

Больше всего жителей поселка, где произошла трагедия, возмутило, что наезд на ребенка произошел прямо на пешеходной «зебре». Причем ребенок пересекал дорогу только после того, как нажал кнопку светофора для пешеходов. То есть на разрешающий сигнал светофора. Хотя в этом моменте версии разнятся. Кто-то утверждает, что, наоборот, водитель ехал на зеленый свет. Третьи и вовсе клянутся, что со здешним светофором что-то не так.

– Там кнопочный светофор у нас стоит. Срабатывает он как-то непонятно, таймер или что-то там срабатывает неверно. Водители не успевают затормозить, – сетуют местные жители.

Вот и на этот раз водитель фуры среагировать не успел. Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека».

В пресс-службе ГИБДД нам пояснили, что в ближайшее время этот светофор отрегулируют. Однако на вопрос, сколько наездов на пешеходов произошло на данном участке за последние годы, в ГИБДД ответить затруднились. Жители Сотниково утверждают, что погибший первоклассник – далеко не единственный, кто пострадал на этом опасном пешеходном переходе. Ведь в близлежащей школе поселка Сотниково учится много детей. А пешеходный переход на «федералке» находится прямо напротив учебного заведения. Каждый день ребятишки по нескольку раз бегают туда и обратно, в школу на уроки или в магазин.

Вечером того же дня, когда случилось несчастье, жители поселка перекрыли федеральную трассу в знак протеста. Образовалась громадная пробка. Не обошлось и без драк, стычек с полицией. Так, когда одного из активистов «пикета» схватил и повел за собой полицейский, народ бросился на его защиту, буквально вырвав мужчину из рук стражей правопорядка. Слышны были крики, что люди вышли на федеральную трассу, потому что боятся за жизнь своих детей. Были жалобы, что людей никто не слышит уже долгие годы. «Остановите детские смерти!» – призывали сотниковцы.

Успокаивать народ тут же примчались представители как районной, так и республиканской власти. Только после этого люди согласились освободить федеральную трассу и перейти для переговоров в здание школы. 

Разговаривать с возмущенными жителями на место срочно прибыли глава Иволгинского района Виктор Очиров, зампред правительства Бурятии по вопросам безопасности Петр Мордовской, пресс-секретарь Алексея Цыденова Алексей Фишев, замминистра внутренних дел Алексей Кампф. Приехали также представители Упрдор «Южный Байкал», в чьем ведении находятся федеральные трассы.

По результатам переговоров принимаются срочные меры. Прежде всего подальше от светофора будет передвинута стоп-линия, нанесены шумовые полосы на подъезде к переходу. Также хотят ускорить строительство надземного пешеходного перехода напротив школы. Эти работы планировались на 2019 год, но сейчас ведутся переговоры о переносе этих сроков на текущий 2018 год. 

Поле боя

Тем временем в Бурятии только за последние два года произошло 907 наездов на пешеходов. Плюс еще 128 – за четыре месяца 2018 года. В результате наездов сто человек погибли, остальные пострадавшие получили травмы разной тяжести.

Самое страшное, что из года в год растет число ДТП, в которых фигурируют дети. За два года и четыре месяца в Бурятии их произошло 408. Пострадавших ребятишек за указанный период времени – 435 человек. 13 детей погибли. 

И хотя вроде бы всем детям и дома, и в школе на классных часах подробно разъясняют правила дорожного движения, малышей, пострадавших от наезда автомобилей, немало. 

– Ребенок в силу возраста не совсем верно умеет оценивать расстояние между ним и приближающимся к нему автомобилем. Причем чем меньше возраст, тем хуже это восприятие. Плюс к этому, когда дети ходят со своими друзьями, разговаривая о чем-то, они обо всем забывают, дезориентируются в пространстве. Поэтому взрослым нужно быть вдвойне осторожнее, когда они проезжают мимо школ и других мест, где есть большое количество детей, – говорит Анатолий Ангахаев, и. о. начальника специализированного следственного отдела по расследованию ДТП СУ МВД по Бурятии. 

Отдельная проблема – наушники. Их сейчас носят даже младшеклассники. Оглушающая музыка тоже словно вводит детей в транс: они ничего вокруг не замечают и даже громкий сигнал клаксона могут не услышать.

Большинство водителей, по чьей вине произошло ДТП, – это мужчины совсем молодого возраста. К слову, эксперты говорят, что часто аварии происходят из-за плохой профессиональной подготовки водителей в автошколах. 

– В автошколах гонятся за деньгами, а качество обучения оставляет желать лучшего. И даже увеличение сроков учебы вряд ли улучшит эту ситуацию. Как следствие, водители нередко не справляются с управлением, особенно когда речь идет о неблагоприятных погодных условиях (гололед, снег), – заявил нам наш источник в ГИББДД по РБ. 

Кладбище руками пьяных водителей

Но есть и еще одна, пожалуй, самая веская причина того, что сейчас дороги Бурятии напоминают поле боя. Странный факт: несмотря на то что наказание за вождение в нетрезвом виде постоянно ужесточается, в Бурятии пьяных водителей все так же огромное количество. Так, в 2016 году было выявлено 7719 водителей в алкогольном опьянении, в 2017 году –  почти 7000. 

Есть цифры еще страшнее. С каждым годом в Бурятии огромными скачками растет число водителей, которых ловят нетрезвыми за рулем повторно (а в некоторых случаях и еще чаще). Таким образом, даже угроза уголовного преследования и судимость не пугают бурятских водителей. Наверное, можно и не объяснять, что за спиной у этих «лихих» отморозков – целое кладбище из невинных жертв. 

2014 год. В Улан-Удэ на улице Комарова был совершен наезд на пожилую супружескую пару. В момент перехода дороги по «зебре» на высокой скорости на них наехал автомобиль «Хонда-Одиссей». От полученных травм супруги скончались. Установлено, что 29-летний водитель был нетрезв, кроме этого, уже ранее был лишен водительского удостоверения. 
2015 год. В Улан-Удэ пьяный водитель «Истаны» сбил пятилетнего мальчика, который играл во дворе своего дома. В результате ДТП ребенок от полученных травм скончался на месте. При этом под удар могли попасть еще несколько детей.  Ведь после совершенного наезда на ребенка водитель пытался скрыться с места преступления.

И, наконец, февраль 2018-го. Поселок Солдатский. 21-летний парень не справился с управлением и на большой скорости врезался в электроопору. По результатам алкотестера в крови у него обнаружили 0,44 промилле. В результате наезда травмы различной степени тяжести получил сам водитель и три пассажира авто. Двух пострадавших – девушку и парня – спасти не удалось, они скончались в больнице. 

И это лишь несколько примеров.  По сути каждый из нас ходит буквально по минному полю. Независимо от того, водитель вы или пешеход.  

Еще немного цифр. В 2015 году сели пьяными за руль повторно 461 человек, в 2016-м – уже 963, а в 2017-м – 1342. А теперь смело умножайте эти цифры в два, а то и в три раза. Ведь инспекторы ГИБДД просто физически не смогли бы отследить каждого из пьяниц за рулем.

Пугает и другая устрашающая тенденция. Несмотря на то что в республике и городе Улан-Удэ, конечно, устанавливаются предупреждающие знаки, светофоры и прочее, но есть еще немало аварийно-опасных участков, где велика вероятность, что могут пострадать как взрослые, так и дети.  И об этих участках знают и обычные люди, и специалисты и чиновники. Начиная от банального плохого освещения многих улиц (по словам специалистов, по этой причине также случается немало аварий) и заканчивая смертельно опасными пешеходными переходами через федеральные трассы. 

Но для того чтобы эти зоны смертельного риска были оборудованы так, как нужно, по всей видимости, недостаточно нескольких ДТП или горстки раненых людей. Только после смерти человека и большого резонанса можно надеяться, что тот или иной аварийный участок будет максимально безопасен. Яркий пример тому – страшная трагедия в Сотниково. Строительство надземного перехода, который жители поселка ждали десятилетиями, здесь наконец-то обещают ускорить. Но почему об этом не позаботились до того, как оборвалась жизнь семилетнего малыша? Итог: люди добились, чего хотели. Но какой ценой…

Василиса Шишкина, «Номер один».
^