Проект "Прймериз"

Предварительное голосование «Единой России» превращается в аукцион финансовых возможностей
A- A+
Срок выдвижения участников праймериз «Единой России» по отбору кандидатов в Народный Хурал продлен до 15 мая. Первоначально планировалось завершить выдвижение 8 мая. Продление, вероятно, связано с тем, что республиканская власть до сих не определилась с так называемым «белым списком» предпочтительных для нее кандидатур. Нет ясности и в вопросе, кому и где баллотироваться. Организаторы и участники предварительного «забега» с нетерпением ожидают возвращения главы Бурятии Алексея Цыденова из краткосрочного отпуска. А покуда «лесник не пришел», на некоторых округах происходят выдвижения, которые эксперты расценивают как казусные.

Скандальная схема

В Джидинском районе, например, за право выдвижения от «Единой России» в Народный Хурал намерен побороться генеральный директор АО «Ипотечная корпорация Республики Бурятия» Виталий Батодоржиев. С 2007 по 2012 год он был главой этого муниципального образования и «прославился» тем, что руководимая им районная власть ухитрилась оформить в залог Россельхозбанку четыре здания общей площадью 1,5 тысячи квадратных метров, включая здание самой администрации. Залог был предоставлен для получения кредита в сумме 18 миллионов рублей коммерческим предприятием «Водоканал». Впоследствии судебные приставы арестовали это имущество из-за непогашенного долга в 11 миллионов 745 тысяч рублей. Кроме того, банк предъявил финансовые претензии поручителям, в число которых входили директор ООО «Водоканал» Ирина Погибалова и сам Виталий Батодоржиев. В итоге с банком рассчитались, обналичив деньги, которые были выделены из резервного фонда правительства на закуп угля для прохождения зимнего отопительного сезона.

Но история на этом не закончилась. После поражения Виталия Батодоржиева на выборах главы Джидинского района в 2012 году ООО «Водоканал», находящееся в стадии банкротства, вдруг стало требовать через суд взыскать с муниципального образования те самые 11 миллионов 745 тысяч рублей, которые якобы были потрачены на ремонт коммунального имущества. В обеспечение иска все операции по счетам комитета имущественных и земельных отношений Джидинского района были заблокированы. Арбитражный суд Бурятии дважды удовлетворял иски ООО «Водоканал», и дважды удавалось добиться отмены этих решений в вышестоящей инстанции. В октябре 2015 года Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа окончательно отказал банкротящейся компании ЖКХ в ее притязаниях на районные деньги. 

Более того, с фигурантов скандальной схемы были взысканы потери муниципального бюджета. В том числе – с экс-главы района Виталия Батодоржиева, который к тому времени уже работал в правительстве Бурятии. Последний оказался, пожалуй, самым крупным на тот момент должником среди госчиновников. В 2015 году в УФССП РБ в отношении него имелось девять исполнительных производств на общую сумму свыше 36,8 миллиона рублей, наложен запрет на выезд за границу, аресты на банковские счета, ограничения на совершение регистрационных действий с автомобилями. 

Интересно, что сейчас поисковый сервис ФССП на запрос о долгах Виталия Батодоржиева сообщает: «Ничего не найдено». Неужели он столько заработал в «Ипотечной корпорации» за три года?

Эвакуация из администрации

Привлекла внимание общественности необычная декларация о доходах главы Бичурского района Олега Федорова, который тоже зарегистрирован как участник праймериз «Единой России» по отбору кандидатов в Народный Хурал. Согласно данным, опубликованным на официальном сайте муниципального образования, чиновник владеет 45 объектами недвижимости, включая четыре квартиры, девять магазинов и 25 земельных участков различного назначения. 

Любопытно, что в число объектов недвижимости, которыми владеет Олег Федоров, входят земельные участки под размещение Дома культуры и строительство церкви, а также – клуб и кинотеатр. Правда, кино в нем давно не показывают, здание находится в плачевном состоянии, возможно, ожидая арендатора или покупателя в лице какой-нибудь торговой сети или выкупа для муниципальных нужд.

Кроме того, Олегу Федорову принадлежит целый автопарк, в составе которого три легковых и 13 грузовых автомобилей, три единицы сельхозтехники и семь прицепов. При этом доход чиновника за 2017 год составил чуть более 1 миллиона 185 тысяч рублей. 

Для сравнения: в 2014 году, когда Олег Федоров только был избран главой Бичурского района, его доход, преимущественно от коммерческой деятельности, превышал 7 миллионов 204 тысячи рублей. 

Одну из своих четырех квартир Олег Федоров приобрел в 2017 году, указав, что источником средств для ее приобретения является «доход по основному месту работы». Проще говоря, зарплата главы МО «Бичурский район». 

Сведения о покупке квартиры включены в раздел декларации о совершенных сделках. В соответствии с федеральным законодательством в этом разделе отражаются сделки, сумма которых превышает доход должностного лица и его супруги (супруга) за последние три года. В 2016 году доход главы Бичурского района составил чуть более 971 тысячи рублей, в 2015 году – 1 миллион 074 тысячи рублей. 

Но если три года подряд Олег Федоров только и делал, что копил на квартиру, стоимость которой превышает его же трехлетний доход (иначе ее просто не было смысла включать в раздел о сделках), то на что, позвольте спросить, он питался, покупал носки и галстуки, мыло и зубную пасту, лезвия для бритвы и нитки для штопки? К тому же ему приходилось оплачивать штрафы в связи с неоднократным привлечением к административной ответственности за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан. Из каких средств?

Неужели глава Бичурского района не имеет никаких доходов от своей разнообразной жилой и коммерческой недвижимости, земельные наделы использует исключительно для ведения личного прокормления, а его многочисленная автотехника пылится в гараже? Учитывая, что недвижимость и транспорт облагаются налогами, и обязанность их уплаты лежит на собственнике, он должен нести значительные ежегодные затраты. Если же кто-то другой использует все это имущество в коммерческих целях, то на каких условиях?

Ранее республиканская пресса писала о том, что Олег Федоров «свой бизнес переписывает на партнеров и супругу Светлану Бурдуковскую (кстати, ее доходы глава Бичуры в декларацию не внес)». Сегодня она является единственным участником и генеральным директором ООО «Камелия», торговой сети в Бичурском районе, основанной Олегом Федоровым. В 2014 году десять магазинов принадлежали его тогда еще несовершеннолетнему сыну. А прокуратура выявила, что после избрания на должность главы муниципалитета он продолжал оставаться участником коммерческих фирм, из состава которых вышел только после прокурорского представления.    

Напомним, в марте после беседы с главой Бурятии Алексеем Цыденовым подал в отставку глава Северобайкальска Константин Горюнов, работавший в этой должности с 2014 года (как, кстати, и Олег Федоров на посту главы Бичурского района). Одной из причин «добровольного» ухода послужила «не совсем корректная справка о доходах». 

Как видим, серьезные вопросы возникают и по поводу декларации Олега Федорова. И не только. Скандалы и ЧП – политические, коммунальные, кадровые – давно сопровождают главу Бичурского района. На выборах президента России муниципальным образованием был показан наименьший уровень поддержки Владимира Путина, зато самый высокий процент по Бичуре набрал представитель КПРФ Павел Грудинин.  

Злые языки в Бичуре уже насмешливо называют стремление Олега Федорова заручиться поддержкой «Единой России» на выборах в Народный Хурал «эвакуацией из администрации». Как говорится, успеть уйти самому, пока не пришли за тобой, и подстраховаться депутатским мандатом. На всякий пожарный. 

Тем более что в Бичуре ходят упорные слухи о планах выдвижения в республиканский парламент Павла Мыльникова, первого зама Олега Федорова. А это уже тревожные симптомы утраты контроля не только над ситуацией в районе, но и над собственной командой, которая может оказаться не в меру разговорчивой… 

Банкротство – путь в Хурал?

А вот депутату двух созывов Народного Хурала Бато Очирову уже нечего опасаться. Его предприятие «Икат-плюс» официально признано банкротом. Имущество, включая строительную технику, производственную базу и торгово-развлекательный комплекс «Форум» в Улан-Удэ, распродано с торгов. За плечами – уголовное дело в связи с невыплатой заработной платы трудящимся. Рассчитывался с ними уже конкурсный управляющий «Икат-плюс». Личный доход Бато Очирова сократился с 10,5 миллиона рублей в 2013 году до 626 тысяч рублей в 2017 году. И сам он уже не генеральный директор собственной компании, а всего лишь советник руководителя некоего ООО «Орион», прибыль которого за 2016 год составила менее 100 тысяч рублей. 

Как при таком положении дел этот соискатель выдвижения от «Единой России» собирается выполнять обязательства перед избирателями? Возможно, так же, как и перед кредиторами. Например, подрядчиком строительства ТРЦ «Форум» – компанией «Экострой». Ее представители подробно рассказали «Номер один» об особенностях своего общения с нынешним участником праймериз «Единой России» по Баргузинскому району: «Очиров, генеральный директор «Икат-плюс», на контакт сначала шел, что-то обещал. В конце концов мы подали в суд, выиграли…».

Но от судебного решения до реального взыскания денег – долгий путь. Поэтому при банкротстве кредиторы всегда страдают больше, чем владельцы признанного несостоятельным предприятия. Тем более такого, как «Икат-плюс», которое за последние пять лет своей деятельности заработало на государственных дорожных контрактах свыше девяти миллиардов рублей, но при этом осталось с долгами в сумме 1,6 миллиарда рублей. Задаваться вопросом, где деньги, уже бессмысленно. Сам Бато Очиров во всем винит проклятый кризис.  

Однако непонятно, что мешало «Икат-плюс» исполнять уже заключенные госконтракты. За невыполненные обязательства по строительству пункта пропуска на российско-монгольской границе в населенном пункте Монды Кяхтинского района после долгих обещаний и отсрочек «Икат-плюс» был внесен в реестр недобросовестных поставщиков. Позднее компанию дважды вносил в реестр Забайкальский госзаказчик – за недостроенный участок автодороги «Амур».

Эксперты, оценивая обстоятельства банкротства «Икат-плюс», полагают, что дело не только в кризисе. Налоговая служба и конкурсный управляющий признаков фиктивного и преднамеренного банкротства не выявили. Но, как писало одно из сетевых изданий, «крупные бизнесмены Бурятии сходятся во мнении, что это намеренный «слив» компании Очировым». 

По сведениям из Баргузинского района, туда прибыла группа высокооплачиваемых политтехнологов, связанных с республиканским штабом «Единой России». И работать они начали именно на Бато Очирова, хотя поддержка была обещана другим участникам.  

Аукцион финансовых возможностей

Разумеется, праймериз «Единой России» открыты для всех членов и сторонников этой партии, а также беспартийных. Запретить участие в них фигурантам скандальных схем, лицам с подозрительными декларациями и экс-директорам предприятий-банкротов формально невозможно. Равно как и им самим ссылаться в общении с потенциальными избирателями на поддержку главы Бурятии Алексея Цыденова. Но что будет делать партия власти, если подобные персонажи по итогам предварительного голосования смогут претендовать на выдвижение в качестве ее кандидатов на настоящих выборах? 

Складывается впечатление, что подготовка к праймериз в Бурятии идет стихийно, при полном отсутствии какой-либо генеральной линии. Что очень удивительно, так как от этой партийной процедуры ожидали формирования команды, призванной поддержать курс главы Бурятии на повышение качества управления и законотворческой работы. Но пока на одних округах – избыток ярких претендентов, на других – тоска. 

Причем «куча мала» на отдельных территориях могла быть создана преднамеренно. Для того чтобы наиболее состоятельные участники праймериз в борьбе друг с другом потратили как можно больше денег на технологическое и информационное обеспечение, а также административную поддержку «сверху». Не исключено, что дойдет и до запуска в оборот фотографий с первым лицом, которые высоко ценились кандидатами еще при Леониде Потапове и Вячеславе Наговицыне (пока рейтинг позволял). Фактически праймериз превращаются в аукцион финансовых возможностей. 

Вопрос только в том, кто взял на себя роль аукциониста…

Станислав Сергеев, "Номер один".
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.