От долгов – в Хурал

прорывается владелец обанкротившегося «Икат-плюс» Бато Очиров?
A- A+
Вокруг пока еще депутата Народного Хурала, экс-генерального директора и единственного учредителя компании-банкрота «Икат-плюс» Бато Очирова, как снежный ком нарастают скандалы. На прошлой неделе он принимал участие в дебатах в рамках праймериз «Единой России» по Баргузинскому району. Одна из зрительниц, вдова, воспитывающая двух детей, публично обвинила депутата и соискателя нового выдвижения в нечестности. Женщина заявила, что вынуждена из личной зарплаты погашать заем в сумме 1,26 миллиона рублей, предоставленный компании г-на Очирова.

«Моя твоя не понимай…»

– Ваш костюм стоит больше, чем моя средняя зарплата. Вы не бедный человек. Вы приехали на хорошей машине. Если бы Вы приехали сюда на «копейке», я сказала бы, что Вы честный человек. Скажите, когда Вы оплатите этот долг? Вы лично мне звонили, просили ваших рабочих накормить. Почему Вы не оплатили личными деньгами? Почему я плачу? Я Вам дала под Ваше честное слово. А честный человек должен отвечать за свои слова. Вы же просили меня лично, – обратилась избирательница к участнику праймериз «Единой России».

– Мы деньги не печатаем. Компания обанкротилась, очень жалко, – ответил Очиров, наотрез отказавшись признавать свою ответственность за долги «Икат-плюс».

Кого именно ему жалко, компанию или вдову, которая вынуждена рассчитываться по чужим долгам, депутат не уточнил. 

Тяжба экс-титанов

Как выяснилось, не только скромная вдова, но и куда более влиятельные люди пострадали от финансовых операций, к которым имел отношение Бато Очиров. Верховный суд Бурятии рассмотрит гражданское дело о 20 миллионах рублей, которые требует взыскать с этого участника праймериз «Единой России» не кто иной, как экс-мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев.

По его словам, эту огромную сумму Очиров занял у него в октябре 2016 года. С тех пор «натикали» солидные проценты – еще около миллиона. В подтверждение своей позиции Айдаев представил суду расписку следующего содержания: «Я, Очиров Бато Ламуевич, проживающий по адресу.., г. Улан-Удэ, паспортные данные, обязуюсь вернуть деньги, взятые в долг у Айдаева Геннадия Архиповича, в размере 20 миллионов рублей до 20 декабря 2016 года». Однако владелец и экс-руководитель «Икат-плюс» отрицает свой долг перед бывшим градоначальником и подал встречный иск о признании договора займа (расписки) не заключенным.

В суде первой инстанции представители Очирова заявили, что между ним и Айдаевым была договоренность о совместном финансировании участия ООО СК «Лидер» в аукционе на крупный дорожно-строительный подряд. Экс-мэр должен был обеспечить перечисление 20 миллионов рублей на расчетный счет этой фирмы, видимо, для внесения платежей, необходимых для участия в торгах. Со своей стороны Айдаев поставил условие: Очиров должен взять на себя обязательства по обеспечению возврата этих денег, оформив их личной распиской.

После чего 20 миллионов рублей действительно были перечислены ООО СК «Лидер» зятем экс-мэра, предпринимателем Сатаром Кульматовым.

Растаявшие миллионы

Судя по всему, эти деньги нужны были для участия в аукционе по определению подрядчика на реконструкцию очередного участка трассы Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян. Сумма госконтракта составляла 999 миллионов рублей. В ходе торгов ООО СК «Лидер» путем снижения цены обыграло мощную иркутскую компанию «Труд». Однако не предоставило все нужные документы в соответствии с требованиями федерального законодательства. В итоге госконтракт был все-таки заключен с компанией «Труд». ООО СК «Лидер» пыталось обжаловать это решение в УФАС, но безуспешно.

Проще говоря, крупный госконтракт упустили из-за формальных недоработок. Но какая же судьба постигла после этого заемные 20 миллионов рублей? Если контракт не был заключен, то по закону средства, внесенные в качестве обеспечения, должны были вернуться исполнителю (участнику торгов). В нашем случае – на расчетный счет ООО СК «Лидер». Почему эта компания, за которую так ратовал Бато Очиров, не имея к ней прямого отношения, сразу не вернула заемные средства Айдаеву и Кульматову – вопрос открытый. Но наиболее вероятный ответ лежит на поверхности. В течение всего 2017 года ООО СК «Лидер» копило долги не только перед партнерами, но и перед государством. В итоге задолженность по налогам и сборам достигла 7,3 миллиона рублей. В апреле 2018 года компания была признана банкротом. 

Продолжение следует? 

Сами же Айдаев и Кульматов, судя по всему, больше полагались на личное обязательство Бато Очирова, когда-то имевшего репутацию успешного бизнесмена, чем на добросовестность ООО СК «Лидер». И сильно ошиблись. В суде первой инстанции, куда депутат даже не явился, его юристы весьма ловко повернули дело. Дескать, сам он денег у Айдаева не брал, а значит, ничего не должен. И суд с этим согласился, указав, что «расписка была выдана Очировым, но в иных правоотношениях – Очиров поручился за ООО СК «Лидер» за возврат полученных в долг денежных средств». В удовлетворении исковых требований Геннадия Айдаева было отказано.

Сейчас это решение обжалуется в Верховном суде Бурятии. Можно ожидать подачи нового иска к Бато Очирову – о взыскании с него 20 миллионов рублей как с поручителя за ООО СК «Лидер». Рассчитывать на добровольное исполнение обязательств по поручительству, видимо, не имеет смысла. Иначе спорный вопрос уже был бы урегулирован без участия судебной власти и привлечения общественного внимания к деликатной теме финансовых отношений экс-титанов бурятской политики.

Кроме того, Сатар Кульматов подал заявление в Арбитражный суд РБ о включении его в реестр кредиторов банкротящейся строительной компании. Вряд ли семья экс-мэра смирится с потерей столь крупной суммы, и эта история еще далека от завершения.

Сила привычки

Давно подмечено: люди сильно меняются как от обретения богатства, так и от его утраты. Бато Очиров долгие годы был единственным владельцем и генеральным директором ООО «Икат-плюс». Все успехи компании связывались с его именем, что открыло ему путь в политику и во власть (баллотировался в президенты Бурятии в 1998 году, был техническим кандидатом Вячеслава Наговицына при его повторном назначении в 2012 году, депутат Народного Хурала с 2007 года).

В июле 2016 года ООО «Икат-плюс» было признано банкротом. После чего Очиров стал повсеместно отказываться от какой-либо личной ответственности за свое предприятие и долги, которыми оно обросло под его руководством, во всем обвиняя кризис. Хотя выяснилось, что в преддверии банкротства «Икат-плюс» интенсивно оформлял кредиты в банках.

Например, в Сбербанке было получено около миллиарда рублей, еще 350 миллионов – в АТБ. В итоге большая часть имущества компании находится в залоге у банков. Даже стопроцентная доля самого Очирова – под обременением. При этом «Икат-плюс» долгое время не платил своим работникам, накопив 44,7 миллиона рублей задолженности по зарплате и недоимку по налогам и сборам.

На Бато Очирова было возбуждено уголовное дело. От скамьи подсудимых его, по сути, спас конкурсный управляющий, который сумел погасить долги перед работниками и государством за счет продажи оставшегося не заложенным имущества. Уголовное дело закрыли по нереабилитирующим обстоятельствам на основании заявления самого Очирова, что, по мнению правоведов, равносильно признанию вины.

Кстати, в положении о праймериз «Единой России» в качестве одного из оснований для отказа в регистрации участника указано «выявление действий, дискредитирующих партию». Но, видимо, в оргкомитете считают, что не платить зарплату и налоги – это нормально и партию не дискредитирует?
        
Нежелание платить по счетам быстро входит в привычку. Сегодня, когда от имени Бато Очирова в Баргузинском районе устраиваются пышные фейерверки и раздаются продуктовые наборы, а приезжие политтехнологи сулят местным агитаторам фантастические гонорары, возникает вопрос: кто будет рассчитываться за этот аттракцион неслыханной щедрости? Или никто и не собирается – в силу привычки? 

Артем Самсонов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.