21.05.2018
Почему иногда так трудно выразить свою мысль?

Каждый из нас знает, как легко и одновременно трудно бывает общаться. Вроде бы ничего сложного – говори да говори, но порой собеседник почему-то не понимает нас или у нас не клеится с ним разговор. Бывает, хочешь сказать одно, а выходит совсем другое. В голове мысль звучит гениально, а высказал – ничего особенного. Почему случаются проблемы в общении и как с ними справляться, расскажет психолог Игорь Бадиев. //    

Три стороны общения //

– Игорь Валерьевич, что такое общение и какую роль оно играет в жизни человека? 

– Переоценить значение общения очень трудно. Человек – существо социальное, его жизнь протекает в обществе себе подобных. Общение является тем самым «клеем», который делает возможным совместные действия разных людей.

Наши высшие психические функции развиваются исключительно в общении. Оно не единожды выступает в роли ведущего вида деятельности в онтогенезе человека. Родившийся ребенок вместе с первым вздохом начинает общаться. Первый год жизни связан с так называемым непосредственным эмоциональным общением с матерью. На протяжении всей жизни в общении происходит формирование личности, становление человека.

Так что же такое общение? В психологии выделяется три стороны общения: коммуникативная – общение как способ передачи информации от одного человека к другому, интерактивная – способ воздействовать на другого человека, в результате чего возникает взаимодействие, и перцептивная сторона – восприятие в общении другого человека и себя самого.

Передача информации – одна из основных функций, которую несет в себе общение. Люди передают ее вербально и невербально. Использование слов, их значений, письменная речь – это то, что отличает человека от животных, которые тоже общаются, но, в отличие от человека, не могут передавать общие смыслы.

«Сломанный телефон» //

Поразительно, но, передавая информацию вербально, мы транслируем лишь небольшую ее часть. Причем этот процесс происходит со значительными искажениями. Что значит передать информацию другому человеку? В нашем языке мы используем слова, предложения, словосочетания, а передаем мы какую-то определенную мысль. В голове у нас эта мысль формируется посредством языковых средств, но не в развернутом виде, а в виде так называемых опорных языковых блоков. 

Во внутренней речи мы можем говорить красиво, хорошо, умно и, самое главное, очень быстро. Вы, наверное, не раз замечали, что чтение вслух гораздо медленнее, чем чтение про себя. Все потому, что мы читаем этими сжатыми опорными элементами. А когда мы читаем вслух, мы переводим в слова эти опорные элементы. Так внутренняя речь превращается во внешнюю. 

Вы не раз, наверное, замечали, что мысль, которая гениально звучала в голове, при высказывании «терялась» – в словах получилось совсем не то, что мы имели в виду. Это первое искажение при переходе от внутренней речи к внешней. Нам бывает трудно подобрать нужные слова, выражения, в результате часть смысла теряется. 

Еще один момент – мы высказали мысль, другой человек ее выслушал, но во время передачи часть информации частично потерялась (за счет воздействия каких-нибудь внешних шумов, например). Далее смотрите, что происходит. Собеседник воспринял внешнюю речь и перевел ее в свою внутреннюю. Естественно, раскодировка внешней речи осуществляется с учетом жизненного опыта реципиента информации – те слова, которые подбирал говорящий, интерпретируются им несколько иначе, с учетом своего жизненного опыта.

Если мы попытаемся сравнить ту мысль, которую имел в виду говорящий, и ту, которая в итоге появилась у слушающего, то они могут быть абсолютно разными, а иногда даже противоречивыми. Так происходит искажение информации при передаче информации от одного человека к другому. Напоминает детскую игру в «сломанный телефон», не правда ли?

Обмен не только словами //

Это искажение коммуникативной стороны усугубляется еще и тем, что в процессе общения мы воспринимаем не столько сухую информацию, сколько отношение говорящего человека к ней и к нам. По данным разных исследователей, в процессе общения на невербальные средства приходится порядка 75 процентов всей информации. 

Интонация, тембр голоса, мимика, жесты, расположение тела – это все имеет для нас значение. Мы воспринимаем информацию комплексно, в целостном виде. А так как на вербальные средства приходится достаточно небольшой процент объема всей информации, то для нас оказывается очень трудным выстраивать коммуникации. 

Неотъемлемой частью общения является интеракция – воздействие говорящего на слушающего. Мы не просто передаем какую-то информацию, мы передаем ее с какой-то целью. Мы отдаем приказы, просим, и даже когда просто рассказываем что-то, мы хотим, чтобы у слушающего сложилось определенное отношение к этим событиям. Мы воздействуем на собеседника, а он воздействует на нас. Так происходит взаимный обмен эмоциями, мыслями, чувствами. 

Этот обмен возможен только при условии, что мы воспринимаем друг друга. Поэтому именно перцепция (восприятие) является неотъемлемой частью общения. У нас складывается определенный образ собеседника, себя как участника общения, ситуации в целом.

Навык требует практики

– Что означает фраза «человек не умеет общаться»? 

– Это значит, что некоторые стороны общения у человека протекают с сильными искажениями. Когда человеку трудно сформулировать, подобрать слова, высказать свою мысль, свое отношение через невербальные средства общения, тогда мы говорим о том, что у человека недостаточно развиты коммуникативные навыки. Человеку, который не может донести до других информацию о том, чего он хочет, что он видит и чувствует, очень трудно реализовать себя, получить желаемое. 

– Можно ли развить эти навыки?  

– Широко известны тренинги коммуникативных навыков, которые направлены на то, чтобы научить человека хорошо и грамотно формулировать свою мысль и передавать не просто вербальными средствами общения, но и активно пользоваться невербальными. 

– Как появляются проблемы с коммуникацией? 

– Проблема недостатка коммуникативных навыков – это недостаточная их практика. Навык развивается в практике. Именно поэтому, например, для подростков очень важно много общаться друг с другом. Для них общение со сверстниками является ведущим видом деятельности. И это не просто общение – собрались и поболтали – так они учатся выстраивать коммуникации. 

Естественно, что если по ряду причин ребенок оказался в условиях, где он не может научиться общаться, ограничен в возможностях коммуникативной практики, то ряд навыков у него может не развиться. Но поскольку это навык, он приобретается именно в практике. Научиться этому можно. 

Если ты никогда не видел больших водоемов и не умеешь плавать, ты все равно можешь научиться этому, если задашься целью. Да, это будет сложнее, чем если бы ты умел плавать с детства, и, может быть, ты будешь плавать несколько хуже и тебе понадобится очень много усилий, но ты можешь научиться. 

Искажения в видении собеседника

Другой вопрос касается такого понятия, как эффективное общение. Что это такое? Это то, насколько в общении мы можем достигнуть поставленной перед собой цели. А это, в первую очередь, интерактивная сторона общения – все мы пытаемся воздействовать на других людей, а они на нас. Эффективность общения определяется тем, насколько оказывается достигнута поставленная цель. Например, целью общения менеджера по продажам является заключение сделки, и если он достигает этой цели, можно сказать, что его общение было эффективным. 

Для того чтобы общение было эффективным, нужно четкое осознание цели. Часто мы общаемся бесцельно, просто ради удовольствия, и это нормально. Целью общения является просто эмоциональный обмен, чтобы не чувствовать себя одиноким. Такое межличностное общение тоже имеет свои цели. Просто мы не отдаем себе в этом отчета. С какой целью я встречаюсь с друзьями? Не для того же, чтобы продать им что-то или воспитать в них что-то. Значит ли это, что у этого общения нет цели? Она есть, и заключается в релаксации, в отдыхе, обмене эмоциями. Если я получаю удовольствие и отдыхаю с ними, то это общение эффективно. 

– Что влияет на эффективность общения, помимо осознания цели?    

– Очень сильно влияет то, как мы воспринимаем нашего собеседника. Об искажениях, которые возникают в процессе взаимодействия людей, мы говорили не раз. Это связано с не очень адекватным представлением, которое складывается у нас во время общения, о собеседнике, нас самих и о самом процессе.

На восприятие влияет определенная установка. То, как мы «видим» нашего партнера, влияет на весь процесс общения. Если мы воспринимаем нашего партнера как человека злобного, агрессивного, то это отношение к нему мы передаем по невербальным каналам. Он воспринимает это отношение, которое определяет то, как он будет реагировать на нас. Естественно, что его реакция будет соответствовать нашему представлению о нем. Если мы воспринимаем его как агрессивного человека, то и он будет вести себя агрессивно. Тем самым он подкрепляет наше представление о нем как о злобном человеке. 

Поэтому, когда человек говорит, что вокруг него сплошь плохие люди, проблема, скорее всего, не в окружающих, а в нем самом. Как ты относишься к людям, так и они, отзеркаливая, будут относиться к тебе. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
^