22.01.2018
Как узнать себя настоящего среди сотен ролей, которые мы играем ежедневно

Существует много определений понятия «счастье» или «счастливый человек». Как уверяет психолог Игорь Бадиев, успешность и внутренняя гармония человека напрямую зависят от того, насколько он ощущает целостность своей личности. Когда внутренний стержень позволяет тебе быть самим собой и не изменять себе, в какой бы ситуации ты ни оказался. Психолог Игорь Бадиев объясняет, как формируется целостная личность и что такое личность «диффузная».

Человек – существо социальное

Что такое идентичность? По сути это ответ на вопрос: «Кто я такой?». Это то, что мы называем личностью. Кем себя считает человек. К какой группе себя относит. Каким он себя видит.

Эрик Эриксон выделил восемь стадий развития идентичности. В каждой из них приобретается то или иное качество личности человека. Эти стадии сменяют друг друга так называемыми кризисами идентичности, во время которых и происходит развитие личности. В зависимости от того, в негативном или позитивном ключе был пройден тот или иной кризис, и будут формироваться сильные или слабые стороны личности человека. 

Первая стадия, через которую мы проходим, это период от рождения до года. На этом этапе формируется базовое доверие. Если этот период проходит в благоприятных условиях, то ребенок обучается доверять миру. Здесь в качестве социального окружения, которое формирует это базовое доверие к миру, является мать и эмоциональный контакт с ней. Именно поэтому наличие близкого человека, который заботится о ребенке в первые годы жизни, является очень важным с психологической точки зрения. В этот период ребенок идентифицирует себя с матерью. По сути ребенок не может отличить себя от матери: он ощущает себя с ней одним целым. Если этот этап проходит в негативном ключе, то формируется «базовое недоверие» к миру.

Второй период длится от года до трех лет. Здесь в качестве социальной группы, с которой себя ребенок начинает идентифицировать, – семья. Ребенок начинает ощущать себя членом семьи. Осознавать себя независимым человеком, обретает так называемую автономию. И если в младенчестве он не может отделить себя от матери, то теперь он уже воспринимает себя отдельным существом. И к трем годам в речи ребенка появляется местоимение «я». Задача этого периода – как раз таки в приобретении автономии. Качество, которые развивается в результате позитивного разрешения этого кризиса, – формирование воли. То есть способность регулировать свое поведение. То, что мы называем силой воли, целеустремленностью, устойчивостью. Если же этот кризис развивается в негативном ключе,  его последствия: слабая воля, плохой контроль своего поведения, проявление излишней навязчивости либо стремление к власти, к доминированию.  

При благоприятном развитии в этот период ребенок приобретает навыки самообслуживания, например, сам одевается, завязывает шнурки, учится контролировать себя. При неблагоприятном развитии может стать настоящим деспотом, эгоистом, маленьким царем, которому все должны поклоняться. Либо ребенок стремится всегда и везде быть в центре внимания – формируется излишняя навязчивость.

Сюжетно-ролевые игры 

Следующий период – от трех до семи лет. В это время происходит идентификация человека со сверстниками. Также происходит половая идентификация. Ребенка начинает интересовать, чем отличаются мальчики от девочек. В этом возрасте для малыша важно видеть правильные образцы поведения. Иначе как ребенок узнает, чем отличается мужское поведение от женского? Или о том, что он тоже будущий папа или мама, и прочее. Именно из своей семьи ребенок познает, как должен себя вести мужчина, а как – женщина, каковы семейные роли отца и матери. В этом возрасте любимые игры – сюжетно-ролевые. Дети играют в школу, в больницу, дочки-матери. Они примеряют на себя те или иные социальные роли. В процессе этой идентификации формируется такое качество, как инициативность. И если этот период проходил в благоприятном ключе, человек становится активным, целеустремленным. 

В случае если кризис развивался в негативном ключе, формируются пассивность, постоянное чувство вины. Это бывает, когда детей наказывают за игры или ставят жесткие рамки, ограничения, сурово наказывают, критикуют. Из-за чего формируется постоянное чувство вины – за то, что «ты какой-то неправильный». Это базовое чувство вины даже во взрослом возрасте не дает человеку проявить инициативу, смело реализовывать свои мечты и стремления. Человек предпочитает активности пассивность.

Формирование компетентности

Следующая стадия – возрастной период от 7 до 12 лет. Происходит идентификация с учителями и одноклассниками. И здесь главная задача – «научиться учиться». То есть главное – не приобретение знаний как таковых, а усвоение способов получения новых знаний. Именно в этом возрасте формируется восприятие самого себя как компетентного или некомпетентного человека. 

Если учебная деятельность ребенка в этом возрасте была успешной, он ощущает себя компетентным. Он учится приобретать знания, чувствует себя разбирающимся во всех областях жизни. В случае если этот кризис развивался в негативном ключе, формируется чувство некомпетентности. От человека часто можно услышать фразы: «Я не умею», «я не знаю», «я не могу».

Следующая стадия – подростковый возраст от 12 до 18 лет. Происходит формирование так называемой эгоидентичности. Впервые ребенок начинает воспринимать себя как целостную личность. Все те социальные роли, которые он усвоил ранее, начинают собираться в единую систему, становясь единым всеобъемлющим качеством, которое называется эгоидентичность, осознание «кто я такой».

Диффузная личность

Для подростков этот кризис сопровождается вопросами к самому себе: «В школе я такой. Дома другой, во дворе – третий. Так какой же я на самом деле?». К окончанию подросткового возраста этот вопрос должен быть решен. Подросток должен осознать, кем он является, вне зависимости от того, в какой социальной ситуации находится. 

В результате положительного разрешения этого кризиса формируется верность самому себе. Личность становится целостной. И какая бы ситуация ни случилась, человек будет верен самому себе. 

Если кризис развивался в негативном ключе, получается диффузная идентичность. То есть раздробленность идентичности. В семье я такой, на учебе другой, в компании друзей – третий. Какой я на самом деле, не знаю. Я везде разный. У меня нет целостной личности. Я вот такой размытый. И эта диффузность может сохраняться на протяжении всей жизни. Человек будет постоянно подстраиваться под ту или иную ситуацию. Чем отличается целостная личность от диффузной? В первом случае человек меняет ситуацию под себя. Во втором – человек пытается менять себя, подстраиваясь под ситуацию. 

Целостная личность формируется именно в подростковом возрасте. Появление того самого внутреннего стержня, вокруг которого и выстраивается вся личность.

Способность любить и заботиться 

Следующий период – молодость (от 18 до 25 лет). Происходит освоение близких отношений. Социальная группа, с которой происходит идентификация, – друзья, любимые.

Молодость – пора любви, не зря ее так называют. Именно в этом возрасте человек осваивает интимные межличностные партнерские отношения: это и любовь, и дружба.  Человек учится выстраивать эти отношения. И если у нас этот период развивается в позитивном ключе, у человека формируется такое качество, как способность любить. Если же этот кризис развивался в негативном ключе, появляется чувство исключительности: «Я не такой, как все. Я исключительный».

Кстати, механизм, противоположный идентификации, – отчуждение. Если идентификация –  «я такой как», то отчуждение – «я не такой как», «я единственный в своем роде».

Следующий возрастной этап – взрослость (от 25 до 65 лет). Здесь человек идентифицирует себя с семьей и профессиональной группой. Семья и профессия выходят на первый план. Задача этого периода – то, что мы называем продуктивностью, эффективностью. Важно то, насколько человек реализовывает самого себя в профессии, семье, каких-то еще областях. Если этот период развивается в позитивном ключе, человек приобретает способность заботиться о других людях: детях, супругах, родителях, друзьях, коллегах. Происходит осознание своей ответственности. 

При развитии этого периода в негативном ключе у человека формируется отчуждение, чувство одиночества, ощущение непонятости, обиды на весь мир. Человек себя ощущает одиноким не в физическом плане – совсем не обязательно, чтобы вокруг него никого не было. Он чувствует себя одиноким внутри. Не ощущает себя частью ни своей семьи, ни своего коллектива на работе и так далее. 

Мудрость или презрение

И, наконец, старость (возрастной период от 65 лет). Здесь социальная группа, с которой происходит идентификация, – человечество в целом. Происходит переосмысление себя в разрезе всего человечества. Всю жизнь ты был членом семьи, частью профессиональной группы, а здесь ты выходишь на пенсию, дети уже взрослые, все разлетелись кто куда, и тут снова встает вопрос: «А кто я?», «кто я вне семьи и профессии?».

Это и есть второе обретение эгоидентичности. Возврат к своему стержню, который формировался в течение всей жизни, начиная с самого рождения.

В случае позитивного развития этого кризиса человек обретает мудрость. Он воспринимает себя частью человечества. Может поделиться жизненным опытом. Находит себя вновь. В негативном ключе развития человек испытывает чувство презрения к окружающему миру, людям, ко всему человечеству. Все мы знаем таких бабушек, которые всегда ворчат, сплетничают, осуждают и оскорбляют всех вокруг.

Другими словами, внутренняя гармония, а значит, и счастье человека, напрямую зависит от того, насколько он правильно себя идентифицирует и ощущает ли целостность своей личности. 

Василиса Шишкина, «Номер один».
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
^