Бурятию накрыла вспышка бешенства

Вирус подобрался к Улан-Удэ – самому густонаселенному бродячими животными городу республики
A- A+
Улан-Удэ объявлен угрожаемой зоной по бешенству. Очаги заболевания выявляются все ближе к столице республики. Речь идет о небывало мощной вспышке, которая может перерасти в общереспубликанскую эпидемию. 

Вирус передается с выделениями больных лис, волков, собак, кошек и других – при укусе, со слюной. Больное животное теряет над собой контроль (притупляются инстинкты страха, самосохранения), и оно бросается на окружающих. Дикие бесстрашно подходят к человеку, а собаки тем более. Учитывая, что в Улан-Удэ очень много бродячих собак, в городе вот-вот начнется паника. Вылечиться от бешенства невозможно. Вирус размножается в нервных клетках и продвигается по три миллиметра в час.

Спасайте ваших кошечек

По информации, которую удалось отыскать, последний раз факт бешенства в Улан-Удэ регистрировался в начале 1960-х. Сегодня стараются не повторить появления болезни.

– В выходные дни у нас идет подворный обход частного сектора. В будни работаем с управляющими компаниями – мы осуществляем стационар при управляющих компаниях. Размещаем листовки с объявлением, и в назначенные числа специалисты проводят вакцинацию в выделенном нам помещении. Работа с «управляшками» началась с прошлой недели. Не у всех есть возможность выделить помещения, но стараемся найти такую возможность, – рассказал нашему изданию Бэликто Нимбуев, заместитель начальника Улан-Удэнской городской станции по борьбе с болезнями животных.

Первыми стали ЖЭУ №5 (улица Пушкина) и ООО «Атрий» (улица Ключевская). В каждом месте привили по паре десятков собак и кошек. Методом подворного обхода «деревянных» жилмассивов города за последние полтора месяца иммунизировали более трех тысяч домашних питомцев.

Сколько домашних кошек и собак живет в Улан-Удэ, точно неизвестно. Чипирование или биркование, которое хозяева должны обеспечить питомцам, идут недостаточно хорошо.

– По городу идентифицированы более 4,5 тысячи. Но это, конечно, не все. И есть еще проблема – по частному сектору без надзора за оградой бегает много домашних собак. Правила содержания, выгула не соблюдаются, – отмечает Бэликто Нимбуев.

Вакцина покупается за счет федерального бюджета. На город препараты выделяет Управление ветеринарии. Запас есть. В меру сил мэрия помогает ветеринарам.

– Активно во всех городских районах выделяем технику, для того чтобы было удобнее вести иммунизацию, – говорит Константин Мошковский, председатель комитета городского хозяйства.

Правда, по поводу незамедлительного усиления борьбы с бродячими собаками не все просто. Идет плановая работа. Чего-то экстренного не происходит. На усиление требуются бюджетные деньги. В конце января пройдут торги по вопросу регулирования бродячих животных, заключат контракт.

– Мы все время ходатайствуем. Понимаем, что нам больше денег надо по безнадзорным. Дополнительно вроде бы нам обещали рассмотреть четыре миллиона, – надеется Константин Мошковский.

«Укус ниже пояса»

Очаги бешенства стали выявляться через два месяца после того, как Алексей Цыденов победил на выборах главы Бурятии, и стали первым испытанием на управленческую решительность и скорость. Вряд ли Цыденов ожидал, что это произойдет так скоро. Этакий неожиданный «укус ниже пояса».

Карантин на территории животноводческой стоянки одного фермерского хозяйства в сельском поселении «Хошун-Узурское» (Мухоршибирский район) глава республики ввел 17 ноября. Там образовался эпизоотический очаг.

Кроме того, Алексей Цыденов объявил населенные пункты, пастбища, лес, охотничьи угодья, животноводческие стоянки, расположенные на территории сельских поселений «Хошун-Узурское», «Калиновское», «Барское», а также территории в радиусе десяти километров от пострадавших стоянок, угрожаемой зоной.

В селе Хонхолой зараженная опасным вирусом лиса набросилась на ребенка, но не смогла прокусить верхнюю одежду. А 14 ноября на фермерской стоянке сельского поселения «Хошун-Узурское» лиса напала на сторожевую собаку. Исследование трупа лисы выявило вирус бешенства. Больше всего положительных проб на бешенство, в основном лис, поступило из Мухоршибирского района.

Как показало время, количество очагов бешенства стало увеличиваться очень быстро, а угрожаемой зоной стали объявлять один район Бурятии за другим.

Приступ бешенства

В декабре введение карантина стало обыденным явлением. Несмотря на отчаянные попытки не допустить новые очаги заболевания, они вспыхивали один за другим. «Приступ бешенства» становился все сильнее. В ответ Алексей Цыденов своими распоряжениями постоянно расширял список мест, где вводился карантин.

В конце прошлого года пал Тарбагатайский район. Уже зафиксирована вспышка в Нижнем Жириме. Алексей Цыденов под Новый год ввел карантин на подворье Полины Русиной. Стоит признать, тарбагатайцы держались долго.

Тарбагатайский район граничит с Улан-Удэ. Даже центральная городская свалка находится в тарбагатайском урочище Березняки.  К счастью, весь район пока не объявлен «бешено неблагополучным» – только село Нижний Жирим.

Если вирус прорвется на территорию Улан-Удэ, город погрузится в атмосферу страха, паники и возмущения. Ведь не секрет, что город «набит» бродячими собаками. Их тысячи. Люди станут шарахаться от любой собаки, встреченной у мусорного контейнера. Мусор станут выкидывать на улицы с балконов.

После падения тарбагатайцев власти республики объявили уже город Улан-Удэ и густонаселенный Иволгинский район угрожаемой зоной. Главе района Виктору Очирову и улан-удэнскому сити-менеджеру Александру Аюшееву аналогично рекомендовано принять срочные меры по вакцинации против бешенства бродячих собак и кошек, контролю выгула собак.

Бьют в набат

Прошел ряд экстренных заседаний противоэпизоотической комиссии при правительстве Бурятии. Плюс плановое и выездное – в Мухоршибири. В «горячие точки» приезжают на помощь ветспециалисты из других районов республики. Очаги бешенства «давят» всем миром.

– В рамках мероприятий по ликвидации бешенства ветеринарной службой вынужденно привито 56402 животных, из них сельскохозяйственных – 17448 голов, домашних – 38954 головы. Вакцинация сельскохозяйственных животных проводится строго в соответствии с ветеринарными правилами в неблагополучных по бешенству очагах, в первую очередь с целью выявления животных со скрытым течением болезни, во вторую – с профилактической целью, – рассказывают ветеринары республики.

Хотя бешенство смертельно, есть отказы от вакцинации. Уже составлено семь протоколов на отказников: накладываются штрафы.

Таким образом, Бурятия оказалась на тонком льду и в любой момент может провалиться в эпидемиологическую катастрофу. Если вирус таки доберется до Улан-Удэ, то годами не решаемая проблема бродячих собак спровоцирует взрыв. Последствия которого могут быть плачевны.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.