28.05.2018
Картинг – это «Формула-1» в миниатюре, где соревнуются на небольших, но мощных гоночных автомобилях

В Бурятии этот зрелищный вид автоспорта раньше пользовался большой популярностью, однако сейчас находится на грани выживания.

Напомним, картинг получил распространение в нашей стране в советское время. Тогда клубы юных техников повсеместно осваивали этот начальный вид автоспорта при поддержке ДОСААФ, но с развалом Советского Союза в упадок пришел и картинг. Не избежала этой участи и Бурятия. Кроме столицы республики, любители картинга есть лишь в нескольких в районах, но, к сожалению, выехать на соревнования из Тарбагатая и Кабанска весьма проблематично.

В самом же Улан-Удэ остался лишь один клуб, который занимается развитием картинга. Это станция юных техников, которая расположена на «Элеваторе». Спортивный клуб «Эдельвейс», базирующийся на авиазаводе, долгое время был центром развития этого вида спорта. Однако в прошлом году картинг закрыли и здесь. Этот клуб ютился в небольшом гараже, где на небольшом пятачке ждут своего часа несколько разобранных картов, по соседству с ними ночуют и спортивные мотоциклы. 

– Никому в Бурятии картинг не нужен. Меня попросили из клуба, сказали, что им автоспорт только мешает, – рассказал бывший тренер клуба Владимир Зятьков. 

Именно Зятьков был главным энтузиастом этого вида спорта и регулярно выезжал на соревнования вместе с юными пилотами. 

– Картинг – это базовый вид автоспорта, которым можно заниматься с семи лет. К сожалению, сейчас мы почти не получаем финансирования от государства. Лишь 30 000 рублей в год на две гонки. А раньше мы получали деньги и от ДОСААФ, и от авиазавода, – вспоминает Владимир. 

Сам Владимир увлечен автоспортом уже более 20 лет. В его карьере есть различные гонки на автомобилях и мотоциклах, но первые шаги были сделаны именно в картинге. В «Эдельвейсе» Владимир и его помощник Игорь тренировали более 20 детишек. Хотя к соревнованиям допускаются дети от восьми лет, тренироваться можно начать и с пяти-шести лет. Верхнего предела по возрасту не существует, можно начинать заниматься и в 30, и в 40, и так далее. Важны следующие детали: наличие желания, свободного времени и средств. Рост, вес и физическая подготовка на начальном этапе особого значения не имеют. 

Отметим, картинг – технический вид спорта, и его трудно назвать дешевым. 

– Это затратный вид спорта. Вначале можно заниматься и на клубном карте, но успехи придут только на собственном. А стоит карт начального уровня порядка 100 тысяч рублей. Прибавьте сюда масло и бензин на тренировки, плюс шины для карта стоят, как у настоящего автомобиля. Тот же бензин используется 98-й, на 100 километров уходит порядка десяти литров. Именно родители были нашими главными спонсорами, – говорит тренер.

Несмотря на небольшие габариты, карт имеет огромные скоростные возможности. Например, в популярных интернет-роликах миниатюрный карт на трассе обгоняет спортивный суперкар «Феррари». Максимальные скорости картов самых массовых взрослых классов во всем мире типа «Интерконтиненталь» на различных трассах достигают 130–190 километров в час, а детских «Мини», «Ракет», «Кадет» – 80–120 километров в час, что при условии отсутствия кузова делает все это довольно опасным. Самой частой аварией на карт-треках является переворот. Избежать серьезных травм помогает специальная одежда для гонщика. 

– Обязательный элемент – экипировка. В нее входит шлем, ошейник и перчатки. Чем больше ребенок защищен, тем родитель спокойнее, – отмечает тренер карт-клуба. 

По мнению тренера, поддержка детского автоспорта не должна ограничиваться выделением средств секциям и клубам, главной задачей является строительство трасс для проведения соревнований и тренировок. 

– В Улан-Удэ нет специализированной трассы для спортивного картинга. Нам приходилось проводить соревнования на площадке возле ипподрома, где теперь конечная остановка маршрутных автобусов. А теперь остался только бизнес. Как говорится, ничего личного, – сетует Владимир Зятьков. 

Андрей Шевченко, «Номер один».
^