Улан-Удэ – город несбывшихся надежд

Отсутствие инвесторов мешает благоустройству города, а их воля определяет, как будет выглядеть столица Бурятии
A- A+
Когда-то в 2012 году прежний главный архитектор Улан-Удэ Владислав Итыгилов пообещал горожанам скорые преобразования в архитектурном плане города. Речь шла о грандиозных изменениях, которые ожидали столицу. Но городская власть сменилась, архитектор тоже, а обещания остались обещаниями. Что из обещанного сбылось, ответил нынешний председатель комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству Александр Маренич.
 
Уйти от «деревяшек»

– Тогда, шесть лет назад, очень много говорилось о будущем облике города. К примеру: «Сейчас прямого выхода к берегу реки нет, но со временем горожане и гости города, посетив площадь Советов, пройдя мимо красивого фонтана, будут прямо спускаться к набережной», – говорилось в интервью Владислава Итыгилова в 2012 году.  Позже в соцсетях был распространен макет грандиозной застройки. Что с этим проектом сегодня?

– Есть планы облагородить территорию выхода улиц Коммунистической, Свободы, Каландаришвили к набережной, сделать транспортные подходы и пешеходные пути, уйти от этих «деревяшек», сараев, туалетов. При прежнем главе мы делали проект, в котором представили улицу Шмидта как пешеходную, с выходом к набережной. Мы так и хотим это сделать. Но есть проблема: застройщику нужно расселить людей из непригодного жилья и поставить здание максимум в пять этажей.

Здесь расположена зона культурного наследия, и с этим надо считаться. Да, мы понимаем, что эта территория невыгодна, если строить жилье, только торгово-развлекательные объекты и территории общего пользования. Есть хороший пример – 130-й квартал в Иркутске. Но без инфраструктуры – тепловых сетей, водоснабжения, водоотведения и так далее – ни один инвестор не сможет зайти. В рамках 350-летия планировалось выделение миллиардов рублей на инфраструктуру, но с изменением законодательства нам дали только на проведение праздника. На данный момент идут переговоры о включении в федеральные программы этих объектов.

Грандиозный проект застройки от оперного вниз по улице Ленина прошел Градсовет.   Остались публичные слушания по предельным параметрам. Собственник – ООО «Гринвиль» – очень долго готовил саму документацию, очень сложную в инженерном плане. Должны выйти на заключительную стадию, они уже проходят государственную экспертизу с проектом. Все теперь зависит от застройщика, который в этом году планирует начать осваивать эту территорию. Много проектов было представлено по использованию подземного пространства площади Советов, но пока ни один из них не будет осуществлен. Пустить дорогу вниз, оставить площадь для людей, а под землей сделать торговое пространство наподобие Манежа – идея очень интересная.

Застройка «как придется»

– Многим кажется, что у города нет генерального плана архитектурной застройки, что новые здания вырастают без учета архитектурного ансамбля и по внешнему виду бывают уродливы.
 
– Есть Генеральный план 2008 года, который не состоялся еще и на десять процентов.  Генеральный план – это план развития города на 20–30 лет. Есть необходимость внесения изменений в Генплан. Мы смотрим реально на вещи. Утверждение изменений в генеральный план запланировано на 2020 год. Будем сотрудничать с ООО «Гипрогор» (Москва), которые также участвовали при проектировании Сочи, острова Русский в Приморье. Надеемся, они дадут нам направление и толчок. Прежний Генеральный план сделан с учетом советских реалий, когда город проектировала власть и застраивало государство. Город как таковой уже сформировался, самое главное, чтобы он был комфортным для проживания. У каждого человека своя красота и понимание, что такое красивый город, но комфорт все понимают приблизительно одинаково.

– Возвращаясь к обещаниям 2012 года: «За театром бурятской драмы на территории по направлению к Батарейке будет снесена часть домов вблизи набережной. Со временем там предполагается обустройство набережной с видовой площадкой туристического объекта «Острог» и создание музея. Верхняя и Нижняя Батарейки будут застраиваться современными домами», говорится в том же интервью. Что из этого сделано?

– Это основание Удинского острога, где мы провели часть археологических раскопок, там было найдено много интересного. Без этих раскопок на 50 сантиметров лопату нельзя воткнуть. Сейчас мы взяли на археологию еще один небольшой участок, чтобы благоустроить потом, хотя бы территорию, где памятный камень, поклонный крест. К 350-летию мы планировали смотровые площадки и какой-то объект монументального искусства. Нужно было порядка 80 миллионов рублей, чтобы переселить оттуда жителей.  Хотели сделать площадку в виде острога, но бюджета не хватило. Там не планируется высотных домов, только пешеходная и прогулочная зоны с видовыми площадками.

– На пересечении улиц Советская и Свободы нам обещали красивый Дворец бракосочетания…

– Пока Дворец бракосочетаний останется там, где был, – в здании бывшего кинотеатра «Прогресс». Я бы видел новый Дворец бракосочетаний на территории улиц Шмидта и Каландаришвили возле Центрального стадиона, в районе бывшего военкомата. Это место хотели бы получить многие инвесторы. Было много удачных проектов. Мы давали задание авторам совместить в многофункциональном комплексе и досуговый центр, и, возможно, Дворец бракосочетаний. Когда появятся деньги, проект будет осуществлен, а пока мы хотим просто благоустроить эту территорию. Будет ли там Дворец бракосочетаний, решат республиканские власти. Видение есть, а когда это начнется, неизвестно.

«Как можем, так и строим»

– В юго-западном районе предполагалось строительство большого парка на месте бывшей городской свалки. Кроме того, в сотых кварталах должны были появиться кинотеатр, гостиницы, спортивные сооружения, новые школы, поликлиники, аллеи, парки, детские сады, торговые объекты. Прокомментируйте, когда?

– Город развивается на юго-запад и юго-восток – это сотые квартала, район микрорайона Энергетик и Спиртзаводская трасса. Мы не город федерального значения, как можем, так и строим. Мы понимаем, что городу незачем расти вширь, город должен быть компактным, потому что расширение означает увеличение протяженности сетей и коммуникаций.

Нужно поднимать комфортность на застроенных территориях. Муниципальной адресной программой развития застроенных территорий мы охватили все районы. Особенно Октябрьский и Железнодорожный районы нужно поднимать за счет работы с инвестором. Ну и, конечно же, центр города. Мы помогаем с инфраструктурой, сетями и коммуникациями, а инвестор расселяет. Новых свободных территорий нет, кроме как развитие юго-запада и юго-востока.

– На какой стадии строительство Ледового дворца? 

– Есть заинтересованный инвестор по Ледовому дворцу, который предполагается разместить на территории ФСК. Есть также проекты ледовых площадок в строящихся торговых центрах на проспекте Автомобилистов и рядом с «Пиплс парком».

– За все эти годы так и не решилась до конца проблема городского пляжа. Что делается в этом направлении?

– Комитет по имуществу заключал концессию по освоению Комсомольского острова, на котором планировалось сделать парк отдыха с аквапарком. Он так и назывался – «Остров счастья». Намерения были, но сейчас дело идет к расторжению соглашения из-за отсутствия инвесторов. Чисткой русла занимается минприроды, но пляжного безопасного места пока нет. Комитет городского хозяйства резервировал место для организации пляжа. Теперь речь идет о создании там спасательного поста. На Комсомольском острове я сам был два раза. Да, там безопасно, но ощущения реки там нет, потому люди выезжают в разные дикие места, где купание запрещено.

Диляра Батудаева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.