Жизненный выбор

Как выбрать профессию и не ошибиться?
A- A+
Вопрос профессионального самоопределения подростков сейчас как никогда актуален. В школах прошли последние звонки, впереди у выпускников сдача ЕГЭ. Кто-то из школьников уже определился с профессией, кто-то еще раздумывает, куда поступать, но, наверное, для большинства детей тема жизненного выбора за годы учебы стала болезненной. Родители советуют одно, душа лежит к другому, друзья советуют третье. О трудностях профессионального определения расскажет психолог Алена Симонова.

Выбор ребенка – не выбор родителей

– Алена Николаевна, расскажите, как правильно себя вести родителям с ребенком-выпускником. Чем они могут помочь, а чем навредить? 

– На мой взгляд, профориентацией нужно начинать заниматься уже с детского возраста, примерно с класса пятого-седьмого, чтобы у ребенка была цель и мотивация к учебе. Сейчас школьник должен выбрать, какие предметы он будет сдавать на ОГЭ, уже в начале учебного года в девятом классе. А это значит, что к этому времени 14-летний человек должен представлять, хотя бы в какой области он будет искать потом учебное заведение. Помните, раньше такой выбор вставал перед выпускниками только лет в 16–17? Мое мнение, что ни в 14, ни в 17 лет подросток еще не может четко определиться с тем, как он будет жить и чем заниматься.   

Часто в выборе профессии огромную роль играет семья ребенка. Бывает, родители настаивают на определенном выборе, потому что «знают лучше», потому что они опытнее. Случается и наоборот, они полностью отдают решение этого вопроса ребенку. Дескать, решай сам.  

Нечасто, но бывает, что ребенок действительно уверенно совершает этот жизненный выбор. Например, он с ранних лет имел стойкие интересы и последовательно шел к реализации себя в этой сфере. В этом случае от родителей нужна простая вещь – уважать мнение ребенка. Однако случается, что родители, стремясь уберечь ребенка от неверного шага, всячески пытаются помешать ему сделать свой выбор. Поэтому вот мой совет мамам и папам – это жизнь ребенка, а не ваша, пусть он научится брать ответственность за свои решения, пусть и ошибочные, пусть сделает по-своему, ведь для него это очень важно – самостоятельно выбирать свою жизнь. 

Если вы как родители все-таки боитесь за судьбу своего дитя, просто и с уважением к его мнению поговорите с ним, расскажите о трудностях, которые могут поджидать в его будущей профессии, поделитесь своим опытом. Ведь ребенок еще действительно слишком мал, чтобы четко понимать все плюсы и минусы будущей работы. Соберите всю информацию о профессии, узнайте, востребована она или нет, где обучают по этой специальности. Так вы не только поможете своему ребенку, но и вызовете в нем доверие и уважение. 

Помогать, но не навязывать

Бывает, что подросток совершенно не представляет себе, чего он хочет. Здесь по-настоящему нужна помощь родителей. Ведь они лучше всех знают свое чадо – чем он интересуется, что у него получается легко, умеет ли общаться с людьми. Например, у вас чрезмерно подвижный ребенок, подумайте, сможет ли он сидеть весь день в офисе. Если он не любит общество, стоит ли ему идти в юристы? Бывает, ребенок очень любит спорт, может быть, ему стоит подумать о профессиях, где ему на руку сыграет выносливость?      

– Однако нужно ведь ориентироваться еще и на востребованность профессии на рынке труда? Например, сейчас чрезмерно много юристов и экономистов, которые в итоге идут работать менеджерами.  

– Да, вопрос, сможет ли ребенок после окончания обучения найти работу, – один из главных. Нужно просмотреть тенденции на рынке труда, узнать, будет ли востребована выбранная профессия лет через пять. Рабочие профессии нужны всегда, в других направлениях рынок меняется постоянно.   

Кроме всего прочего, нужно позаботиться и о здоровье ребенка. Способен ли он переносить большие эмоциональные нагрузки? Сможет ли стоять на ногах весь день или работать с бумагами при заболевании глаз? Не стоит огорчаться, если в силу проблем со здоровьем заветная работа недоступна. В каждой профессии можно подобрать смежные специальности, которые дадут возможность заниматься любимым делом. 

Хуже, когда ребенок лежит на диване, и ему ничего не надо. На вопрос, кем он хочет стать, он отвечает: «Мне все равно». На мой взгляд, в этой ситуации, во-первых, не стоит паниковать. Во-вторых, нужно понять причины такого странного состояния. Может, стоит для начала найти проблему, которая гложет ребенка, чем экстренно «толкать» его учиться лишь бы куда. Поэтому в подобной ситуации я рекомендовала бы родителям обратиться за помощью к психологу.   

Профессия по темпераменту

При выборе профессии важно учитывать тип темперамента и тип нервной системы. Эти качества врожденные и в течение жизни практически не меняются. Люди-экстраверты по типу нервной системы (это чаще холерики и сангвиники по типу темперамента) очень хорошо себя проявляют там, где работа связана с людьми. 

У них достаточно хорошо развиты коммуникативные и лидерские качества. Общение является для них стимулом в работе. Это учителя, врачи, менеджеры, руководители. Меланхолики по типу темперамента чаще интроверты со слабой нервной системой. Они впечатлительны, очень ранимы, необщительны, предпочитают одиночество, избегают больших скоплений людей. Работа, которая требует общения, не будет доставлять им удовольствия, скорее наоборот, будет напрягать, ведь они очень быстро устают от людей и очень зависимы от мнения других. Это прекрасные программисты, цветоводы, бухгалтера. Работа на госслужбе им противопоказана, она требует большой психоэмоциональной устойчивости. 

У флегматиков сильная нервная система, но ригидная, они не любят трудиться в быстром темпе, но работу делают тщательно и аккуратно. Из них получаются хорошие инженеры и врачи. 

К слову, определить тип темперамента и нервной системы, изучить характер вам помогут психологи. Профориентацией детей и взрослых мы активно занимаемся в нашем центре «Психология счастья».

Неуспешный студент

– На что стоит обратить внимание, чтобы не совершить ошибку? 

– Подмена выбора профессии выбором вуза, а еще чаще ЕГЭ – очень частая ошибка старшеклассника. Наметив желаемую специальность лишь приблизительно, будущий абитуриент (часто вместе с родителями) приступает к поиску учебного заведения, курсов подготовки и репетиторов. А более точного представления о профессии тем временем не складывается. 

Стоит отметить, что не каждый выбирает для себя профессию раз и навсегда. По мере приобретения опыта работы по специальности происходит переосмысление собственной деятельности, вновь и вновь критически осознается, занимается ли человек любимым делом, какую пользу приносит его работа людям и что полезного она дает ему самому. В ходе жизни можно приобрести другую специализацию либо кардинально сменить сферу деятельности, иногда это бывает связано с общей неблагоприятной ситуацией в профессии. 

Давайте рассмотрим случай, когда еще в ходе учебы студент понимает, что учится не той специальности, которой он бы хотел учиться, а следовательно, выбор сделал неправильно. 

Осознание, что ошибся, может прийти достаточно поздно, на старших курсах вуза, когда человек либо бросает начатое, либо доучивается без интереса и идет работать не по специальности. Почему такое может произойти? Вариантов множество: это и изменение системы ценностей, взглядов на мир в процессе учебы (например, будущий финансист вдруг осознает, что для него имеет смысл только то, что делается своими руками, а не оперирование цифрами и бумагами), и увлечение какой-то другой сферой деятельности. Возможно, тому способствовало понимание, что у него не получается быть успешным студентом и хорошо учиться. 

Побольше практики

Свою роль может сыграть разочарование, которое рождается от столкновения с буднями профессии. Например, студент-педагог, впервые попавший на практику в школу, вдруг понимает, насколько его раздражают и не интересуют дети. Иногда идея сменить специальность вызвана внешними причинами, например, изменением ситуации на рынке труда в ходе обучения студента в вузе (резкое падение востребованности профессии либо падение уровня зарплаты). 

Риск не угадать с будущей специальностью огромен, если институт или профессия избраны выпускником под влиянием мнения родственников или друзей. Однако даже когда профессия выбрана самостоятельно, этот выбор иногда бывает неправильным. Во втором случае причин для ошибки может быть множество. Это и выбор профессии только по степени ее престижности или по величине зарплат в этой сфере, и «романтическое» представление о профессии, далекое от реального положения дел. 

Будущий студент также может путать интерес к конкретному школьному предмету или хорошее отношение к учителю с реальной задачей приобрести специальность. А поступающие на педагогические или психологические факультеты могут, даже сами не осознавая этого, руководствоваться в своем выборе желанием решить собственные проблемы. 

– Что же делать? 

– Первейший и самый главный совет в ситуации выбора профессии – как можно больше практики, еще до поступления в вуз, в старших классах школы. Очень часто школьник посещает курсы и ездит к репетиторам, при этом совершенно упуская возможность познакомиться с будущей профессией непосредственно. Старшеклассник, уже начавший получать опыт работы по специальности, в дальнейшем, поступив в вуз, может совмещать учебу с частичной трудовой занятостью, и тогда из института он выйдет не просто с дипломом, а уже имея неплохой задел профессиональной деятельности.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.