Кислородное голодание

Пока чиновники раскачиваются, жизни тысяч пациентов находятся под угрозой
A- A+

После публикации «Номер один» о проблемах компании «Анико»,  единственной в Бурятии и Забайкальском крае занимающейся поставками  кислорода,  в минздраве организовали экстренное совещание. Как будто до этого никто не знал, что запасов жизненно необходимого газа в больницах  крайне мало. Люди, обеспокоенные судьбой сотен пациентов, требовали рассказать, как будет решаться проблема. Журналисты атаковали минздрав Бурятии. Однако представители власти только попытались успокоить корреспондентов, не сообщив ничего внятного.

Спокойствие, только спокойствие

«Ситуация по обеспечению кислородом медицинских организаций республики находится под контролем» – с таких слов начал свое выступление министр здравоохранения Бурятии Дамбинима Самбуев.

На вопросы журналистов чиновник старался отвечать коротко, но обнадеживающе. Хотя было видно, что сильно нервничал.  

– Пока кислорода в медучреждениях Бурятии хватает на достаточно долгий период времени, – размыто сообщил министр  журналистам.

На уточняющий вопрос, на какой именно период времени хватит, поступил еще один лаконичный ответ: «Хватит».

Однако известно, что в больницах уже прекратились плановые операции в связи с отсутствием кислорода. Оперируют только экстренных больных. Отключили терапии, где пациенты проходили реабилитацию с использованием кислорода. Предприняты все возможные меры  для максимальной экономии лекарственного средства.

Правительство  срочно готовится к конкурсной закупке медицинского кислорода в других регионах. Однако не все так просто. Поставка кислорода требует определенных условий. Ближайшие заводы по производству жидкого газа находятся в Иркутске и Красноярске. Учитывая, что Иркутск не в силах полностью обеспечить кислородом даже свои больницы, остается лишь Красноярск.

Но если закупить кислород правительство сможет, то привезти его в Бурятию будет крайне сложно. Слишком велики объемы. Ведь в больницы требуется 2000 баллонов в месяц, и это только на Бурятию. А как Забайкальский край?

– Это четыре фуры-тягача и три полуприцепа на каждый регион. Машины должны быть не простые, а специально оборудованные. Такое дооборудование обойдется в 200 тысяч рублей за каждую машину. Стоимость одного спецтягача с полуприцепом – восемь миллионов рублей. Чтобы закупить минимальный кортеж, необходимо около 70 миллионов рублей, а еще плюс бочки, баллоны. В общей сумме примерно 100 миллионов, и это без стоимости покупаемого газа. При этом, приобретая его у местного  производителя, республика экономила свыше девяти миллионов в год, – комментируют специалисты сферы поставок газа.

Допустим, правительство найдет специфический транспорт для перевозки жидкого кислорода из Красноярска, но где и как его будут переводить в газообразное состояние?

– В больницах есть газификаторы. Они могут работать только в условиях автономности. Другим медицинским учреждениям они не могут давать. Это достаточно дорогой проект, – сообщил журналистам Дамбинима Самбуев.

Отметим, свой газификатор имеет  Республиканская больница имени Семашко. Вот только министр умолчал о том, что больница уже получила письмо от Росздравнадзора с предупреждением о незаконности его использования. На медучреждение даже налагался штраф. Но даже если республиканская больница, несмотря на штрафы и незаконность, сможет обеспечить себя, то что делать другим лечебным учреждениям?

Проблема в том, что делать медицинский кислород в Бурятии на сегодняшний день вправе лишь «Анико», на это у компании есть и документы, и необходимое оборудование. Компания прошла три этапа лицензирования. На что было потрачено шесть лет сложнейшей лицензионной работы. За это время проведена переподготовка специалистов-фармацевтов в Москве, получены специальные разрешения в Минздраве РФ, проведены доклинические исследования в медицинских институтах России. Построена собственная испытательная лаборатория, получена аккредитация  в структурах стандартизации РФ, получены доступы в базы Государственного реестра лекарственных средств и проделано огромное количество дополнительной работы.

Замкнутый круг

Напомним, единственный поставщик медицинского кислорода в Бурятии подвергся преследованию со стороны следственных органов. Компанию, которая на протяжении десяти лет профессионально занимается поставками кислорода, пытаются обвинить в фальсификации лекарственного препарата. Вопрос, зачем  Следственный комитет устроил гонения на социально значимое для республики предприятие, остается открытым.   Позже, как это заведено в России, к делу подключили налоговиков, которые тоже внесли свою лепту и возбудились на предмет  недоплаты налога на добавленную стоимость.

– Налоговая инспекция заблокировала наши счета на 42,5 миллиона рублей – производство остановлено. Сейчас мы вынуждены прекратить поставки кислорода в медучреждения Бурятии и Забайкальского края, – сообщил на прошлой неделе заместитель директора фирмы «Анико» Анатолий Петроченко.

К слову, владельцы «Анико» не согласны с таким крупным долгом, так как рассчитывали на законное возмещение налога в связи с колоссальными тратами на новое оборудование и строительство завода. Но налоговая отказывается признавать эти затраты. Теперь завод простаивает, работники разошлись по домам. При этом вскоре в больницах республики закончится кислород. Смертельная опасность нависла над тысячами пациентов, включая новорожденных детей.

Пресс-секретарь главы Бурятии Алексей Фишев сообщил, что вопрос находится на контроле Алексея Цыденова. В ближайшее время будут предприняты все необходимые меры для предотвращения кислородного дефицита. Мы попросили конкретизировать, как именно представители власти могут помочь в этой ситуации.

– Что касается существующих мер поддержки, то они носят компенсационный характер. Сначала предприятие приобретает производственное оборудование за свой счет, потом представляет в министерство документы о понесенных расходах. Мы компенсируем 50 процентов расходов, – рассказал  первый заместитель минпромторга Бурятии Алексей Унгаев.  
 
При этом  заместитель министра, видимо, не знал или сознательно умолчал, что условия получения  господдержки для данного предприятия заведомо невыполнимы. Ведь, чтобы получить такую поддержку, необходимо выполнить несколько существенных условий: оборудование должно быть приобретено в прошлом либо в этом году и, самое главное, – у предприятия не должно быть задолженности по налогам и сборам.

А тем временем налоговая требует от  «Анико» уплатить  42,5 миллиона рублей. Ведь налоговики посчитали, что компания закупила  оборудование на 150 миллионов  якобы у фирмы-прокладки. Да еще и «неправильно» – по частям, организуя сборку на месте. К тому же оборудование они начали приобретать еще в 2013 году.  Вот и получается, что рассчитывать на поддержку «Анико» в данном случае не может.

Имитация бурной деятельности

В том, что Бурятия осталась без кислорода, отчасти виноваты и чиновники. Компания «Анико» не раз сообщала в министерские кабинеты о катастрофичной ситуации. Однако в ответ приходили лишь отписки.

Надеясь, что  уж в Народном Хурале точно озаботятся проблемой, мы обратились к  заместителю председателя комитета по социальной политике Светлане Будаевой.

– Пусть министерство ответит, как быть дальше. Понятно, что это серьезный вопрос, но я думаю, без кислорода никто не останется, – ответила депутат.

Непонятно, на чем основана такая уверенность, но, видимо, в Хурале  сейчас не до проблем жителей и конкретного предприятия. Выборы на носу, а это важнее.

Попытались мы взять комментарий и у  уполномоченной по защите прав предпринимателей в Бурятии  Юлии Жамбаловой. Тоже безрезультатно.

– Мы в работу взяли, но пока ничего конкретного не могу сказать. Ведутся переговоры с налоговой, минздравом, никаких конкретных решений еще нет, – сообщила Жамбалова.

А тем временем, вместо того чтобы попытаться спасти уже действующее производство, в минпроме начали рассуждать о создании новой компании.

– По большому счету организовать новое производство медицинского кислорода в Бурятии возможно, но это длительный и трудоемкий процесс – получение разрешительных документов, лицензий затягивается на месяцы, – рассуждает Алексей Унгаев.

Судя по всему, заместитель министра не знает специфики работы  фарминдустрии, где  получение всевозможных разрешений на производство и  поставку лекарственного препарата затягивается в среднем на шесть лет. К тому же при работе с жидким кислородом необходимо спецоборудование, вплоть до особенных машин по перевозке, на что потребуются сотни миллионов рублей. Потому о каком-либо срочном создании нового подобного предприятия не может идти и речи. А кислород нужен здесь и сейчас.

Видимо, разговоры про создание новой кислородной компании идут исключительно для того, чтобы хоть как-то унять волнения. Отметим, что за десять лет существования директор «Анико» ни разу не получал государственной или республиканской поддержки. Ни разу не обращался за помощью к властям. Сейчас единственная просьба руководства фирмы – помочь во взаимоотношениях с налоговой,  а именно – реструктурировать внезапно возникшую задолженность. Они просят даже не снизить сумму, а просто дать возможность расплатиться по частям, не доводя до банкротства.

Непонятно в данном случае и отношение налоговой: учитывая социальную значимость предприятия, почему нельзя пойти навстречу предпринимателям. Угробить  компанию легко, но нельзя забывать о том, что компания приносит в бюджет около 12 миллионов налоговых отчислений в год. Кроме того, за счет работы предприятия власти экономят на кислороде 9,5 миллиона бюджетных рублей ежегодно. Ведь, если республика будет закупать кислород самостоятельно, цена возрастет почти в два раза.

– Из-за блокировки счетов ООО «Анико» не может вести деятельность, не может заправлять автомобили для перевозки, не может выдавать зарплату 100 работникам, не может оплачивать электричество на производстве, – констатирует заместитель директора фирмы «Анико» Анатолий Петроченко.

Поможет ли республика уникальному производству выбраться из запутанной ситуации или еще одной компании в Бурятии вобьют последний гвоздь в крышку гроба?

Екатерина Калашникова, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.