13.06.2018
Русский драмтеатр готовится представить премьеру «Перед потопом»

27 и 28 июня театр имени Н. Бестужева закроет 89-й театральный сезон. Финальной точкой станет премьера «Перед потопом» по пьесе современных драматургов братьев Пресняковых. Поставит спектакль литовский режиссер Тадас Монтримас, на счету которого спектакли «Пьяные», «Лунное чудовище», «Уступите место завтрашнему дню» и другие.

Братья Пресняковы известны широкому кругу благодаря пьесе «Изображая жертву», по которой режиссер Кирилл Серебреников снял одноименный фильм. Черная комедия тогда получила четыре номинации на премию «Золотой орел» и пять номинаций на премию «Ника». Однако другие драматургические произведения авторов также пользуются большой популярностью, особенно за рубежом. Их пьесы идут по всему миру: от Австралии до США.

Возможно, такая востребованность связана с соединением в их творчестве одновременно ужасного и прекрасного, юмора на грани фола с философскими размышлениями, умением Пресняковых чувствовать время на каком-то тонком, интуитивном уровне.

По сюжету пьесы «Перед потопом» мужчина по имени Йон покупает чипсы. Продавец в супермаркете уверяет, что, купив их, он выиграет яхту, на которой спасется сам, спасет свою семью и животных от надвигающегося второго всемирного потопа. История библейского Ноя получает в произведении новое прочтение. Однако новый Ной совсем не праведен, найти животных «каждой твари по паре» в крупном европейском мегаполисе не представляется возможным, как и сделать выбор, кого взять с собой в «ковчег».

Попутно братья Пресняковы ставят множество вопросов. Есть ли будущее у современного общества потребления, зацикленного на эгоизме, микротерроризме и ежедневно разрушающего самого себя? Есть ли вообще у человека хоть какой-то выбор, начиная от зубной пасты до мировоззрения, или все запрограммировано трендами, брендами, массмедиа и рекламой? Не «утонули» ли мы уже все в информационном «мусоре»?

Вообще тема выбора и его отсутствия стоит в пьесе довольно остро. Как написал на своей странице в соцсети художественный руководитель Сергей Левицкий: «Пьеса о инверсивности современного мира. О тотальном сбое системы координат, где человеку собственный выбор сделать почти невозможно, потому как он либо навязанный, либо заведомо фатальный».

При этом в пьесе, как отмечает режиссер, очень много юмора. И жанр спектакля Тадас Монтримас определил как комедия.

– Спектакль будет легкий, прикольный, иногда грустный, в нем есть это соединение грусти и юмора, ужасного и смешного, несерьезного и философского. Будет круто, мне кажется. Пусть зритель не думает, что это будет сложно: он придет, посмеется, а в конце задумается.

На вопрос о главной теме, которую режиссер вычленяет для себя в этой пьесе, Тадас ответил:

– Пожалуй, это экология в широком смысле, экология сознания, экология наших мыслей, поступков, отношений друг с другом. Мне кажется, что в мире накопилось так много грязи, как в физическом плане – горы мусора повсюду, задымление, даже космос весь замусорен, так и внутри – в психологическом плане. И эта крупная «мойка», очищение нам необходимо. Это пьеса – своего рода предостережение.

Подготовка к премьере идет полным ходом. Художником спектакля стала супруга режиссера Кристина Войцеховская. Главная роль нового Йона (Ноя) досталась популярному артисту театра Александру Кузнецову.

Варвара Стрельцова, «Номер один»
^