Черное время бурятских волков

Популяцию зверя в республике безжалостно истребляют
A- A+

По состоянию на конец февраля 2018 года на территории Бурятии численность волков составила 1323 особи. Это крайне мало для такого довольно обширного и лесистого региона.

Масштабная охота

Десять лет назад в республике было четыре тысячи волков, и все считали, что волка надо истреблять и истреблять. За каждого убитого серого хищника начали выдавать денежное поощрение из республиканского бюджета. Использовать для добычи волка отраву (фторацетат бария) запретили, но волку это мало помогло.

Волка добывают по разным основаниям. Можно добывать в целях любительской охоты. Есть добыча в рамках регулирования численности волков. Последняя является основным сегментом добычи.

Хотя для популяции данного вида не имеет значения, по какому направлению проходят убитые волки и каким способом их добыли. То ли с использованием огнестрельного оружия, то ли капканами или «на логовах» (охотник отслеживает волчью нору и истребляет весь помет родившихся волчат).

В прошлом году по сегменту регулирования численности волков в республике было выдано аж 1188 разрешений. В текущем году – 729. Итого за два года выдано почти две тысячи разрешений. Поэтому нынешняя численность популяции не вызывает удивления. На охоту выходят многие сотни человек. Часто объединяясь в бригады волчатников. Волкам устроили настоящую «кровавую баню».

К июню нынешнего года «истребители волка» добыли 353 головы. Из них 324 волка проходят по сегменту «в целях регулирования». Судя по темпам, популяцию волка в Бурятии будут продолжать активно истреблять. Это не совсем хорошо, так как в природе существует свой баланс, в который лучше поменьше вмешиваться. Серые хищники не зря зовутся «санитарами леса». В лесу их добычей становятся, в первую очередь, больные и слабые животные. Поедая их, волки снижают угрозу эпидемий в популяциях других животных.

Внимание волку добавила мощная вспышка бешенства, которая началась в Бурятии в последние месяцы прошлого года. Эпицентром стал Мухоршибирский район, но очаги были и в других районах. А столица республики и некоторые соседние муниципалитеты были провозглашены угрожаемой зоной по бешенству.

Биопробы, которые специалисты взяли у добытых волков и лисиц, показали, что среди исследованных волчьих образцов нет зараженных бешенством. А вот по лисицам зарегистрировано уже 44 положительных результата. В лабораторию постоянно поступают на изучение новые пробы от диких плотоядных.

Сохранится ли волк?

150 лет назад в Германии убили последнего волка, жившего в дикой природе. Такая же судьба была у волков в целом ряде других стран Европы. С 2000 года зверь кое-как возвращается в немецкую природу. Повторит ли бурятский волк эту судьбу? Где порог, за которым начинается угасание популяции? Известен ли он властям Бурятии, которые активно поощряют истребление важного звена в природной системе?

«Просто численность ничего не дает. Нужно знать пространственное распределение и где волки изымаются, тоже очень важно, для того чтобы сохранить популяцию», – отмечают в научной среде Бурятии.

Ученые отмечают, что когда активизируется добыча, численность уменьшается, вид реагирует.

«В природе существуют гомеостатические механизмы. Начинает больше выживать волчат, еще что-нибудь. На смену уничтоженным могут прийти к нам из Монголии, из Иркутска, еще откуда-то», – говорят ученые.

Поясним. Гомеостаз – это способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния. Гомеостаз популяции – способность поддерживать определенную численность своих особей длительное время.

Например, в Улан-Удэ при усилении истребления бродячих собак увеличивается количество щенков в пометах домашних, владельческих собак. Это известный факт.

Что касается бешенства, то бурятские ученые сообщили «Номер один»: они обращались в соответствующие республиканские структуры с тем, что во всех странах, где борются с бешенством, самый эффективный способ – это распространять вакцину.

«Не прививать, а просто раскидывать приманку с вакциной. Например, Великобритания, Канада, в тех же Соединенных Штатах, где много койотов. Там контролируют действительно численность, но еще там распространяют приманку. Только так удается добиваться прекращения циркуляции вируса», – напоминают опыт цивилизованных стран ученые.

Цель «номер два» – лисы

Вторым пострадавшим от целенаправленной добычи видом является лиса. В свете крупной вспышки бешенства на лис обращают внимания, наверное, даже больше, чем на волков. Среди лисиц выявлено множество больных бешенством. По этому виду тоже важно не перегнуть палку.

Лис в конце февраля текущего года по республике было 3332. Почти треть из них обитала в районах Бурятии, которые являлись или неблагополучными по бешенству, или входили в угрожаемую зону.

Лис больше, чем волков, но и мировой опыт говорит, что поставить на грань истребления можно любой вид. Между тем лисы поедают много мелких грызунов, которые являются переносчиками опасных для человека болезней и повреждают посевы зерновых.

Рыжих хищников, как и серых, добывают по линии любительской охоты и по направлению регулирования численности. На начало лета текущего года уже успешно добыли 999 лис (из них в целях регулирования численности – 648 голов).

Петр Санжиев, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.