20.06.2018
Директор компании «ЭкоАльянс» Игорь Михайлович Алексеев рассказал о том, что ждать Бурятии от первого регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО)

Многие жители Бурятии наслышаны о том, что вскоре нас ждет «мусорная реформа». Вместо множества разрозненных структур, занимающихся сбором и утилизацией мусора, появятся три региональных оператора, на которых и ляжет ответственность за твердые коммунальные отходы по всей территории Бурятии. Первый региональный оператор уже определен и приступает к работе – это компания «ЭкоАльянс». О том, какие перемены произойдут с началом его работы, – читайте в этом интервью.

– 14 мая 2018 года «ЭкоАльянс» присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории РБ в зоне 
№ 1. Как Вы оцениваете состояние этой территории с точки зрения объема образования отходов и наличия контейнерных площадок? 

– Объем образования отходов на каждой территории, безусловно, велик. Это касается как крупных городских образований, так и сельских поселений. Основная часть населения проживает в городах, и это повышает нагрузку на коммунальные службы в них. Но и в поселениях живут люди, а значит, и там есть отходы, нужно как-то и куда-то транспортировать. Не в каждом районе есть свои перевозчики, которые готовы взяться за вывоз мусора, поэтому перед нами стоит нелегкая задача в налаживании системы обращения с твердыми коммунальными отходами. В каждом районе состояние оценивается везде по-разному, и мы продолжаем работу по экспертизе этих вопросов.

– С чего «ЭкоАльянс» намерен начать работу на этих территориях и кого вы видите вашими основными партнерами в работе по сбору и утилизации отходов?

– В первую очередь, наши основные партнеры – это местные жители и активисты-общественники республики! Только благодаря слаженной работе с ними мы сможем добиться желаемого результата. Мы понимаем, что с приходом регионального оператора все надежды на очистку территории возложены на нас, но все же не стоит упускать из внимания поддержку администраций, главами поселений и местных перевозчиков ТКО. Мы уже начали работу по налаживанию контактов. Во время нашей с Вами беседы рабочие группы «ЭкоАльянс» из службы экологического мониторинга трудятся на отдаленных территориях с населением и отрабатывают вопросы по организации уборки территорий с главами поселений. К примеру, в одном из достаточно крупных поселений глава МСУ сам следит за чистотой территории, привлекая жителей к уборке мусора до начала туристического сезона. Поэтому, можно сказать, что работа уже начата и партнеры уже определены. Есть немалое число людей, которые несут за собой чистоту и порядок.

– Что Вы можете сказать о современных технологиях утилизации ТКО, насколько они безопасны для населения и какие из них вы будете использовать? 

– Cамым популярным на сегодня способом избавления от бытового мусора является именно захоронение ТКО на открытых полигонах. Но сегодня из всей массы мусора на вторичную переработку попадает не более 10% отходов, в результате чего порядка 90% уходит в тело полигона, что значительно снижает их ресурсность и неизменно приводит к переполнению полигонов. 

Мы планируем внедрить комплексный подход к данному вопросу, состоящий из нескольких этапов:

– это организация системы раздельного сбора мусора до его попадания в мусорный контейнер;

– после загрузки отходов в мусоровоз он будет направляться на мусоросортировочную станцию. Эта станция позволяет отсортировать и отправить на повторное использование до 30% отходов. В зависимости от типа отходов на линии происходит их дробление, разделение и сортировка, после чего отсортированный материал загружается в контейнеры, пресс-контейнеры или прессуется в кипу для дальнейшей транспортировки и повторного использования;

– если нет возможности транспортировать отходы до мусоросортировочной станции, мы планируем использовать в своей работе мобильные сортировочные комплексы.  Комплекс смонтирован на седельном полуприцепе, тягачом которого является КамАЗ, оборудованный грейферным захватом. Подготовка комплекса из транспортного состояния в рабочее и наоборот занимает около 40 минут. 

Инвестиционной  программой предусматривается приобретение семи мобильных сортировочных комплексов до конца 2019 года. На сегодняшний день подписан договор на поставку первого мобильного комплекса, срок его изготовления – 45 рабочих дней, затем доставка, и уже в сентябре он будет опробован на сортировке отходов. 

Говоря о современных технологиях, хочется рассказать о технологии  высокоточной лазерной сортировки. Оптическое лазерное оборудование способно распознавать и разделять не только значительно отличающиеся по видам отходы, например, отделять бумагу от металла и дерева, но и сортировать на различные группы отходы полимеров. Оптика легко «распознает» и отсортирует полиэтилен от полипропилена.

При этом из общей массы посредством тщательной лазерной сортировки извлекают около 70% сырья для вторичной переработки. Впоследствии треть ее идет в производство альтернативного твердого топлива, которое можно использовать как основное или дополнительное на производственных предприятиях, например, на цементных или металлургических заводах.  А оставшиеся две трети отходов становятся техническим компостом, который используют в качестве органического удобрения при выращивании сельскохозяйственных культур.

Таким образом, на полигон для захоронения будут попадать только так называемые «хвосты» сортировки, то есть не более 30 % от общей массы всех собираемых  ТКО!

– Что такое биологическая очистка пищевых отходов, и будет ли вами применяться такая технология в Бурятии?

– Для начала хотелось бы отметить, что данная технология, а точнее сказать, препарат для  ускоренной переработки любых органических отходов, разработан в Бурятии местными учеными и  компанией НПК «Биосфера». Микробиологический препарат, который содержит компоненты микробного, растительного и минерального происхождения, обладает универсальными свойствами широкого спектра действия. Перечислять эти свойства можно долго. Например, это ускоренная переработка органики (помет, навоз, осадки сточных вод и т.п.). Препарат ускоряет период созревания компостов, очищает промышленные и бытовые сточные воды и утилизирует жир. Он перерабатывает биологические отходы в скотомогильниках и органические отходы в составе полигонов ТКО. В целом технология применения препаратов ведет к оздоровлению водоемов, эффективно борется с органическими загрязнителями.
И, самое главное, конечные продукты ферментирования любой органики являются безопасными, обогащенными биологически активными веществами. Таким образом, ферментированные продукты являются отличным удобрением или сырьем для приготовления удобрений, абсолютно безопасным для окружающего мира.

Важно отметить, что препарат абсолютно безвреден для человека, животных, птиц и  даже пчел, и мы намерены использовать его, как только он пройдет промышленные испытания. 

– Будет ли «ЭкоАльянс» строить новые полигоны для утилизации отходов? Какой у них должен быть объем, и из каких средств они могут финансироваться?

– В первую очередь необходимо строительство основного нового полигона в городе Улан-Удэ, полностью соответствующего всем нормам экологического законодательства. Он не должен гореть, допускать выброс в воздух свалочных газов, проникновения в землю зараженной воды. Также должна осуществляться тщательная проверка мусоровозов при въезде на полигон (весовой и дозиметрический контроль, проверка паспортов отходов).  Важно не количество полигонов, а качество их  работы и соответствующего мониторинга за ними! Строительство будет вестись за счет средств, предусмотренных в нашей инвестиционной программе. Срок строительства и ввода в эксплуатацию – до трех лет.

При этом отмечу, что мы против захоронения всех отходов в землю и видим процесс утилизации через их глубокую сортировку с дальнейшей переработкой, с применением современных методов комплексной переработки углеродосодержащих отходов для получения тепловой и электрической энергии. Такая технология сейчас проходит ряд исследований и находится на завершающем этапе. Именно ее мы хотим внедрить как альтернативу полигонам. И только уже образовавшиеся «хвосты» – остаточные материалы, которые невозможно переработать – захоранивать!

– К 1 июля «ЭкоАльянс» должен представить в правительство Бурятии инвестиционную программу своей работы. Что Вы можете сказать об основных пунктах этой программы? 

– В настоящее время мы готовим инвестиционную программу на срок до 2021 года, в которой запланированы следующие элементы: первый – это увеличение объемов отбора вторичного сырья из массы отходов вдвое. Для этого планируется реконструкция существующих мусоросортировочных станций. Реконструкция МСС-1 и МСС-2 предусмотрена в 2018–2019 годах, опять-таки, из средств, предусмотренных в инвестпрограмме. Далее – это строительство новых площадок временного хранения ТКО в местах образования отходов для сортировки и последующей утилизации ТКО. Хранение отходов на этих площадках возможно до 11 месяцев. И третий элемент предполагает проектирование и последующее строительство новых полигонов ТКО для размещения так называемых «хвостов ТКО» после мероприятий по обработке и обезвреживания отходов. Это, пожалуй, основное.

– Что вы намерены делать с отобранным вторсырьем? И кто у нас занимается его переработкой? 

Отобранное сырье, или так называемые вторичные материальные ресурсы (ВМР), предполагается поставлять на Селенгинский ЦКК, в Ангарск, Горноалтайск, Хабаровск и Новосибирск. Сегодня этот процесс уже отлажен и проверен, но бывают периоды, когда заводы приостанавливают прием ВМР по причине плановых технологических ремонтов, и чаще это бывает в летнее время, в такие моменты и нужны достаточные площади для складов хранения ВМР.

– На одном из совещаний по вопросам ликвидации стихийных свалок в республике представитель администрации Улан-Удэ заявил, что теперь вся ответственность за работу с отходами переходит к региональным операторам, а городские власти оставляют за собой только уборку улиц. Так ли это на самом деле? Что остается в зоне ответственности «муниципалов» и за что теперь отвечают региональные операторы?

– Ответственность мы будем делить пополам! Так велит нам Федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления». В соответствии с ним к полномочиям органов местного самоуправления будут относиться:

– определение схемы размещения площадок накопления ТКО и ведения реестра площадок накопления ТКО;

– создание и содержание площадок накопления ТКО, в случаях если органы МСУ являются собственниками этих территорий;

– организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.

Основные обязанности и полномочия регионального оператора таковы: 

– региональный оператор, в случае обращения к нему, не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику отходов, которые образуются в зоне его деятельности; 

– по договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации. В свою очередь, собственник отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по единому тарифу на услугу регионального оператора;

– региональный оператор может заключать договоры с перевозчиками ТКО и операторами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО;

– региональный оператор должен ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, образовавшиеся после начала деятельности регионального оператора.

Последний пункт означает то, что за ныне существующие стихийные свалки с властей как собственников территорий ответственности никто не снимает. Будем решать эти проблемы совместно.

– Каков порядок ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся после начала работы регионального оператора? 

– Согласно законодательству, в случае обнаружения региональным оператором этих свалок, он (региональный оператор) обязан уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления, и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Далее – направить ему договор на оказание услуг по ликвидации этих отходов.

Если собственник земельного участка не обеспечил своевременную ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места, региональный оператор ликвидирует его своими силами и в дальнейшем взыскивает с собственника земельного участка понесенные расходы.

Проще говоря, ликвидация несанкционированных свалок, образовавшихся  после начала работы регионального оператора, будет производиться либо силами регионального оператора с последующим выставлением счетов за произведенные работы в адрес собственника, на территории которого образовалась несанкционированная свалка, либо силами самих собственников земель.       

– Намерены ли вы вести пропагандистскую кампанию среди населения по раздельному сбору мусора на придомовых территориях? Актуально ли для вас это?

– Этот вопрос – один из любимых среди некоторых наших сотрудников. Да! И, более того, мы уже работаем в этом направлении. Важно понимать, что региональный оператор – это не только организация, которая занимается решением проблем по обращению с твердыми коммунальными отходами, но как люди и жители байкальской территории, мы озабочены состоянием экологии в целом на территории Бурятии. Мы принимаем участие в экологической акции по приему вторичного сырья под флагом «Время разделять». Это мероприятие поддержали около 200 жителей города Улан-Удэ. В ближайшее время мы будем участвовать в летней сессии Школы экологического предпринимательства, которая пройдет с 21 по 24 июня в Кабанском районе. Участники уже предложили более 20 экологических бизнес-проектов, в том числе направленных на раздельный сбор мусора. Мы выступим экспертами, дадим объективную оценку данным проектам и дадим старт нашей просветительской работе с населением республики по вопросам обращения с ТКО. Помимо участия в подобных мероприятиях, мы хотим внедрить свои предложения в систему общего образования. Доводить до детей школьного и дошкольного возраста информацию о том, что природу нужно беречь и следить за ее чистотой.

– Предполагается ли в вашей работе какая-либо занятость местного населения?

– В нашей сфере деятельности будут привлекаться, в первую очередь, местные специалисты рабочих профессий: водители, сварщики, сортировщики и т.д., а также офисный персонал из числа жителей как самого города Улан-Удэ, так и районов, находящихся в зоне деятельности регионального оператора. Набор сотрудников будет осуществляться с учетом профессиональных навыков с обязательным обучением и аттестацией персонала. Ориентировочная численность персонала – 250 человек. На сегодняшний день для работы в офисе нам требуются: юрист, бухгалтер, инспектор по кадрам, специалист договорного отдела, офис-менеджер, операторы на телефон. Для подробной информации вы можете обратиться по номеру телефона: 57-66-57.  Информация о наличии вакансий размещена на сайте Superjob, в ближайшее время планируем разместить вакансии на hh.ru (хэдхантер). 

– Что сегодня можно сказать о будущих тарифах для населения, из чего он складывается  для жителей многоквартирных домов и частных подворий?  

– Региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет вид деятельности, в отношении которого осуществляется государственное регулирование тарифов. Размер платы населения будет складываться из цены (тарифа) услуг регионального оператора по обращению с ТКО на один кубический метр, определенной регулирующим органом, и норматива накопления ТКО на одного проживающего по домовладениям. Он будет утвержден Республиканской тарифной службой (РСТ),  опубликован в СМИ и вступит в действие до 20.12.2018. Сейчас идет его детальный просчет.

– Может ли тариф быть единым и для жителей Улан-Удэ, и, к примеру, для жителей Северобайкальска?

– Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО предусматривается установление единого тарифа, то есть и в Улан-Удэ, и в Северобайкальске он будет одинаковый, поскольку они входят в единую первую зону. Для второй и третьей зоны он может быть другой, с разницей до 15–20%. Сроки утверждения тарифа регулирующим органом ограничены тем, что региональный оператор обязан приступить к оказанию услуги  по обращению с твердыми коммунальными отходами не позднее 1 января 2019 года, уже имея установленный тариф. Поэтому, как только сформируем тариф, мы сразу объявим эту информацию. Произойдет это не позднее 20.12.2018.

– Что бы Вы хотели сказать сегодня жителям республики как получателям новой услуги?

– Мы бы хотели обратить внимание жителей РБ на необходимость изменения отношения к отходам нашей жизнедеятельности. Пора реально оценить сложившуюся экологическую ситуацию в нашем регионе, осознать свою ответственность перед природой и задуматься, что мы оставим в наследство нашим потомкам? Сегодня еще можно навести порядок в нашем общем доме и поддерживать его совместными усилиями. 

В противном случае мы оставим о себе память как об иждивенцах и нерадивых людях, не захотевших ничего сделать для сохранения чистоты родного края.

Время собирать мусор!

Беседовал Александр Левашов.
^