Интеллигентная месть

Молодой ученый БГУ Даши Цыренов снова попал под раздачу большой политической игры
A- A+

На прошлой неделе ряд СМИ опубликовал решение Верховного суда Бурятии по поводу иска доцента ВСГУТУ Светланы Михайловой к молодому ученому БГУ Даши Цыренову. Претензии касались заимствований текстов в нескольких статьях последнего. Причем незадолго до этого Октябрьский райсуд Бурятии на основании лингвистической экспертизы признал статьи Цыренова оригинальными.

Читатель может задаться вопросом: а кому вообще интересны мелкие, прямо скажем, дрязги ученых конкурирущих вузов на предмет заимствований или не заимствований научных статей, которые мало кто читает? Что за нездоровый ажиотаж творится вокруг банального по сути вопроса? На самом деле ларчик открывается весьма просто. Дело молодого ученого БГУ является лишь катализатором долгоиграющего процесса кампании по дискредитации сегодняшнего ректора Николая Мошкина со стороны бывшего руководства вуза. Еще той команды, которая бессменно правила вузом без малого четверть века и оставившая его не в лучшем состоянии.

Масштабные нарушения

Напомним, в январе 2015 года завершилось 22-летнее правление ректора БГУ Степана Калмыкова. И если в первые годы своей работы молодой тогда ректор сделал немало для становления регионального вуза, то с годами стали нарастать, мягко скажем, застойные явления. Которые выражались, в том числе, в масштабных финансовых нарушениях. И, насколько можно судить, имея мандат депутата Народного Хурала и возможность решать вопросы обучения нужных детей нужных родителей в вузе, Степан Калмыков снискал положение уважаемого в Бурятии гражданина и стал недосягаемым для правоохранительных и судебных органов.

Тем не менее информация о масштабных нарушениях в вузе дошла до учредителя – Министерства образования РФ, и приказом министра в конце 2015 года Степан Калмыков был освобожден от занимаемой должности.

Вскоре выяснилось, что еще в марте 2008 года в нарушение федерального закона об образовании и устава учреждения, без согласия учредителя Степан Калмыков приватизировал дом, расположенный на земельном участке по улице Партизанской, 33а, блок 1 в Улан-Удэ. А после того как Калмыков ушел с должности, он попытался приватизировать и земельный участок под домом.

Однако Министерство образования и науки РФ добилось в судах признании права собственности дома за Российской Федерацией и истребовании имущества из чужого незаконного владения. В сентябре 2016 года судебные приставы-исполнители передали дом в оперативное управление БГУ. Таким образом, и земельный участок, и расположенный на нем жилой дом возвращены от Калмыкова в собственность государства.

Помимо дома всплыли и другие факты незаконного распоряжения федеральным имуществом.

Так, 26 ноября 2015 года университет подал иск в Арбитражный суд Бурятии по факту незаконной продажи незавершенного строительством объекта, расположенного на земельном участке, находящемся на праве постоянного (бессрочного) пользования БГУ, по улице Корабельной, 32.

Однако суд, указав, что срок исковой давности прошел, тем не менее согласился с доводом БГУ и установил, что спорное имущество на момент заключения договора купли-продажи от 23 июня 2008 года находилось в ФГБОУ ВО «БГУ» на праве оперативного управления, и распоряжение спорным объектом было возможно только при наличии согласия собственника в лице Министерства образования и науки РФ.

Нет фонда – нет проблем

После ухода с поста ректора Степан Калмыков поспешил ликвидировать через суд и так называемый «общественный благотворительный фонд БГУ». Учредителем фонда был он сам и ряд частных лиц. Основной формой деятельности был «добровольный» сбор денег со студентов.

Как жаловались тогда студенты, отказаться от предложения раскошелиться было нереально. Попробуй не дай – как потом учиться? Соответственно, выяснить, сколько десятков миллионов студенческих денег перекочевало из их карманов на зарплату Калмыкову и другим лицам, сегодня уже нереально – следствие не захотело в этом разбираться. Нет фонда – нет и дела.

Космические траты

Помимо Калмыкова вопросы у нового руководства вуза возникли и к представителям его команды. Так, в нарушение устава, без решения Ученого совета вуза в 2012 году был создан так называемый Центр космических услуг, который возглавил доктор наук Валерий Архинчеев. Центр должен был «использовать результаты космической деятельности в интересах социально-экономического развития Республики Бурятия». А работа структуры – строиться на основе финансового самообеспечения.

Однако центр Архинчеева за 2012–2015 годы заработал на космосе всего 22 тысячи рублей. И при этом умудрился потратить на зарплату тому же Архинчееву и другим два миллиона 554 тысяч рублей! Кому нужен такой «космос»? Осенью 2015 года в Центре космических услуг выявлена недостача товарно-материальных ценностей более чем на 250 тысяч рублей, а в декабре того же года СО УМВД по Улан-Удэ возбудило уголовное дело по п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ по факту хищения оборудования университета. Но далеко копать полицейские также не стали. Ученый совет вуза вскоре ликвидировал эту бесполезную и дорогостоящую «присоску».

Земляк в помощь

Вскоре к защите дел Калмыкова присоединились и его земляк, известный коммунист Мархаев (оба – уроженцы Боханского района Иркутской области). В марте 2016 года член Совета Федераций Вячеслав Мархаев направил в адрес ректора запрос на предоставление сведений хозяйственного и иного характера. Поскольку Мархаев по должности не имеет никакого отношения к Бурятии, представляя интересы чужого региона, то его вежливо отправили в правильном направлении: Вы, господин сенатор обратились не по адресу.

Обиженный Мархаев, в свою очередь, обратился с жалобой на действия ректора в контролирующие ведомства. Однако точку в деле в июне того же года поставил Советский райсуд Улан-Удэ. В ходе рассмотрения дела установлено, что запрос сенатором у ректора БГУ сведений и документов был осуществлен без правовых на то оснований. Суд пришел к выводу, что данное заявление в Совет Федерации не поступало, не было надлежаще зарегистрировано, а направление запроса Мархаевым в БГУ вообще не входило в его компетенцию! Таким образом, все эти довольно неуклюжие действия лица, являющегося представителем федеральной, законодательной власти, можно расценивать как элемент давления на новое руководство БГУ.

Тем не менее Мархаев все же добился в Минобразования РФ выдачи ему списка и копий опубликованных научных и учебно-методических работ ректора БГУ Николая Мошкина и лиц, у которых он являлся научным руководителем или научным консультантом. Эти же документы в последующем использованы группой заявителей (Архинчеев и др.) с целью лишить Николая Мошкина ученого звания. Этого им сделать не удалось, и тогда, чтобы бросить тень на ректора, нашли более легкую цель – молодого ученого-экономиста Даши Цыренова.

Попал под раздачу

Те, кто когда-либо писал простейшую дипломную работу, знают, что в подобных работах невозможно уйти от повторений и сходства. Тем более когда речь идет о научных работах, как, например, исследование экономического неравенства в разных регионах, которым и занимался ученый Цыренов. Например, в этой теме невозможно обойтись без использования и разворачивания на страницах своей работы коэффициента Джини.

Для тех, кто не знает, это количественный показатель степени неравенства распределения доходов среди групп населения. Заменить другими словами вычисления этого коэффициента невозможно, так же как и придумать новую таблицу умножения! Есть доходы, есть расходы, аналоги этих и других слов, словосочетаний и предложений придумывать не только сложно, но и бессмысленно. Всегда найдется элемент совпадений и «неоригинальности».

Другой вопрос, что не всегда учеными делаются ссылки на монографии тех трудов, которые ранее были использованы в работах. И с этим у многих ученых есть проблемы, что тут скрывать, причем не только в Бурятии и России, но и во всем мире.

Так вот, воспользовавшись этим, доцент ВСГУТУ Светлана Михайлова с прошлого года пыталась доказать плагиат в научных статьях, над которыми работал Даши Цыренов, и пошла судиться с молодым ученым. Между прочим, выступила против своего же бывшего студента, которому она в свое время читала лекции и которому открыла дверь в мир экономических наук.

В начале 2018 года Октябрьский райсуд Улан-Удэ отказал ей в иске, признав научные работы Даши Цыренова, согласно проведенной независимой лингвистической экспертизе, оригинальными и авторскими. Казалось бы, в процессе пора поставить точку. Однако Верховный суд РБ отменил решение первой инстанции, причем на процессе отметал практически все ходатайства стороны Цыренова и принимал заявления Михайловой!  Странное понимание судопроизводства.

– Мы категорически не согласны с вынесенным решением Верховного суда РБ, у нас имеются веские основания для обжалования данного решения, и мы обязательно воспользуемся данным правом, – сообщила Маргарита Галицына, представитель Даши Цыренова в судах.

Таким образом, один из ярких представителей молодой научной поросли Бурятии «попал ногами в жир» исключительно не из-за ценности или бесценности его научных изысканий. Гвардия почитателей бывшего ректора Степана Калмыкова воспользовалась удобным случаем лишь для сведения счетов с действующим ректором БГУ.  

Конечно, на войне все средства хороши, но печально то, что из-за конфликта «отцов» страдают «дети». Будем надеяться, что произошедшая неприятность не отобьет желания у Даши и подобных ему молодых людей заниматься наукой, пытаться сеять доброе и разумное, несмотря на все происки недоброжелателей.

Кстати, любопытный факт: Даши Цыренов – выпускник еравнинской школы, не раз отмечал, что его жизненные и научные успехи во многом состоялись благодаря поддержке родной школы. Поэтому с 2010 года, как только встал на ноги, он учредил в родной школе собственную премию «Лучший ученик» среди одиннадцатиклассников. Ребята, делающие успехи в учебе и общественной жизни, ежемесячно получали две тысячи рублей, которые молодой ученый платил им из собственного кармана.

В биографии правдоруба Михайловой тоже есть любопытный факт. Светлана Сергеевна (в девичестве Мункуева) в период с октября 1999 года по январь 2008-го работала в БГУ в должности ассистента кафедры экономики. В тот период ее работы на основании заявлений студентов второго курса социально-психологического факультета БГУ в отношении Мункуевой было возбуждено уголовное дело № 10-2001-1284 по ч. 1 ст. 290 УК РФ «Получение взятки». То уголовное дело прекращено, нам неизвестны основания прекращения. Вероятно, студенты тогда отказались от своих претензий к преподавателю, будем надеяться, что все они благополучно окончили вуз.

Станислав Сергеев, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.