Александр Стопичев: «В школах нужны перемены»

Изменения помогут повысить учительские зарплаты
A- A+

В Бурятии продолжается работа над решением проблемы учительских зарплат. После недавнего повышения МРОТа ситуация пережила очередное обострение. Доходит до того, что у технического, обслуживающего персонала в муниципальных школах зарплата выше, чем у учителей.

На каком этапе находится сейчас решение этого важного вопроса? Как известно, для поиска путей выхода была создана Рабочая группа. Мы поговорили о ближайших перспективах с членом группы Александром Стопичевым, председателем комитета Народного Хурала по социальной политике.

Нормативы на основе наполняемости

– Рабочая группа собиралась уже несколько раз. Рассматривали разные варианты. Сошлись на мнении, что необходимо принципиально пересмотреть систему подушевых нормативов, исходя из которых в школах формируется фонд оплаты труда. На каждого ученика, как известно, из бюджета выделяется определенная сумма.

– В чем суть предложений?

– Сегодня у нас норматив для конкретной муниципальной школы «привязан» к численности населения в том городе или селе, где она находится. Рабочая группа считает, что при определении нормативов нужно исходить из численности учащихся в конкретной школе, наполняемости. А не из количества жителей в населенном пункте. Например, по городу Улан-Удэ для школы с 200 учащимися и с 2000 – норматив один. Если при большом количестве учеников проблемы не так заметны, то когда учеников 100–200, ситуация становится острой.

Или взять школу на тысячу мест в селе Иволгинск и такую же в Улан-Удэ. Нормативы различаются процентов на тридцать. Бывает, что в большом населенном пункте мало детей, а в небольшом много… По нашему мнению, нынешняя шкала нормативов не совсем справедлива. Многие регионы России уже перешли на новый принцип.

– Сколько ступеней будет в новой шкале нормативов по наполняемости?

– Это еще не определено. Может быть, двадцать ступеней или больше… Рабочая группа предложила, чтобы минобрнауки республики произвело расчет нормативов финансового обеспечения в зависимости от численности учащихся в течение I полугодия 2019 года. Думаем также, что это должно быть вынесено на широкое обсуждение. Важно не ошибиться. Но по малокомплектным школам все останется по-прежнему. Мы их норматив не трогаем, как поддерживали отдельно, так и продолжим поддерживать.

Уборщиц – вывести из норматива

– Помимо этого считаем необходимым провести в школах организационные мероприятия в отношении школьного технического персонала, – говорит Александр Стопичев.

– Что имеется в виду?

– Рабочая группа предложила министерству образования и науки Бурятии, совместно с органами местного самоуправления, перевести с 1 января 2019 года обслуживающий персонал, который есть в штатных расписаниях общеобразовательных учреждений, на местный бюджет – школам увеличат субсидии. Вывести персонал с норматива, но оставить в штате школы.

В трех районах Бурятии технический персонал вообще вывели из штата школ. Я считаю, правильнее, чтобы они подчинялись директору школы, но зарплата шла из муниципального бюджета. А республика будет давать только на зарплаты учителей. Цена вопроса – примерно 400 миллионов рублей в год.

При возможности, при нахождении источника финансирования, речь идет о переводе обслуживающего персонала уже с 1 сентября нынешнего года. Это должно снять нагрузку с подушевых денег – на оплату труда учителей останется больше средств.

Сегодня и учителя, и технический персонал получают зарплату из одного «котла». МРОТ повысился, а норматив еще нет. Для того чтобы выплачивать МРОТ, руководство школы направляет на это средства из стимулирующей части фонда оплаты труда, и учительские зарплаты начинают сокращаться.

Надо, чтобы было ясно видно. Эти средства – на учителей, а эти – на обслуживающий персонал. Например, в детских садах все четко определено – республика финансирует  образовательный процесс, а вспомогательный персонал находится на муниципальном бюджете.

– Есть вопросы и по стимулирующей части фонда оплаты труда. Здесь будут изменения?

– Мы обратились к минобрнауки республики с тем, чтобы оно рекомендовало муниципалитетам установить, с 1 сентября нынешнего года, стимулирующую часть фонда до десяти процентов. А 90 процентов направлять на базовую часть учительской зарплаты.

Учителя поддерживают реформу

– При всем озвученном, для повышения зарплат учителей все равно потребуется повышать сами нормативы

– То, о чем мы говорим, это только первый этап. Если дальше будем пересматривать нормативы, без увеличения финансирования нереально пересмотреть. По нашим расчетам, цена вопроса – около 900 миллионов рублей. Такая ситуация не только в Бурятии, но и в целом по России.

Еще один вопрос, который постоянно возникал. Учителям, которые имеют льготы по оплате коммунальных услуг, с недавних пор стали включать их в зарплату, стали считать доходом.

Считаем необходимым с января будущего года передать выплату в этой части министерству социальной защиты Бурятии. Это касается педагогических работников, проживающих, работающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа). Хотим, чтобы «коммуналка» не фигурировала в фонде оплаты труда. Думаю, этот вопрос решится… В некоторых районах она высокая, по пять-шесть тысяч рублей в месяц. И льготу плюсуют к зарплате.

– Александр Трофимович, Вы встречались с педагогами. Они одобряют идею шкалы нормативов на основе количества учеников в школах, прочие коррективы?

– Учителя, директора школ, профсоюзы – все поддерживают. Надо изыскать деньги – это главный вопрос. Я надеюсь, что все решится.

– Спасибо за беседу.

Станислав Сергеев, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.