Остаться на улице

Работников «Стальмоста» сначала лишили работы, а теперь отнимают и жилье
A- A+

Финансовый кризис на «Улан-Удэстальмосте» привел к тому, что сейчас завод находится на грани уничтожения. Чтобы сэкономить, новое руководство предприятия проводит сокращения. Работу и единственный источник доходов потеряли многие сотрудники и их семьи. Но, как выясняется, теперь бывшие заводчане могут лишиться еще и своего жилья.

Под ударом – молодые специалисты

Еще в «сытые» годы, восемь лет назад, ЗАО «Улан-Удэстальмост» предоставляло молодым специалистам жилье. Частные дома предприятие строило за свой счет, а затем их продавали сотрудникам в рассрочку. Точное количество работников, которые подписались под этой своего рода «стальмостовской ипотекой», нам не известно. Но сейчас все они боятся потерять свой кров.

Причина для паники есть: в договоре купли-продажи жилых домов есть пункт, согласно которому покупатель жилья обязан погасить всю сумму долга целиком в течение одного месяца, в случае если будут расторгнуты трудовые отношения с заводом. При этом злополучный пункт 6 «б» не уточняет, по какой причине может быть уволен сотрудник. Ведь одно дело, когда работник завода решает уйти по собственному желанию, и совсем другое – когда речь идет о банкротстве и закрытии предприятия. В этом случае разве работник виноват, что лишился работы?  

Но разбираться в этих нюансах сегодня никто не хочет. Согласно подписанному договору сейчас каждый из получивших жилье в ипотеку обязан внести всю оставшуюся сумму. А это порядка одного-двух миллионов рублей. Где взять такие огромные деньги, безработные заводчане не знают.

– Я брал ипотеку в 2010 году. Дом оценили в два миллиона 645 тысяч рублей. Ежемесячный платеж я вношу 14700 рублей. Остаток у меня на данный момент один миллион 204 тысячи рублей. Где я сейчас возьму такую сумму? – недоумевает Дмитрий Ткачев, бывший заводчанин.

У Дмитрия на иждивении жена, двое малолетних детей. В похожей ситуации оказались и другие коллеги. У каждого жилье стоимостью не менее двух миллионов рублей. При этом люди остались без работы, да еще и с невыплаченной до конца заработной платой.

– Сейчас у нас на заводе работает конкурсный управляющий. Нас сократили в апреле этого года. Недавно дали частично зарплату за май, всего 25 процентов. То есть у кого, например, 12 тысяч зарплата, вообще получили три тысячи рублей. Это разве деньги? – возмущается Дмитрий. – Людям уже нечем кормить семью, а еще дети в садик, школу ходят, это сколько надо в месяц платить.  Есть и такие семьи, где оба, и муж и жена,  работали на заводе. Что им делать?

Тревожные уведомления

Дмитрию уже пришло уведомление о расторжении договора купли-продажи. В нем указаны сроки, когда нужно освободить дом.

«Обращаем Ваше внимание на то, что если в день окончания вышеуказанного срока не вывезете свое имущество из жилого дома, ЗАО «Улан-Удэстальмост» не будет нести ответственность за его утерю и порчу», – так угрожающе заканчивается письменное уведомление.

Не исключено, что скоро такие же уведомления могут получить все уволенные ипотечники. Ведь все они нарушили один из пунктов договора купли-продажи – перестали работать на заводе.  

Помочь заводчанам отстоять свои права на жилье вызвался юрист Виталий Хонихоев. Он уверен, что тот самый пункт договора 6 «б» незаконен. И даже подписи людей под договором – не оправдание.

– Я считаю, что это условие в договоре незаконное, и это своего рода рабство. Это нарушение Конституции РФ, трудового права, гражданского права, закона о защите прав потребителей, вообще нарушение всего. У нас труд должен быть свободен, никто не может заставить человека трудиться по принуждению, есть такая статья в Конституции. А тут, получается, если ты уйдешь, у тебя дом заберут! – возмущается правозащитник.

Первый пошел

Дмитрий Ткачев стал первым из заводчан, кто обратился в суд, чтобы оспорить законность того самого пункта договора, который может оставить его семью без жилья.

«Пункт 6 «б» гласит буквально следующее: «В случае расторжения трудовых отношений с ЗАО «Улан-Удэстальмост» до вышеуказанного срока покупатель обязуется погасить сумму оставшегося долга в течение одного месяца с момента расторжения трудовых отношений с предприятием». Указанный пункт договора ипотеки является незаконным и ограничивает мое конституционное право на свободу труда. (…) Он принуждает работников ЗАО «Улан-Удэстальмост» работать принудительно, в противном случае придется выплачивать остаток по ипотеке одномоментно, что может быть невозможно для семьи со средним достатком», – вот выдержки из искового заявления Дмитрия Ткачева.  Также он указывает в иске и на нарушение закона о защите прав потребителей.

Ответчик, в свою очередь, указывает на то, что истцом пропущен срок исковой давности.

«В соответствии с ч. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительной составляет один год», – указывает в отзыве на иск конкурсный управляющий ЗАО «Улан-Удэстальмост». И добавляет, что все условия договора были добровольно подтверждены подписью Ткачева в договоре.

Юрист Виталий Хонихоев уверен: в данном случае, учитывая незаконность пункта договора, ни подписи людей, ни сроки давности никакого значения не имеют.

– Пункт договора составлен в нарушение закона. Поэтому нужно ли его исполнять? Мы хотим добиться того, чтобы в договор купли-продажи были внесены изменения, – подытоживает правозащитник.

Чем закончатся эти судебные баталии, пока неизвестно. Но сейчас за судьбой Дмитрия Ткачева пристально наблюдают такие же, как он, ипотечники «Стальмоста». В случае выигрышного суда, они также готовы судиться с бывшим работодателем.

Василиса Шишкина, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.